Урок «Правописание гласной в чередующихся корнях»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Яук Наталья Васильевна

Планируемые результаты

Коммуникативные:определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы. Владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, написания  мини- сочинения.

Личностные: владеть достаточным объёмом словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glasnoy_v_chereduyushchihsya_kornyah.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Яук Наталья Васильевна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                                         МБОУ «Голубовская СШ»

                                                                                         Омская область

                                                             Урок русского языка в 6 классе

               Повторение и обобщение темы «Правописание гласной в чередующихся корнях»

Цели:

  • для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу;
  • для учащихся: знать условия выбора орфограммы в корнях с чередующимися гласными; уметь объяснять их правописание;составлять предложения  с изученными чередующимися гласными а – о, е – и, уметь перерабатывать и структурировать материал, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, осуществлять самоконтроль.
  • На уроке используются  интерактивные методы обучения. 

Технолигии урока:  информационно- коммуникативная, личностно - ориентированная

Форма работы: групповая

Оборудование к уроку: компьютеры,  мультимедийный проектор, подключение к Интернет, экран, презентация, раздаточный материал: тексты для анализа, тесты, листы с критериями оценивания.

Планируемые результаты

Коммуникативные:определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы. Владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, написания  мини- сочинения.

Личностные: владеть достаточным объёмом словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

                                                            Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы повторяем и обобщаем тему «Правописание гласной в чередующихся корнях». Давайте вместе с вами сформулируем цель урока, исходя из темы (учащиеся под руководством учителя формулируют цель). В течение урока вы будете работать в группе. Предлагаю вам обсудить план работы на уроке и критерии оценивания вашей работы.

План работы

1. Повторение  темы «Правописание гласной в чередующихся корнях».

2. Анализ текста.

3. Грамматическая разминка.

4. Написание мини- сочинения.

5. Индивидуальная работа с тестом.

6. Рефлексия.

Критерии оценивания

Ребята, какие вы предлагаете критерии оценивания (учащиеся совместно с учителем формулируют критерии).

Баллы

Работа в группе (анализ текста)

1. Верно ответил на вопрос – 0,5 – 1 балл

2. Сотрудничал с товарищами, помогал в работе  – 0,5 - 1 балл

3. Индивидуально отвечал, представлял работу группы  – 1  балл

4. Речевая грамотность – 0,5 – 1 балл

Работа в группе ( мини – сочинение)

1. Сотрудничал с товарищами, помогал в работе  – 0,5 - 1 балл

2. Индивидуально отвечал, представлятл работу  группы  – 1  балл

3. речевая грамотность – 05 – 1 балл

Баллы за тест

5 верных ответов – 5 баллов

4 – 4б

3 – 3б.

 2- 2б

1- 1б.

За урок можно получить 12 баллов

12 - 10  баллов – «5»

9– 7 баллов – «4»

6 и менее баллов  «3»

2. Актуализация знаний 

Работа обучающихся в сети Интернет с документами коллективного доступа. Совместное заполнение  электронной таблицы (таблица заранее создана учителем в Онлайн-офисе  Google Docs)

Ссылка для учащихся: https://docs.google.com/document/d/1k4ZFBbO7OlI7S13wHcGbPCs2GqGD5RyPx7DzRUuw-qQ/edit?usp=sharing

Задания:

1 группа заполняет первую графу;

2 группа – 2 графу;

3 группа – 3 графу;

4 группа – 4 графу.

                             Чередование о – а, е – и зависит от

ударения

суффикса а

последующего согласного

значения

гор - гар

бер - бир

раст – ращ - рос

Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

мак - мок

клон – клан

дер - дир

равн–ровн

Искл: равнина

твор – твар

Искл. - утварь

мер - мир

скак - скоч

Искл.: скачок, скачу

пер - пир

зор - зар

Искл.: зоревать, зорянка

тер - тир

блест - блист

жег - жиг

стел - стил

чет - чит

лаг - лож

кос - кас

Плав – плов – плыв: во всех словах пишется корень – плав -Искл.: пловец, пловчиха, плывун

3. Работа по теме урока

1) Анализ текста (в группе каждый ученик отвечает  на один вопрос).

1 текст (1 группа)

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Вопросы:

1. Прочитайте текст выразительно вслух.

2. Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать автор? 

3. Чему учит нас этот текст?

4. На какие правила пропущены гласные в словах? Объясните написание слов.

2 текст (2 группа)

Мы предпол..гали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у озера, заросшего камышом. Заг..ревшие ребятишки плавали по самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя з..ря, когда мы вернулись домой.

1. Прочитайте текст выразительно.

2. Определите стиль и тип текста.

3. Назовите изобразительно – выразительные средства языка.

