А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Татьяна Ларина. Онегин и Татьяна в романе.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Цели:                                                                                                                                                                     образовательная: знакомство с содержанием романа А.С.Пушкина,  осмысление сути образа Татьяны Лариной и авторское отношение к героине,      

развивающая: развитие навыков выразительного  чтения по ролям,  выразительного чтения  строф  романа 3 главы  наизусть, анализа стихотворного текста, обучение приёмам характеристики героя произведения,                                                                                                                                                                 воспитательная: воспитание любви к родной природе, благородства, верности, положительных  качеств характера, умение работать в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин. Роман  «Евгений Онегин». Татьяна  Ларина. Онегин и Татьяна  в   романе.

Цели:                                                                                                                                                                     образовательная: знакомство с содержанием романа А.С.Пушкина,  осмысление сути образа Татьяны Лариной и авторское отношение к героине,      

развивающая: развитие навыков выразительного  чтения по ролям,  выразительного чтения  строф  романа 3 главы  наизусть, анализа стихотворного текста, обучение приёмам характеристики героя произведения,                                                                                                                                                                 воспитательная: воспитание любви к родной природе, благородства, верности, положительных  качеств характера, умение работать в группе.

Опережающее  домашнее   задание  к  открытому  уроку:                                                                                           1. Читать  3 главу  романа  «Евгений  Онегин» ;

выучить наизусть «Письмо Татьяны» (девушки),

составить  характеристику  Татьяны  по  эпизоду «Разговор  с  няней» ( 17 -19 строфы  3  главы - юноши).                                                    

Индив. задание: ( 4 группа)

1. 6 вопросов  викторины  по 3 главе

2. сообщение «Интересы  и занятия дворянской  женщины 19 века»

3.  рисунок «Татьяна Ларина»

4.  сообщение «Происхождение  и значение  имени  Татьяна»

5. сообщение «Портрет  Татьяны. Художник  Константинов».

                                       

                                                                 

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – роману «Евгений Онегин».
Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.

Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны  милый  идеал», – это  Мария  Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин.

   Сегодня  на  уроке, работая  с  содержанием  3  главы  романа  А. С. Пушкина  «Евгений  Онегин»,      Наша задача: определить  основные черты  характера  Татьяны, ее нравственный принципы и ответить  на  основной вопрос  урока:

Почему  Татьяна Ларина  решила написать письмо  Онегину, нарушая  законы  общества 19 века?

I «Итак, она звалась Татьяной…» ( 1 группа)

1. Прочитайте 5 -6  строфы 3 главы  романа  Пушкина, в которых он говорит о Татьяне.

   - Определите, что главное  в данном  описании  героини?

    Чтение наизусть:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна

-  Какой  вы  увидели  Татьяну  Ларину в  начале 3  главы  романа?

 (ЗАПИСЬ В  КЛАСТЕР)

Учитель:  А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

Слайды 6-7. Татьяна  не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения.

Индивидуальное задание: сообщение «Интересы  и занятия дворянской  женщины 19 века»

________________________________________________________________________________________

На общем фоне быта русского дворянства начала 19 века мир женщины был обособленной сферой.

  Главная цель образования – сделать из девушки привлекательную невесту..  Как правило, образование девушек было домашним и более поверхностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки – француженки. Обычно образование ограничивалось:

  • разговором на одном – двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);
  • умением танцевать и держаться в обществе;
  • элементарными навыками рисования, пения, игры на каком – то музыкальном инструменте;
  • знакомством с историей, географией, словесностью.

 Со вступлением в брак обучение прекращалось.  В 18 веке замуж отдавали в 14 – 15 лет, а в начале 19 века молодые дворянки вступали в брак в 17 – 19 лет. Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу – крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу.  

Спасибо за работу  1 группе.

II Эпизод «Разговор  Татьяны  с  няней»  ( строфы 16- 20  главы 3)  ( 2 группа)

1. Что могла  дать  уму  и душе  Татьяны  простая  женщина?

        

2.  Какое значение для понимания  духовного   состояния Татьяны  имеет её  ночной  разговор с  няней?

3 Назовите  основные  черты   Татьяны в  эпизоде  «Разговор  Татьяны  с няней»

Учитель: Увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки. 

Именно письмо является важнейшим элементом романа, это основной ключ к его  пониманию,

     поэтому с помощью письма боле подробно раскроем образ Татьяны. Для этого нам необходимо будет    

     проникнуть в тайны женской души, открыть неизвестное в известном, вчитаться, вчувствоваться вдуматься.

