Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе. Знакомство с наименьшей единицей языка - звуком. Интересные задания, которые мотивируют мыслительную деятельность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Павлюченко Галина Николаевна |
Место работы | МКОУ Романовская СОШ |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 1 четверть. Раздел «Система языка» Фонетика. Графика. Орфоэпия |
Тема урока | Звук как единица языка. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, получать в совместной деятельности новые знания, навыки | |
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов, формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач, выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах, воспринимать и формулировать суждения | |
Предметные: Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Звук, произношение, транскрипция, согласный звук, гласный звук, парный звук, непарный звук | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) На уроке обучающиеся познакомятся с наименьшей единицей языка – звуком. Оборудование: мультимедийный проектор, доска, учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной работы |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Телефон, магнитофон, фонотека, домофон, микрофон, мегафон.
Зачем нам это нужно? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос, индивидуальная работа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Ребята, как вы думаете, какие вопросы у вас могут возникнуть при изучении данной темы? (-Как образуются звуки? - На какие две группы делятся звуки? - Важны ли звуки в речи? - Может один звук в слове что – то изменить?) -Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Обратиться к учебнику, к текстам, к экспертам.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прослушайте информацию о звуках речи https://yandex.ru/video/preview/4020578549551790437 - Попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятия фонетика, звуки речи
Майка – лайка Дом – дым Лук – люк
Поскольку звуки речи, как мы выяснили, имеют большое значение, давайте внимательнее их изучим. А что мы можем о них узнать? Работа с текстом учебника «Гласные и согласные звуки»: попытайтесь определить, какая новая для вас информация о звуках речи в нём содержится. Почему так много в русском языке согласных звуков? Соотношение гласных букв/звуков: 10/6 Соотношение согласных букв/звуков: 21/36 Составляем перечень непарных согласных звуков по мягкости-твёрдости; звонкости-глухости. Организуем мини-исследование в группах: какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда) /Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сформулируйте правило определения фонетики, звуков речи. Дайте определение понятию «транскрипция». Приведите пример слова, в котором одинаковое количество букв и звуков и наоборот. Проверьте себя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восстановите текст стихотворения и сделайте вывод: согласные или гласные звуки более информативны? НШ ТН ГРМК ПЛЧТ ИЁ ЫО ААЕЯ Полученный вывод записываем в тетрадь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте стихотворение. С помощью какого приёма автору удалось передать звуковую картину? Скажи погромче слово «гром». Грохочет слово, словно гром. Скажи потише «шесть мышат», И тихо мыши зашуршат. Вывод запишите в тетрадь. (Термин: звукопись) Приведите примеры, когда в обычной речи мы произносим слова, которые пишутся по-другому (Здравствуйте – здрасте, скворечник – скварешник и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте информацию в учебнике (текст параграфа) Составьте схематический план прочитанной информации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Фонетика – это… 1. раздел лингвистики, изучающий части речи; 2. раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения; 3. раздел лингвистики, изучающий звуки речи. 2. В каком слове ударение падает на первый слог? 1. портфель 2. игра 3. шорты 3.Выдели слово, в котором все согласные – глухие: 1. рисунок 2. шишка 3. фантазия 4.В каком слове все согласные – мягкие: 1. дождь 2. олень 3. лесной 5.В каком слове все согласные – парные: 1. кость 2. цапля 3. шарик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.Заполните таблицы: №1
№2
№3
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложить ученику карточку. Выставьте себе баллы от 1 до 5 по каждой позиции. 1.Я знаю, чем различаются и как образуются гласные и согласные звуки. 2.Я умею различать звуки и буквы. 3.В самостоятельной работе у меня все получилось. 4.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была). 5.Я активно участвовал в открытии нового знания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Выучи §31,32,34,37,38,40 страница 43 - 55. 2.Выполни упр. №.325 или составь сказку о государстве Фонетика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...