4.Объясните правописание чередующихся корней.

3 текст (3 группа)

Друг отца   предл..жил  отдохнуть  на природе, и мы  отправились в лес. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная р..стительность. Тропинка почти   зар..сла, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый,  зар..стающий осокой лес.  Дальше находился широкий овраг,  а направо раскинулась чудесная поляна.  На ней уютно распол..жилась  лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

1. Прочитайте текст выразительно.Какова тема текста?

2. Определите стиль и тип текста.

3. Назовите изобразительно – выразительные средства языка.

4.Объясните правописание чередующихся корней.

4 текст (4 группа)

На опушке вырос красивый лес из березок. У каждой красавицы листья распол..жены по-разному. Одни к..саются земли, другие горят ярким пламенем на верхушках. Вокруг березок густо зеленеет молодая поросль. Во время вечерней з..ри, лес оз..ряется необычным светом. Именно тогда листья деревьев делаются горящими! Хорошо в это время в лесу!
Лес – это самое великое творение природы. Все зверьки, птички, прикл..няются перед этим чудом.

1. Прочитайте текст выразительно. Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать автор? 

2. Определите стиль и тип текста.

3. Назовите изобразительно – выразительные средства языка.

4.Объясните правописание чередующихся корней.

(После представления материала учащиеся оценивают свою работу по критериям, разработанным в начале урока)

2) Грамматическая зарядка        

Задание: если в корне “а” – встаём с места один раз, если в корне “о” – встаем с мест два раза.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • К…снуться чуда.
  • Радостное предпол…жение.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Расположить у костра.

3) Мини – сочинение  на тему « Наша таёжная природа», «Прогулка по лесу», свободная тема.

Задание: написать коллективное сочинение, использовать слова с чередующимися корнями.

Условия работы: первый ученик в группе составляет первое предложение, второй продолжает мысль первого учащегося, третий – второго, второй – первого.

( Пример: У нас красивая природа. Вечером зажигаются на небе яркие звёзды. Расстилается по земле густой  туман. Глядя на эту красоту, сердце  замирает от восторга).

(После представления работы учащиеся оценивают свою работу по критериям, разработанным в начале урока)

4) Индивидуальная работа с тестом

1.    В каком слове пропущена гласная е?

  1. бл.стательный              3.  зап.рать
  2. зад.ру                            4.  разж.гать

     2.    В каком слове пропущена гласная и?

  1. пом.риться                  3.  выж.чь
  2. пост.лю                        4.  бл.стят

     3.    В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

  1. Подр.внять, д.рога, вд.леке
  2. оп.здавший, накл.ниться, отск.чить
  3. р.стительность, оч.ровательный, ул.жить

     4.   В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

  1. подг.рела, обж.гать, отр.стать
  2. з.ря, выл.жить, обм.нуть
  3. ск.калка, насл.ждаться, к.са

      5.   В какой строке пропущена одна и та же буква?

  1. тв.рение, Р.стислав, отр.сль
  2. прил.гательное, выр.щенный, р.сток
  3. к.саться, предл.гать, р.стение

(После проделанной работы учащиеся оценивают свою работу (самооценка, ответы на слайде) по критериям, разработанным в начале урока, суммируют баллы, выставляют оценку)

    4.  Рефлексия, итог урока

  • Что мы делали на уроке? Какую тему изучали?
  • Как мы это делали?
  • Зачем нам необходимо знать это правило, пригодится ли оно в жизни?
  • Можно ли обойтись без этой темы в школе?

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

5. Домашнее задание: на «5» - составить небольшой связный рассказ с большим количеством чередующихся. На «4» - составить словарный диктант из 10 слов на тему «чередующиеся гласные»

                       

                                     Инновационные методы обучения, используемые на уроке

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная  на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой  формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения.

                                          Эффективность групповой работы на уроке

    Групповая работа направлена  на то, чтобы вовлечь всех обучающихся  в учебный процесс, сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При работе в группе идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности, воспитанности и коммуникабельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться,  и это способствует мотивации учения.

                                                Особенности организации групповой работы

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

                              Главные задачи интерактивных средств обучения:

·  обеспечить диалоговый характер обучения,  исключить  монологическое преподнесение учебного материала ;

·  исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

-  способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание сложных слов с корнем пол-"

Конспект урока в 5 классе по разделу "Словообразование" с презентацией....

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"...

Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.

Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...

Конспект урока:"Правописание гласных в корнях-гар-гор-зар-зор-клан-клон-плав-плов"

Конспект урока:"Правописание гласных в корнях-гар-гор-зар-зор-клан-клон-плав-плов"...

Тема урока: «Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»

Тема урока: «Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-.»...