конспект урока "Правописание гласных в окончаниях прилагательных" 5 класс. По программе Т.А. Ладыженской
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glasnyh_v_okonchaniyah_prilagatelnyh_5_klass.zip | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 5 класс
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи
Планируемые результаты:
предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.
2. Актуализация знаний
- О какой части речи эта загадка?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
- Что же такое имя прилагательное?
(ответы учащихся)
3. Формулирование темы урока
Слайд 1
Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, мы слышим звуки новой жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.
Слайд 2
***
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (Баратынский)
Слайд 3
***
Весна идёт, весна идёт –
И тихих тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней! (Тютчев)
Слайд 4
- Посмотрите на экран. Вы видите весенние прилагательные, только у них нет окончаний. Почему? Предположите, какой будет тема урока?
(Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных)
Слайд 5
- Запишите тему в тетрадь
- Уже изучали эту тему. Исходя из этого, определите цели урока.
(формулируют цели)
А) закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных;
Б) закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных;
В) расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных;
Г) воспитание интереса к изучению предмета.
Слайд 6
4. Работа по теме урока. Закрепление изученного материала
I. Давайте дружно приступим к работе. Вначале вспомним, как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
(ответы учащихся – чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно, задать к нему вопрос от существительного)
- Расскажите о последовательности действий:
- В словосочетании определить главное слово.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
- Выделить в в слове-вопросе.
- Написать соответствующее в прилагательном.
- На практике закрепим ваши знания и умения
(двое идут к доске, остальные списывают в тетради с экрана)
Слайд 7
На чист… небе, весенн… утром, много свеж… воздуха, ярк… солнцем. |
Слайд 8
(кто списывал с экрана – проверять)
На чистОМ небе, весеннИМ утром, много свежЕГО воздуха, яркИМ солнцем.
Карточка № 1
В зелён… листву, в красив… лесу, удивительн… тишиной, из гибк… ветки.
(В зелёнУЮ листву, в красивОМ лесу, удивительнОЙ тишиной, из гибкОЙ ветки)
Карточка № 2
У больш… пня, о колюч… кактусе, у хорош… человека, в чуж… доме.
(У большОго пня, о колЮчем кактусе, у хорОшего человека, в чужОм доме)
- Проверка выполнения задания.
(карточки у доски)
(проговаривают вопрос, спросить правило О-Е после шипящих, есть ли такой пример у тех, кто писал в тетради – спросить)
- У всех прилагательных окончание можно проверить с помощью вопроса?
(у прил. м.р. в И.п и В.п. – нельзя, у них пишутся –ЫЙ, -ИЙ, -ОЙ)
Нельзя проверять!!!
Слайд 9
(Привести и записать свои примеры в тетради или упр. 580 предложение 6)
II. Работа в парах
Слайд 10
- Каждая пара получает карточку
Исправьте ошибки, запишите исправленный вариант. Укажите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания.
С чудесной ландышем, у аккуратных девочки, о весёлые ручейке, над нежным облаками |
Слайд 11
(проверить, потом показать слайд)
с чудесным ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п.
у аккуратной девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п.
о весёлом ручейке- м.р.,ед.ч., П.п.
над нежными облаками - мн.ч., Т.п. (род не опред.)
III. Групповая работа
- Устали? Отгадайте загадки
1. Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий? (арбуз)
2. Маленький, кругленький, за хвост не поднять? (клубок)
3. Какой певец родился дважды: сперва гладким, потом мягким? (петух, птичка)
- Какие слова помогли отгадать? (прилагательные)
- Что такое прилагательное говорили, а для чего они нужны в нашей речи?
(с ними текст красИвее, нужны для красоты описания, создают яркую картину)
Слайд 12
Таким наш мир выглядел бы без прилагательных!
- Поработаем в группах. Задача – создать красочную картину, добавив в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Слайд 13
Как прекрасно _____________ утро! Вот из-за ____________ леса выкатилось _____________ солнце. В его _________ лучах пламенеют вершины __________ сосен. Я смотрю на ___________ поле за рекой, вижу ____________ деревья, вдыхаю аромат ______________ воздуха и слушаю ____________ пение птиц. |
Как прекрасно весеннее утро! Вот из-за далекого леса выкатилось красное солнце. В его утренних лучах пламенеют вершины могучих сосен. Я смотрю на широкое поле за рекой, вижу стройные деревья, вдыхаю аромат лёгкого воздуха и слушаю радостное пение птиц.
- Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее?
Слайд 14
Таким стал наш мир с прилагательными!
5. Итог урока
- Давайте подведём итог урока
- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
(ответы учащихся)
Итогом всей темы станет небольшой тест.
Тест для учащихся
1.Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и падежам
б) по падежам
в) по родам, числам, падежам
2.Как определить падеж прилагательных?
а) по окончанию прилагательных
б) по вопросу от существительного к прилагательному
в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное
3. Отметь имя прилагательное с окончанием – ом.
а) на низк… потолке
б) близк… другом
в) горяч… сердцем
4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.
а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.
б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.
в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные
5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.
а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.
б) Девочка с большой радостью согласилась.
в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.
Ключ: 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-а.
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
6. Рефлексия
- Какую цель ставили? Достигли мы её?
- Что повторили?
7. Домашнее задание
Слайд 15
стр. 89, упр. 584 (подготовка к диктанту)
8. Оценки
9. Благодарность за урок и пожелания
Слайд 16
Карточка № 1 В зелён… листву, в красив… лесу, удивительн… тишиной, из гибк… ветки. |
Карточка № 2 У больш… пня, о колюч… кактусе, у хорош… человека, в чуж… доме. |
Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных. С чудесной ландышем _______________________________________ у аккуратных девочки _______________________________________ о весёлые ручейке ________________________________________ над нежным облаками _______________________________ |
Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных. С чудесной ландышем _______________________________________ у аккуратных девочки _______________________________________ о весёлые ручейке ________________________________________ над нежным облаками _______________________________ |
Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных. С чудесной ландышем _______________________________________ у аккуратных девочки _______________________________________ о весёлые ручейке ________________________________________ над нежным облаками _______________________________ |
Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных. С чудесной ландышем _______________________________________ у аккуратных девочки _______________________________________ о весёлые ручейке ________________________________________ над нежным облаками _______________________________ |
Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных. С чудесной ландышем _______________________________________ у аккуратных девочки _______________________________________ о весёлые ручейке ________________________________________ над нежным облаками _______________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (5 класс) по программе Т.А. Ладыженской
Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс....
Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по программе Т.А. Ладыженской
Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 9 класс....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М.Шанского.
Рабочая программа разработа на основе Примерной программы по русскому языку (издательство "Дрофа", 2007 г.) и авторской программы "Русский язык. 5-9 классы" авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Ш...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе Т.А.Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе Т.А.Ладыженской (102 часа, 3 часа в неделю). Программа содержит матрицу распределения часов по содержательным блокам....
Конспект урока русского языка в 8 классе по программе Т. А. Ладыженской
Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи -- интонации произнесения с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым....
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Конспект урока русского языка в 6 классе (по программе Т.А.Ладыженской) "Переходные и непереходные глаголы"
Особенность урока - применение элементов технологии уровневой дифференциации, а также подбор дидактического материала из сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца"...