Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Соответствует требованиям ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rya_6kl.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Воробьева Наталья Сергеевна
ОУ: Макарьевская ООШ - филиал Алтайской СОШ №1
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -.
Цели урока:
- формирование языковой культуры личности, развитие критического мышления шестиклассников на основе глубокого осмысления способов правописания слов с чередованием гласных букв о - а в корнях - кос - / - кас.
- формирование языковой культуры личности через развитие образного и логического мышления, через развитие речи учащихся.
- освоение знаний о русском языке через изучение лексического значения корней - кос - /- кас –
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании через подбор примеров по изученной теме.
- формирование умения извлекать и преобразовывать необходимую информацию на основе условия выбора о-а в корнях - кос - / - кас -.
Планируемые образовательные результаты. Обучающийся по окончании изучения темы:
- Планирует необходимые действия и операции.
- Видит и формулирует проблему.
- Воспринимает информацию зрительно.
- Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития.
- Осуществляет контроль и оценку учебных действий.
- Обдумывает ответы на вопросы и понимает, что знаний недостаточно для полного ответа.
- Высказывает и обосновывает свою точку зрения.
- Определяет тему и цели своего обучения, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
- Выделяет главное, устанавливает причинно - следственные связи в сделанном выборе.
- Формулирует собственные мысли.
- Формирует и развивает компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
- Принимает и сохраняет учебную задачу.
Программные требования:
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Знать правило написания букв а и о в корнях -кас- и -кос-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова по видам орфограмм. | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия правописания корня | Интерес к изучению языка, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Программное содержание: Словообразование. Орфография. Культура речи. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -кос- /кас-
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: чередование, орфограмма-буква.
План изучения нового материала:
- правописание корней -кос- / -кас-.
- проверка чередующейся гласной в корне.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Технология обучения: технология развивающего обучения, основанная на создании учебных ситуаций.
Оборудование (или оснащение) урока: интерактивная доска (экран), ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский], - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-030283-8
Домашнее задание:
1. Задание всем обучающимся - параграф 36, учить правило.
2. Задание по выбору:
* стр. 105, упражнение 184;
* составить текст со словами в корне -кос-, -кас- (6 предложений);
* составить кластер по изученной теме.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА
Планируемые результаты (ПР) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | ||
Планирует необходимые действия и операции | Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм. Учитель приветствует обучающихся. | Демонстрируют готовность к уроку. Приветствуют учителя. |
II. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ | ||
Видит и формулирует проблему. Воспринимает информацию зрительно. Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития. Осуществляет контроль и оценку учебных действий. Обдумывает ответы на вопросы и понимает, что знаний недостаточно для полного ответа. Высказывает и обосновывает свою точку зрения Определяет тему и цели своего обучения, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности, высказывает и обосновывает свою точку зрения | 1. Работа со словами с пропущенными буквами: Задание: вставьте пропущенные буквы в слова пом..гает, к..сается, г..ворения, к..снуться. Проверка: - Кто согласен/не согласен? Почему? Аналитическая беседа: - Что делали, чтобы верно записать букву? - Где затруднились? Что удивило? - Какие буквы могли здесь написать? - В какой части слова? - Какой вариант написания правильный? С гласной О или А? - Почему получилось два варианта выполнения задания? - Чего мы не умеем? - Хватает ли нам знаний? Главный вопрос урока – Какой корень КОС или КАС правильно писать в словах? - Сформулируйте для себя тему урока. - Как планируете понять материал урока? Что планируете сделать, чтобы изучить новую тему? Зачем нам необходимо это новое знание? Где его можно применить? | Слайд 1. Письменно в тетради Слайд 2. Фронтально Слайд 3. Слайд 4. |
III. СИТУАЦИЯ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ | ||
Выделяет главное, устанавливает причинно - следственные связи в сделанном выборе, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | На доске закреплены карточки со словами: прикоснуться, прикасаться, касаешься, коснешься, касаемся, коснемся. Задание: разберите слова по составу. Задание: запишите слова в два столбика, объясните своё решение. Проверка: - Почему в близких по значению словах пишутся разные корни? - От чего может зависеть их правописание? - Какую закономерность вы видите? (дети высказывают гипотезы) Вывод: корень -кас- пишем, если есть суффикс –а-. | Слайд 5. 2 человека письменно у доски Остальные письменно в тетради Фронтально Слайд 6. 1-2 человека отвечают на вопросы |
IV. СИТУАЦИЯ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ | ||
Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития | - Всегда ли работает правило условия выбора А, О? Задание: приведите примеры слов с корнями КОС и КАС. Объясните правописание. Чтение правила в учебнике на странице 104. | 2-3 человека устно 1 человек Слайд 7,8 |
V. ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ | ||
Формирует и развивает компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Осуществляет контроль и оценку учебных действий. | Задание: распределите слова на 2 группы, объясните своё решение. Задание: запишите под диктовку предложения: Касаюсь стены рукой. Коснитесь носа пальцами. Вопрос касается дружбы. Касание мяча о сетку. Прикосновение к руке. Проверка: с помощью сигнальных карточек - Что нужно сделать чтобы правильно записать корни –кос-, -кас-? | Слайд 9. По очереди распределяют слова на интерактивной доске на две группы с корнем –кос- и –кас-. Слайд 10,11. Самостоятельно, письменно в тетради Слайд 12,13. Фронтально Слайд 14 |
VI. РЕФЛЕКСИЯ | ||
Строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | - Чего мы не знали о правописании букв о- а в корне кас- кос? - Что нового узнали на уроке? - Чему учились? Что для этого делали? - Продолжите предложения: Теперь я знаю… Теперь я могу… | Слайд 15. Фронтально |
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||
Принимает и сохраняет учебную задачу. | 1. Задание всем обучающимся - параграф 36, учить правило. 2. Задание по выбору: * стр. 105, упражнение 184; * составить текст со словами в корне -кос-, -кас- (6 предложений); * составить кластер по изученной теме. | Слайд 16. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...
Правописание букв Е-И в корнях с чередованием
Технологическая карта и презентация к уроку "Правописание букв Е-И в корнях с чередованием" по учебнику русского языка, автор: О.М.Александрова...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"
Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....
Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.
Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...
Индивидуальные карточки-тренажер на правописание букв а-о в корне -лаг- - -лож- (орф. №12).
Материал содержит индивидуальные карточки для закрепления темы:" Буквы а-о в корне -лаг- - -лож-"...
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...