Правописание букв Е-И в корнях с чередованием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта и презентация к уроку "Правописание букв Е-И в корнях с чередованием" по учебнику русского языка, автор: О.М.Александрова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_.doc | 86 КБ |
e-i_v_korne.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
КЛАСС: 5
УМК: О.М.Александрова, и др.
Тема урока: «Правописание букв е-и в корнях с чередованием»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: познакомить учащихся с чередованием гласных е – и в корнях, объяснить правописание слов с чередованиями
Задачи:
- выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
- формировать навык правильного написания корней с чередованием,
- совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать перечень корней с чередованием, условия выбора букв Е-И в указанных корнях; уметь правильно писать слова с чередованием Е-И в корнях, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Эпиграф: Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Надо сегодня поработать так, чтобы доказать самим себе, что данное высказывание истинно | Читают эпиграф. Высказывают свое мнение | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: учатся понимать авторскую позицию |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Организует повторение знаний, закрепление умений. -Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы (базовый). -Распределите слова на группы, в зависимости от типа орфограммы. Назовите тип орфограммы (сложный) Поб...жал, изл..гаю, см_тана, прил_гательное, л_пата, гнезд..вая, заст..ялся, к..снусь, соб_рать, г_зон, в_н_грет, к..сательная, г_р_зонт, з..л..тистый, б_т_рея, зап_рать, возл_гать, м_дведь. -Обменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. (Слайд) -На какое правило встретились орфограммы? -Есть ли слова, где вам не удалось вставить букву? | Записывают слова, вставляя орфограммы. Проверяют выполненную работу по образцу. Вспоминают правило «Правописание безударных гласных». | Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию - Что вызвало затруднение при выполнении упражнения? -Почему возникло затруднение? -Сформулируйте проблемный вопрос и в соответствии с ним тему урока. Формулируют тему урока. -Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны сделать, чтобы разобраться в данной проблеме?
| Анализируют слова, данные учителем Определяют место и причину затруднения. Формулируют проблемный вопрос, тему, цели урока. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует работу в парах. Предлагает для анализа 2 столбика слов: (Слайд) Приложу прилагаю Изложу излагаю Коснусь касаюсь -Какова закономерность написания в корне этих слов букв А или О? - Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е - И в корнях Задирать задеру Расстилать расстелить Вытирать вытереть Отпирать отпереть Разбирать разберу Блистать блестеть Выжигать выжег - Свои гипотезы запишите в таблицах -Зачитайте предположения, используя технологию ПОПС (Слайд) П - Я считаю, что... О - Потому что... П - Я могу доказать это на примере... С - Исходя из этого, я делаю вывод:... - Сравните свои предположения с теоретическим материалом в учебнике | Организуют пары Работают в парах: анализируют слова, выдвигают гипотезы Проговаривают правило. Высказывают свои предположения, используя технологию ПОПС. Корректируют ответы одноклассников Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Этап реализации построенного проекта | Организует работу в тетради. -Проверьте по образцу. Организует игру «Цепочка». -Объясните правописание слов на правило, изученное сегодня. Бл..стеть, наст..лать, бл..стательный, заст..ранный, выж..чь, выж..гать, зад..рать, зад..рет, зам..рать, зам..реть, отт..реть, проб..рается, зап..реться, зап..раться, обж..чь,ист..реть, обд..рать, бл..стать, обд..рет, обж..гать, обм..реть, обм..рать, отп..раться, прим..рять(подравшихся), отп..реть, отт..рать, проб..рется, расч..т, рассч..тать, зам..реть, ум..рать, прим...рять (платье), наст..