Путешествие по страницам любимого романа. (Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Банникова Елена Александровна

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное изучению романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин", выстроено в форме соревнования между командами учащихся и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по страницам любимого романа.

(Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)

Цель: проверка знаний обучающихся по литературе в игровой форме, развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  1. создать условия для привития детям любви к литературе, приобщить учащихся к искусству слова, богатствам русской литературы;
  2. развивать творческие способности учащихся, мышление, навыки работы в коллективе;
  3. воспитывать тактичность, чувство взаимопомощи.

Форма проведения: соревнование.

Целевая аудитория: 5 – 9 класс

Используемая литература:

  1. «Я вхожу в мир искусств». Репертуарно-методическая библиотечка.№1 1999год. Уроки Пушкина.
  2. Салимова Л.М. Учебный словарь-комментарий к роману «Евгений Онегин»/Евгений Онегин: Роман в стихах/А.С.Пушкин.-М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

Ход мероприятия.

Ведущий: 

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне…

Так рассказал о рождении удивительного романа гениальный Пушкин.

Ведущий: Удивительно легкие, воздушные поэтические строчки уводят нас за собой в мир героев романа «Евгений Онегин».

Ведущий: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии… Здесь вся Жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы» - сказал о великом произведении Пушкина В.Г. Белинский.

Ведущий: Невозможно с эти спорить. Читать роман интересно, еще увлекательнее вчитываться. Мы надеемся, что наше путешествие по страницам известного романа поможет вам расширить представление об эпохе Пушкина, о том мире, когда жили герои его произведений.

Ведущий: Итак, …

1. Представление команд. (Участники располагаются за столами).

2. Представление жюри.

Ведущий: Давайте все вместе отправимся в Петербург начала 19 века. Познакомимся со светской жизнью того времени.

Портретная галерея.

Ведущий: Угадай героя и закончи строчку.

1.Дика, печальная, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

(Казалась девочкой чужой...) Татьяна

2.Красавец, в полном цвете лет,

(Поклонник Канта и поэт). Ленский

3.Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна.

(Как поцелуй любви мила…) Ольга

4.…деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

(В окно смотрел и мух давил). Дядя Онегина

5.Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил.

(И раб судьбу благословил…)Евгений Онегин

6.Корсет носила очень узкий,

И русский Н, как Н французский,

Произносить умела в нос;

(Но вскоре всё перевелось…) мать Татьяны и Ольги

Мода.

  1. «Как денди лондонский одет…».

-Кто такой денди? (Не просто человек высшего общества, законодатель моды. Дендизм – манера жить. Денди – герой праздной элегантности. Не стремиться сделать карьеру, выступающий против правил, принятых в обществе. Цель – привлечь к себе внимание).

  1. «В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт»

-Какое значение имело в пушкинское время слово «педант»? (Слово применялось в дворянском круге к людям, которые отличались своим взглядом на жизнь, своими привычками от обычной толпы, «большого света»).

  1. «Надев широкий боливар //Онегин едет на бульвар…

-Что такое боливар? (Лёгкая широкополая шляпа из плотного шёлка необычной величины).

  1. «Не панталоны, фрак, жилет, //Всех этих слов на русском нет.

-Объясните назначение этих вещей.

  1. «В дверях другой диктатор бальный //стоял картинкою журнальной,

Румян, как Вербный херувим, // Затянут, нем и недвижим.

- Объясните, как вы понимаете эти строки? (Белились и румянились, завивали волосы. Красный шарф: частая смена шарфов, а не одежды считалась шиком).

  1.  «Здесь кажут франты записные

           Своё нахальство, свой жилет

           И невнимательный лорнет.

-Поясните, какое место в туалете светского человека занимали названные предметы. (Расстегнутый жилет и обязательно лорнет или монокль).

  1. «Лихая мода, наш тиран/ Недуг новейших россиян….».

- Как вы понимаете это выражение.

Театр.

Ведущий: 

«Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла, всё кипит….».

Ведущий: Театр – страсть молодёжи пушкинского времени. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета, величественная красота трагедии».

– Как часто посещал театр Евгений Онегин?

– Во сколько начинался и заканчивался спектакль? (В 6 часов – в 9 часов)

– Как отзывается о балете Евгений Онегин? Как он ведёт себя в театре? Приведите цитаты.

-О каких великих балеринах пишет Пушкин?

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина….»

«Народных слёз, рукоплесканий / С младой Семёновой делил…»).

-Назовите деятелей театра пушкинской поры.

Бал.

Ведущий: После театра Онегин едет на бал.

«Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков».

Ведущий: «Верней нет места для признаний и для вручения письма».

Бал… Это совершенно естественное событие в жизни человека прошлого века.

