Конспект урока А.С.Пушкин роман "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Шагабиева Дилбария Минефаизовна

  Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1 глава
День Онегина

Урок литературы в 9 классе

2 слайд

Цели урока:

  • Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

3 слайд

1 глава – история болезни души Онегина.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  • Из чего складывается этот день?
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

4 слайд

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

Онегин

Автор

1. Отношение к мнению света

2. Отношение к женщинам и любви

3. Отношение к искусству, к театру

4. Отношение к труду, творчеству

5. Отношение к природе

5 слайд

Проследим за «маршрутом» Онегина (анимированная схема) *Далее учитель вместе с учащимися идёт по гиперссылкам

6 слайд

«К Таlon помчался он…»
(строфы 15-16) перечитываются строфы, даётся словесный комментарий

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху
  • Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина

В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

  • Что ели дворяне в ресторане в те годы?

7 слайд

В театре

Просмотр видеоэпизода

Беседа по вопросам:

  • Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
  • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?
  • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

8 слайд

Кабинет Онегина

Вспомните, как выглядит кабинет Онегина?

Как его характеризует интерьер его жилища?

9 слайд

На балу
(строфы 27-28, 33-34)

  • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
  • Что автор описывает?
  • Почему автор не говорит об Онегине?
  • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

10 слайд

Завершение дня. Просмотр видеофрагмента

11 слайд

Ответим на первый вопрос урока:

  • Почему Пушкин описывает только один день героя?
  • Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.»

  • При такой жизни счастлив ли Евгений?
  • Почему?

12 слайд

Проверим работу на уроке

Вопросы сравнения

Онегин

Автор

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

«Волшебный край!»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

Пушкин – творец

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

13 слайд

Причины хандры Онегина

  • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
  • Каковы его черты?
  • Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
  • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?
  • Высший свет – общество насквозь фальшивое
  • Каким образом он хотел избавиться от скуки?
  • Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
  • Почему не спасло чтение книг?
  • Он не увидел в книгах правды жизни
  • Почему он не стал сочинителем?
  • Упорный труд ему был тошен
  • Избавился ли он от скуки в деревне?
  • Почему?
  • Он не способен видеть красоты природы

14 слайд

1 глава – история болезни души Онегина.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  • Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга
  • Из чего складывается этот день?
  • Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
  • Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями

15 слайд

Домашнее задание:

  • Перечитать 2 главу
  • Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны
  • Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть
  • Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе

Слайд 2

Цели урока: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

Слайд 3

1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Слайд 4

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу: Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света 2. Отношение к женщинам и любви 3. Отношение к искусству, к театру 4. Отношение к труду, творчеству 5. Отношение к природе

Слайд 5

Проследим за «маршрутом» Онегина ресторан дом театр бал бульвар

Слайд 6

«К Та lon помчался он…» (строфы 15-16) Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка. Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы? «Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик…

Слайд 7

В театре Юрский читает отрывок из 1 главы романа «Евгений Онегин» Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22) Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

Слайд 8

Кабинет Онегина Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? Как его характеризует интерьер его жилища? _______________________

Слайд 9

На балу (строфы 27-28, 33-34) Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Слайд 10

Завершение дня Юрский читает отрывок из 1 главы романа «Евгений Онегин»

Слайд 11

Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.» При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

Слайд 12

Проверим работу на уроке Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений» «Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, театру «Отворотился и зевнул…» «Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен» Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

Слайд 13

Причины хандры Онегина Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры. Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты. Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы

Слайд 14

Рисунок Пушкина к 1 главе Сравните иллюстрации Пушкина и других художников к 1 главе. Чем они отличаются? В чём сходство? Что важно было для Пушкина отразить в иллюстрации и чего не сделали другие художники? Что передают эти иллюстрации? Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи? Что их сближает? Почему автор не подвержен хандре?

Слайд 15

1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга Из чего складывается этот день? Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями

Слайд 16

Домашнее задание: Перечитать 2 главу Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин"

Содержатся задания и вопросы к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин" для работы в группах...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока литературы в 9 классе " Евгений Онегин - самое задушевное произведение А.С. Пушкина.

Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта. Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, с особенностями сюжета романа, учить работать с опорной схемой, показ...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

План - конспект урока "А.С. Пушкин "Метель". Пейзаж как один из главных композиционных элементов"

Цель: показать, какую роль играет пейзаж в повести А.С. Пушкина «Метель»; учить ведению диалога во время анализа художественного произведения;развивать у учащихся умение и навыки анализиро...

Конспект урока А.С.Пушкин "Метель"

Конспект урока по произведению А.С. Пушкина "Метель"...