конспект урока "Правописание гласных в окончаниях прилагательных" 5 класс. По программе Т.А. Ладыженской
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 5 класс

Правописание гласных в  падежных окончаниях прилагательных

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи

Планируемые результаты:

предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний  имён  прилагательных; закрепление навыка  применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

                                               Ход урока

1. Организационный момент

 

Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.

2. Актуализация знаний

- О какой части речи эта загадка?

       Определяю я предметы,

       Они со мной весьма приметны.

      Я украшаю вашу речь,

      Меня вам надо знать, беречь.  

      Со мною ваша речь красива и точна,

      Когда же нет меня – она, увы, бедна.

      Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

      Соцветьем дивных слов легко определю я!

- Что же такое имя прилагательное?

(ответы учащихся)

3. Формулирование темы урока

Слайд 1

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, мы слышим звуки новой жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

Слайд 2

                       ***

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.  (Баратынский)

Слайд 3

                        ***

Весна идёт, весна идёт –

И тихих тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!  (Тютчев)

Слайд 4

- Посмотрите на экран. Вы видите весенние прилагательные, только у них нет окончаний. Почему? Предположите, какой будет тема урока?

(Правописание гласных в  падежных окончаниях прилагательных)

Слайд 5

- Запишите тему в тетрадь

- Уже изучали эту тему. Исходя из этого, определите цели урока.

(формулируют цели)

А) закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний  имён  прилагательных;

Б) закрепление навыка  применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных;

В) расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных;

Г) воспитание интереса к изучению предмета.

Слайд 6

4. Работа по теме урока. Закрепление изученного материала

I. Давайте дружно приступим к работе. Вначале вспомним, как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

(ответы учащихся – чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно, задать к нему вопрос от существительного)

- Расскажите о последовательности действий:

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос  от существительного к прилагательному.
  3. Выделить       в  в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующее        в прилагательном.

- На практике закрепим ваши знания и умения

(двое идут к доске, остальные списывают в тетради с экрана)

Слайд 7

На чист… небе, весенн… утром, много свеж… воздуха, ярк… солнцем.

        

Слайд 8

(кто списывал с экрана – проверять)

На чистОМ  небе, весеннИМ  утром,  много свежЕГО воздуха, яркИМ  солнцем.

Карточка № 1

В зелён… листву, в красив… лесу, удивительн… тишиной, из гибк… ветки.

(В зелёнУЮ листву, в красивОМ лесу, удивительнОЙ  тишиной, из гибкОЙ ветки)

Карточка № 2

У больш… пня, о колюч… кактусе, у хорош… человека, в чуж… доме.

(У большОго пня, о колЮчем кактусе, у хорОшего  человека, в чужОм  доме)

- Проверка выполнения задания.

 (карточки у доски)

(проговаривают вопрос, спросить правило О-Е после шипящих, есть ли такой пример у тех, кто писал в тетради – спросить)

- У всех прилагательных окончание можно проверить с помощью вопроса?

(у прил. м.р. в И.п и В.п. – нельзя, у них пишутся –ЫЙ, -ИЙ, -ОЙ)

Нельзя проверять!!!

Слайд 9

(Привести и записать свои примеры в тетради или упр. 580  предложение 6)

II.  Работа в парах

Слайд 10

- Каждая пара получает карточку

Исправьте ошибки, запишите исправленный вариант. Укажите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания.

С чудесной ландышем,   у аккуратных девочки,  о весёлые ручейке,  над нежным облаками

Слайд 11

(проверить, потом показать слайд)

с чудесным ландышем-  м.р.,ед.ч.,Т.п.
у аккуратн
ой девочки-    ж.р.,ед.ч.,Р.п.
о весёл
ом ручейке-          м.р.,ед.ч., П.п.
над нежн
ыми облаками -   мн.ч., Т.п. (род не опред.)

III. Групповая работа

- Устали? Отгадайте загадки

1. Круглый, снаружи зелёный,  внутри красный, на вкус сладкий?  (арбуз)

2. Маленький, кругленький, за хвост не поднять? (клубок)

3. Какой певец родился дважды: сперва гладким, потом мягким? (петух, птичка)

- Какие слова помогли отгадать?  (прилагательные)

- Что такое прилагательное говорили, а для чего они нужны в нашей речи?