–Когда начинался бальный сезон? (Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву на «ярмарку невест»).

Ведущий: Кареты подъезжали к празднично освещённому подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещённой лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сиянье…..

–Каким танцем открывался бал? (Полонезом, т.е. польским танцем).

–Какой танец был после полонеза? (Вальс)

Ведущий: 

«Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой;

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой»

-Назовите главный танец бала? (Мазурка)

–Какой танец завершал бал? (Котильон)

Кулинария.

1.Читая роман Пушкина, наблюдаешь картины обедов, ужинов различных слоёв российского дворянства. «Меню» ресторана «Талон» в Петербурге включало следующие блюда:

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

– Из кухни какой страны это блюдо и что оно собою представляет? (Рост-биф окровавленный – холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная так, чтобы внутренняя часть оставалась полусырой, «окровавленной», кроваво розовой).

2.Чем ещё любила побаловать себя светская молодёжь Петербурга?

(Ещё бокалов жажда просит /залить горячий жир котлет. Русская кухня).

…Затем, что не всегда же мог

…Биф-стис и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой… (французская обработка английского блюда).

3.Сначала эти заговоры

Между Лафитом и Клико

Лишь были дружеские споры…

-Что значит выражение «между Лафитом и Клико»

4.Какому же безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга?

(…Потом за трубкой раскалённой,

Как мусульман в своём раю,

С восточной гущей кофе пью. Кофе пили по-восточному, не процеживая)

5. Ведущий:У них на масленице жирной

Водились русские блины…

Блины – блюдо традиционной русской кухни. Было предание – чем больше их будет съедено на масленицу, тем урожай будет год.

– Какими бывают русские блины? (На дрожжах, гречневые, пшеничные, гречневые пополам с пшеничной мукой, на соде).

6.Ведущий: Остановимся ещё на одной традиции русского провинциального дворянства – чаепитии. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в провинции, пьют чай с утра до вечера.

а) … Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя моё, вставай…

б) Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмную струёю

Уже душистый чай бежал…

в) …. Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечко взялись…

Ведущий:

-С чем пили чай? (Со сливками и молоком, с лимоном, с вареньем, сахаром, с клюквенным морсом, с вином, с ромом).

 «Книжная полка» героев.

Ведущий: Вспомните имена писателей и поэтов пушкинской поры, упоминаемых на страницах романа.

Ведущий:

-Из приведённого списка писателей назовите тех, книги которых в романе «Евгений Онегин» составляли круг чтения:

а) Онегина,

б) Татьяны Лариной.

Цицерон, Апулей, Феокрит, Гомер, Ювенал, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Руссо, Вергилий, Байрон, Грибоедов, мадам де Сталь, Гиббон.

(Онегин – Адам Смит, Гомер, Феокрит, Байрон, Ювенал, Вергилий, мадам де Сталь, Гиббон, Фонтенель, Грибоедов.

Татьяна – Ричардсон, Руссо, Мартын Задека).

Конкурс капитанов.

Ведущий: Кто первый ответит на вопросы

-Как звали куклу Татьяны? («Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала…»)

-Кого посадил в салазки дворовый мальчик? Какого цвета она была?

«Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив…» /Жук – чёрная собака/.

-Каково было социальное положение мужа Татьяны? Кем он был Онегину? (Толстый генерал приходился родственником и другом …. Князь подходит к своей жене и ей подводит родню и друга своего. )

-Назовите имя суженого Татьяны, выпавшее ей во время гадания? (Агафон)

-С какой Светланой сравнивает Ленский Татьяну? (Светлана Жуковского)

-Что имел в виду Пушкин, говоря, что

«Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном».

(Не владела письменной речью, как и многие дворянки, письмо Онегину написано по-французски).

Подведение итогов.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Хочется верить, что открытия, которые вы сделали сегодня для себя, навсегда останутся с вами, как останется точное, живое пушкинское слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к изучению романа "Евгений Онегин" А.С. Пушкина

В данной презентации собран теоретический материал и иллюстрации для проведения итогового урока...

По страницам романа в стихах"Евгений Онегин" А.С.Пушкина.

На данном уроке раскрываются великие строки романа  в стихах А.С  Пушкина "Евгений Онегин"....

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».

Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...

Путешествие по страницам любимого романа.

Цифровой образовательный ресурс «Путешествие по страницам любимого романа» предназначен для проверки знаний обучающихся после изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»....

Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и перевод романа на якутский язык.

Конспект  интегрированного урока (литература + родная литература)Класс: 9Цели урока: 1. Обобщить знания о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».2. Познакомить о значении Пушкина в...

Приём антитезы в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина

Материал призван помочь при изучении романа А.С. Пушкина....