Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе. Знакомство с наименьшей единицей языка - звуком. Интересные  задания, которые мотивируют мыслительную деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

  Павлюченко Галина Николаевна

Место работы

МКОУ Романовская СОШ

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1 четверть. Раздел «Система языка» Фонетика. Графика. Орфоэпия

Тема урока 

Звук как единица языка.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

 необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, получать в совместной деятельности новые знания, навыки

Метапредметные:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов, формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений

и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач, выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах, воспринимать и формулировать суждения

Предметные:

Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Звук, произношение, транскрипция, согласный звук, гласный звук, парный звук, непарный звук

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

На уроке обучающиеся познакомятся с наименьшей единицей языка – звуком. Оборудование: мультимедийный проектор, доска, учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной работы

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

  1. Прочитайте слова, записанные на слайде. Понятно ли вам, что они обозначают?  Что у них общего? Что обозначает общая часть слов?

Телефон, магнитофон, фонотека, домофон, микрофон, мегафон.

  1. Что же в таком случае изучает раздел языкознания, который называется «фонетика»?
  2. Но ведь звуки бывают разные. Послушайте и угадайте, что это за звуки.
  3. Как выдумаете, фонетика занимается подобными звуками? Почему?
  4. Что же мы можем сегодня узнать?

Зачем нам это нужно?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос, индивидуальная работа.

  1. А что вы знаете о звуках речи? Какими они бывают?
  2. Вся информация, которую вы сейчас вспомнили, объединена в схему (стр. 135, упр. 270). Поработаем с нею. Приведите примеры звуков?
  3. Давайте запишем звуки, которые вы назвали. Как мы записываем звуки? Зачем нам такой способ записи?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

-Ребята, как вы думаете, какие вопросы у вас могут возникнуть при изучении данной темы?

(-Как образуются звуки?

- На какие две группы делятся звуки?

- Важны ли звуки в речи?  

- Может один звук в слове что – то изменить?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Обратиться к учебнику, к текстам, к экспертам.) 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Прослушайте информацию о звуках речи https://yandex.ru/video/preview/4020578549551790437 

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятия фонетика, звуки речи


- Определите, какие признаки имеют звуки и чем они отличаются от букв

  1. Посмотрите слайд. Запишите слова и звуки, которыми различаются слова в парах?

Майка – лайка

Дом – дым

Лук – люк

  1. Какую роль играют звуки в словах?

Поскольку звуки речи, как мы выяснили, имеют большое значение, давайте внимательнее их изучим. А что мы можем о них узнать?

Работа с текстом учебника «Гласные и согласные звуки»: попытайтесь определить, какая новая для вас информация о звуках речи в нём содержится.

Почему так много в русском языке согласных звуков?

Соотношение гласных букв/звуков: 10/6

Соотношение согласных букв/звуков: 21/36

Составляем перечень непарных согласных звуков по мягкости-твёрдости; звонкости-глухости.

Организуем мини-исследование в группах: какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи?

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Сформулируйте правило определения фонетики, звуков речи.

Дайте определение понятию «транскрипция».

Приведите пример слова, в котором одинаковое количество букв и звуков и наоборот.

Проверьте себя.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

  1. Поработаем в парах и выясним: как образуются гласные и согласные звуки. Вы также можете воспользоваться зеркалом, которое лежит у вас на столе. Полученную информацию и вывод записываем в тетрадь.
  2. Лист наблюдений для следующего эксперимента (слайд)

Восстановите текст стихотворения и сделайте вывод: согласные или гласные звуки более информативны?

НШ ТН ГРМК ПЛЧТ

ИЁ ЫО ААЕЯ

Полученный вывод записываем в тетрадь.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте стихотворение. С помощью какого приёма автору удалось передать звуковую картину?

Скажи погромче слово «гром».

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат»,

И тихо мыши зашуршат.

Вывод запишите в тетрадь.

(Термин: звукопись)

Приведите примеры, когда в обычной речи мы произносим слова, которые пишутся по-другому (Здравствуйте – здрасте, скворечник – скварешник и т.д.)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте информацию в учебнике (текст параграфа)

Составьте схематический план прочитанной информации

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

             1.Фонетика – это…

1.        раздел лингвистики, изучающий части речи;

2.        раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения;

3.        раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

            2. В каком слове ударение падает на первый слог?

1.        портфель

2.        игра

3.        шорты

           3.Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

1.        рисунок

2.        шишка

3.        фантазия

          4.В каком слове все согласные – мягкие:

1.        дождь

2.        олень

3.        лесной

          5.В каком слове все согласные – парные:

1.        кость

2.        цапля

3.        шарик

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

.Заполните таблицы:

№1

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами

№2

Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у]

[э] [и] [ы] -6

а,о,у,э,и,ы,е,ё,ю,я-10

Согласные

Глухие -10

Звонкие - 11

[К,п,с,т,ш,ф, х,ц, щ,ч]

[Б,в,г,д.ж,з,л,м,н,р,й]

Всегда мягкие

[ ч, щ, й ]

Всегда твёрдые

[ж, ш, ц]

Шипящие

[ш,ж,ч,щ]

№3

Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения

Примеры

1.Обозначают

гласные звуки [а] [о] [у] [э]

а) после мягких согласных.

Мера, полёт, клюв,

сяду.

2.Обозначают 2 звука: я - [й] [а];

ю - [й] [у]; е - [й]

[э]; ё - [й] [о]

а) в начале слова;

б) после гласной;

в) после ъ, ь знака.

Яхта

Маяк

Вьёт

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Предложить ученику карточку.

Выставьте себе баллы от 1 до 5 по каждой позиции.

 1.Я знаю, чем различаются и как образуются гласные и согласные звуки.

2.Я умею различать звуки и буквы.

3.В самостоятельной работе у меня все получилось.

4.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

5.Я активно участвовал в открытии нового знания.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1.Выучи §31,32,34,37,38,40 страница 43 - 55.

2.Выполни упр. №.325 или составь сказку о государстве Фонетика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...