(с ними текст красИвее, нужны для красоты описания, создают яркую картину)

Слайд 12

Таким наш мир выглядел бы без прилагательных!

- Поработаем в группах. Задача – создать красочную картину, добавив в текст подходящие по смыслу прилагательные. 

Слайд 13

Как прекрасно _____________  утро! Вот из-за ____________   леса выкатилось _____________  солнце. В его _________   лучах   пламенеют вершины __________  сосен. Я смотрю на ___________  поле за рекой, вижу ____________  деревья, вдыхаю аромат ______________  воздуха и слушаю ____________  пение птиц.

Как прекрасно весеннее утро! Вот из-за далекого  леса выкатилось красное  солнце. В его утренних  лучах   пламенеют вершины могучих сосен. Я смотрю на широкое  поле за рекой, вижу стройные  деревья, вдыхаю аромат лёгкого воздуха и слушаю радостное  пение птиц.

- Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее?

Слайд 14

Таким стал наш мир с прилагательными!

5. Итог урока

- Давайте подведём итог урока

- Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

(ответы учащихся)

Итогом   всей темы станет небольшой тест.

                             Тест для учащихся

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием – ом.

а) на низк… потолке

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости,  домашнее задание,  ласкового солнца.

б) Летнем утром,  в зимним пальто,  осеннем днем.

в) Ранней весною,  у лесного озера,  домашние животные

5. Укажи предложение, в котором выделенное  имя  прилагательное употребляются в форме   ж. р  ед. ч. Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

б) Девочка с большой радостью согласилась.

в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

Ключ: 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-а.

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

4 ошибки – «2»

6. Рефлексия

- Какую цель ставили? Достигли мы её?

- Что повторили?

7. Домашнее задание

Слайд 15

 стр. 89, упр. 584 (подготовка к диктанту)

8. Оценки

9. Благодарность за урок и пожелания

Слайд 16

Карточка № 1

В зелён… листву,

в красив… лесу,

удивительн… тишиной,

из гибк… ветки.

Карточка № 2

У больш…  пня,

о колюч…   кактусе,

у хорош… человека,

в чуж… доме.

Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных.

С чудесной ландышем  _______________________________________

у аккуратных девочки  _______________________________________

о весёлые ручейке         ________________________________________

над нежным облаками  _______________________________

Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных.

С чудесной ландышем  _______________________________________

у аккуратных девочки  _______________________________________

о весёлые ручейке         ________________________________________

над нежным облаками  _______________________________

Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных.

С чудесной ландышем  _______________________________________

у аккуратных девочки  _______________________________________

о весёлые ручейке         ________________________________________

над нежным облаками  _______________________________

Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных.

С чудесной ландышем  _______________________________________

у аккуратных девочки  _______________________________________

о весёлые ручейке         ________________________________________

над нежным облаками  _______________________________

Найдите ошибки в словосочетаниях, запишите правильный вариант. Укажите род, число и падеж прилагательных.

С чудесной ландышем  _______________________________________

у аккуратных девочки  _______________________________________

о весёлые ручейке         ________________________________________

над нежным облаками  _______________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (5 класс) по программе Т.А. Ладыженской

Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс....

Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по программе Т.А. Ладыженской

Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 9 класс....

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М.Шанского.

Рабочая программа разработа на основе Примерной программы по русскому языку (издательство "Дрофа", 2007 г.) и авторской программы "Русский язык. 5-9 классы" авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Ш...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе Т.А.Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе Т.А.Ладыженской (102 часа, 3 часа в неделю). Программа содержит матрицу распределения часов по содержательным блокам....

Конспект урока русского языка в 8 классе по программе Т. А. Ладыженской

Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи -- интонации произнесения с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым....

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 6 классе (по программе Т.А.Ладыженской) "Переходные и непереходные глаголы"

Особенность урока - применение элементов технологии уровневой дифференциации, а также подбор дидактического материала из сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца"...