Спасибо за  работу 2 группе.

 

  III  «Письмо Татьяны  Онегину» ( 3 группа)   

  2. Почему  Татьяна Ларина  решила написать письмо  Онегину, нарушая  законы  общества 19 века? Свой ответ  подтвердите строчками  из  текста. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов? Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Смогли  бы  вы  первой признаться  в  любви? Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли  поэт свою героиню?

Учитель:  Слушая  письмо, мы видим, что мысли  Татьяны заняты героем, чувство, переполняющее героиню – любовь.

Учитель: Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

       5. (Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает». 

4 группа:  Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её.

  Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину? Как вы считаете,  сумел  ли оценить Онегин  любовь  Татьяны  ? Какие  стороны   личности Онегина  раскрываются  в  его  исповеди? Почему  вслед за  безответной  любовью  Татьяны, автор  повествует  о  счастливой  любви Ленского  и  Ольги?  

( Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.  (Работа с текстом)

Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни).

Учитель: Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье.

 Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим.

Рефлексия. Итак, мы  познакомились с образом  Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Какие черты характера свойственны Татьяне  Лариной в 3 главе  романа «Евгений  Онегин»?

Метод “Микрофон”: 
А сейчас давайте ответим на вопросы :
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Было трудно …
3. Я понял, что …
4. Урок дал мне для жизни …
5. Мне захотелось …

 (Чтение записей в тетради.)

Заключительное слово  учителя
Татьяна доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она, мечтательная, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга.

Прошли годы… Изменился мир…Только чувства у людей остались прежними… Как вы помните вначале урока вы несмело  делились своими откровениями о  главной  героине  романа Татьяне  Лариной.

Любовь, как мы успели заметить, – вечна.  Она была, есть и будет. На примере образа Татьяны вы познали новые чувства, переосмыслили свое представление о любви.

Дома: Читать  4 главу  романа «Евгений  Онегин», письменно  ответите  на вопрос:

1вар.: какие  стороны   личности Онегина  раскрываются  в  его  исповеди?

2вар: почему  вслед за  безответной  любовью  Татьяны, автор  повествует  о  счастливой  любви Ленского  и  Ольги?  

Индив.  задания:

1.Выраз. чтение  лирич. отступлений начала 4 главы, определить  их   роль  в  главе;

____________________________________________________________________________________________

2.Выраз. чтение «Исповедь  Онегина»

I «Итак, она звалась Татьяной…» ( 1 группа)

1. Прочитайте 5 -6  строфы 3 главы  романа  Пушкина, в которых он говорит о Татьяне.

   - Определите, что главное  в данном  описании  героини?

    -  Какой  вы  увидели  Татьяну  Ларину в  начале 3  главы  романа?

II Эпизод «Разговор  Татьяны  с  няней»  ( строфы 16- 20  главы 3)  ( 2 группа)

1. Что могла  дать  уму  и душе  Татьяны  простая  женщина?

        

2.  Какое значение для понимания  духовного   состояния Татьяны  имеет её  ночной  разговор с  няней?

3 Назовите  основные  черты   Татьяны в  эпизоде  «Разговор  Татьяны  с няней»

  III  «Письмо Татьяны  Онегину» ( 3 группа)   

  2. Почему  Татьяна Ларина  решила написать письмо  Онегину, нарушая  законы  общества 19 века? Свой ответ  подтвердите строчками  из  текста. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов? Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Смогли  бы  вы  первой признаться  в  любви? Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли  поэт свою героиню?

4 группа:  Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её.

  Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину? Как вы считаете,  сумел  ли оценить Онегин  любовь  Татьяны  ? Какие  стороны   личности Онегина  раскрываются  в  его  исповеди? Почему  вслед за  безответной  любовью  Татьяны, автор  повествует  о  счастливой  любви Ленского  и  Ольги?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

Конспект урока А.С.Пушкин роман "Евгений Онегин"

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему....

Творчество А. С. Пушкина. Роман "Евгений Онегин".

Сегодня на уроке мы поговорим о создании одного из самых известных проивездений Пушкина,а точнее,об романе "Евгений Онегин". Узнаем историю создания, особенности и важные детали произведения....

Путешествие по страницам любимого романа. (Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное изучению романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин", выстроено в форме соревнования между командами учащихся и их родителей....

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».

Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...

Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и перевод романа на якутский язык.

Конспект  интегрированного урока (литература + родная литература)Класс: 9Цели урока: 1. Обобщить знания о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».2. Познакомить о значении Пушкина в...