Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.
Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе. Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны - воплощение любви и верности. Наташи Ростовой- одаренной, жизнерадостной и решительной. Маши Мироновой - сумевшей сохранить жизнь любимого человека.Татьяны Лариной - сохранившей верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.
Презентация "Русские женщины" - наглядный материал к данному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.o.docx | 23.44 КБ |
russkie_zhenshchiny.pptx | 270.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»
Разработку подготовила
учитель русского языка и литературы
Куадже Ася Шумафовна
Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин»
Цели: рассмотреть своеобразие женского образа в романе; раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; развивать умения учащихся сопоставлять образы героев, определять приемы авторской характеристики.
Ход урока.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А.С.Пушкин
- Фронтальный опрос.
- Чтение цитатных характеристик Татьяны Лариной.
- Портрет. «Ни красотой сестры своей,/ Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей./ Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива…» Но Онегин сразу оценил девушку при встрече: он изумился выбору Ленского, сказав, что «выбрал бы другую» - не Ольгу, а ее сестру. « Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: шумным играм предпочитала уединение, кукол в руки не брала – ей нравилось читать, слушать рассказы няни о старине.
- В любви. Отличается от светских девушек: ни кокетства, жеманства, неестественности. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием прочитанных романов создает в своем воображении романтический образ возлюбленного и сразу узнает его в Онегине. Проявляет решительность и смелость, открывшись ему, своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.
- В основе мира Татьяны – народная культура. Тонко чувствует природу; душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
Даже имя ее привычнее в народной среде (так звали горничных, служанок, дворовых девушек). Им впервые названа героиня романа. Неслучайны эпизоды о гаданиях и сне Татьяны – подчеркнута связь с фольклорными традициями.
- «Милый идеал» А.Пушкина. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром. Она проявляет высокую нравственность в сцене последнего объяснения с Онегиным. В ответ на любовное признание, продолжая его любить, она говорит: /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна./ Она воплощение идеального образа русской женщины, в котором отражены пушкинские понятия о нравственности.
В светской жизни. Став светской дамой, женой генерала, она остается прежней простой девушкой. Не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе искренность и чистоту. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Проявляется цельность натуры.
Историческая справка.
Интересы и занятия молодой дворянской женщины.
На общем фоне быта русского дворянства начала 19 века мир женщины был обособленной сферой.
Образование.
- Главная цель образования – сделать из девушки привлекательную невесту. Со вступлением в брак обучение прекращалось.
Как правило, образование девушек было домашним и более поверхностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки – француженки. Обычно образование ограничивалось:
- разговором на одном – двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);
- умением танцевать и держаться в обществе;
- элементарными навыками рисования, пения, игры на каком – то музыкальном инструменте;
- знакомством с историей, географией, словесностью.
Вступление в брак.
В 18 веке замуж отдавали в 14 – 15 лет, а в начале 19 века молодые дворянки вступали в брак в 17 – 19 лет. Но «сердечная жизнь», время первых увлечений начинались значительно раньше. Мужчины смотрели на юную дворянку как на женщину в том возрасте, в котором мы увидели бы в ней лишь ребенка.
Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу – крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу.
Чтение сцены объяснения Онегина и Татьяны в конце романа.
- Каково ваше отношение к решению Татьяны?
- Изменилась ли Татьяна Ларина в финале романа?
- Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?
- Почему, любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья? ( Татьяна нравственно чиста и верна своему долгу). (Слайд 9)
В.Г.Белинский о Татьяне.
Пушкин «первым поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». «Татьяна …натура глубокая, любящая, страстная».
В.Г.Белинский об Онегине.
Онегин для него – «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он – «не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто – добрый малый, как вы да я, как целый свет».
- Работа по теме урока.
- Один скульптор в древнегреческой легенде изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот – вот заговорит. Но скульптура молчала. И творец ее заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине. В нее вложил свою душу. И терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Возможно, так случилось и с Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…».
- Сообщение на тему «Татьяна – нравственный идеал поэта».
- Чтение поэтического «представления» Татьяны («Итак, она звалась Татьяной…»).
- (Слайд 5)
- Сравнительная характеристика сестер Лариных (образ Ольги создает контрастный фон, оттеняющий образ Татьяны).
Роль образа Татьяны Лариной в романе (Татьяна Ларина – это сильная личность, которая способна осознать возвышенность целей и преодолеть бездуховность среды).
- Внутренний мир героини. (Роль внутреннего монолога).
- Татьяна и Онегин, их взаимоотношения.(Слайд 6)
- Чтение наизусть «Письма Татьяны к Онегину».
- Чтение сцены «чудного сна» Татьяны. (Слайд 8)
- Татьяна Ларина – «законодательница зал».
- «А счастье было так возможно, так близко!»
- И что же случилось? В чем, по – вашему, причина отказа Татьяны от личного счастья?
- Чтение наизусть «Письма Онегина к Татьяне».
- Какие перемены произошли в душе Онегина?
- Ваше отношение к герою.
- Итог урока.
- Почему поэт разъединяет судьбы Онегина и Татьяны?
- Роль жизненных обстоятельств в судьбе героев.
- Домашнее задание: прочитать отдельные эпизоды романа;
- Готовиться к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.
Использованная литература
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы.
- litra.ru/composition/get/coid/0...
- ru.wikipedia.org/wiki/Татьяна_Ларина
- Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ярославна - воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее "ладе", но и всем его воинам. Автор "Слова" сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создал прекрасный образ русской женщины.
Ната́ша ( Натали ) Росто́ва (полное имя Наталья Ильинична Ростова )— героиня романа Льва Толстого «Война и мир». Дочь Ильи Андреевича Ростова. В романе Наташа Ростова представляет собой живую, эмоциональную девушку, естественное обаяние которой противопоставляется холодной красоте светских дам. Во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых. Когда Ростовы планируют эвакуироваться из Москвы, Наташа просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых. Увидев среди раненых князя Андрея, Наташа заботится о нём.
Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.
Татьяна Дмитриевна Ларина , в замужестве княгиня N — главная героиня романа « Евгений Онегин ». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены.
Оба приятеля (Евгений и Владимир) обсуждают сестер (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне. « Пора пришла, она влюбилась ». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина ее героем и пишет ему любовное признание « Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать ?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).
На именинах Онегин, разозленный тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечет за собой вызов на дуэль (5, XLV).
На святках (25 декабря — 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским родней и другом» [
Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и родней Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»)… Нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» , говорит она.
Использованный материал images.yandex.ru › маша миронова капитанская дочка картинки litra.ru › Характеристики героев › Маша Миронова images.yandex.ru › наташа ростова ru.wikipedia.org › wiki / Наташа _ Ростова ru. wikipedia . o rg › wiki / Слово _ о _ полку _ Игореве images.yandex.ru › слово о полку игореве картинки images.yandex.ru › татьяна ларина картинки ru.wikipedia.org › wiki / Татьяна _ Ларина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)
Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...
Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...
Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»
Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках учебной деятельности по литературе...
Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...
Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"
Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...
Комментарии
Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Оне
Презентация "Русские женщины"-наглядный пример образа русской женщины в разных произведениях русской литературы.Данную презентацию можно использовать на уроке полностью или частично.
Ася Шумафовна, очень богатый
Ася Шумафовна, очень богатый материал, Вы -молодец!
Спасибо!
Спасибо!