ленный, - Для всех ли слов работало это правило? Есть ли слова-исключения? | Выполняют упражнение в тетради Объясняют правописание слов на изученное правило. Убеждаются, что правило «работает», но есть слова которые все-таки можно проверить с помощью ударения, ориентируясь на смысл (мера-мир). | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля, успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Физкультминутка "Приседания" Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с и – присесть. В конце проговаривают правило-шутку (Слайд) Избирать, отдеру, запер, вытирать, расстилать, расстелю, замер, изберу, замирать, отдирать, запирать, вытер. Правило-шутка Если после корня –А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? ВытИрай! -А теперь поработаем с упражнением 647 | Выполняют физкультминутку Выполняют, анализируют работу одноклассника, оценивают | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. | Организует самостоятельную дифференцированную работу по карточкам 1. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Из каких произведений взяты примеры? Кто автор этих произведений? (базовый) (сложный) + Найдите слова с проверяемой гласной в корне слова и с проверяемой согласной в корне слова. Объясните, почему существует отдельное правило для правописания корней с чередованием? Почему для таких слов нельзя подобрать проверочные слова? «Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, зам..рла» «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала соб..раться на родину» «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, проб..раясь к лесу» «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, ра(с-сс)т..ли его на полу и смело хватай собаку» «- Что это за сборище у свиных закуток? –спросил он себя, прот..рая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!» -Выполните задания, которые можете. | Самостоятельно выполняют задание Проверяют работу по образцу. Отвечают на вопросы. Г.Х.Андерсен 1. «Стойкий оловянный солдатик» 2. «Дюймовочка» 3. «Дикие лебеди» 4. «Огниво» 5. «Свинопас» | |
Этап включения в систему знаний и повторения | -Давайте вспомним, как звучит тема нашего урока? - Давайте вспомним правило, с которым мы сегодня познакомились? -Выполните задания теста, докажите свою правоту 1. В каком глаголе пишется -Е-? а) отп_рать в) зам_реть б) заст_лать г) заж_гать 2. В каком глаголе пишется -Е-? а) пост_лить в) отбл_стать б) изб_рать г) прод_раться 3. В каком глаголе пишется -Е-? а) расст_латься в) отм_рать б) выд_ру г) раст_рать 4. В каком глаголе пишется -И-? а) забл_стеть в) подп_рать б) (всё) зам_рло г) подст_лить 5. В каком глаголе пишется –И-?
б) расст..лю г) забл..стеть | Вспоминают правило и подтверждают его собственными примерами. Работают со словосочетаниями | |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? -Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? -Какое настроение у вас сейчас? - Вспомните эпиграф, с которым мы познакомились в начале урока. Согласимся ли мы с высказыванием Н.В.Гоголя? Почему? Запись домашнего задания (по выбору)
Хочу закончить урок следующими словами
| Записывают домашнее задание. Рефлексия. | Личностные: понимают значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Николай Васильевич Гоголь
1 . Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы. 2. Распределите слова на группы, в зависимости от типа орфограммы. Назовите тип орфограммы Поб ...жал, изл ..гаю, см_тана , прил_гательное , л_пата , гнезд.. вая , заст .. ялся , к.. снусь , соб_рать , г_зон , в_н_грет , к.. сательная , г_р_зонт , з..л.. тистый , б_т_рея , зап_рать , возл_гать , м_дведь . ПобЕжал , излАгаю , смЕтана , прилАгательное , лОпата , гнездОвая , застОялся , кОснусь , собИрать , гАзон , кАсательная , гОрИзонт , зОлОтистый , бАтАрея , запИрать , возлАгать , мЕдведь . Корни с проверяемой гласной: п обЕжал , гнездОвая , застОялся , зОлОтистый , Корни с чередованием гласной: излАгаю , прилАгательное , кОснусь , собИрать , кАсательная , запИрать , возлАгать , Словарные слова: смЕтана , лОпата , гАзон , гОрИзонт , бАтарея , мЕдведь .
Что вызвало затруднение? Почему возникло затруднение? Какова тема нашего урока ? Каковы цели урока? Выяснить условия, когда в корне с чередованием пишется Е, а когда И. Определить корни, в которых может встретиться чередование Е-И. Научиться правильно писать слова, где есть чередование гласных. П ознакомиться с правописанием корней с чередованием гласных е – и в корнях, объяснить правописание слов с чередованиями.
ПОЧЕМУ ТАК ПИШЕТСЯ? ????? Приложу Изложу Коснусь Задеру Расстелить Вытереть Отпереть Разберу Блестеть Выжег ????? Прилагаю Излагаю Касаюсь Задирать Расстилать Вытирать Отпирать Разбирать Блистать Выжигать
Бл .. стеть , наст.. лать , бл .. стательный , заст .. ранный , выж .. чь , выж ..гать, зад..рать , зад.. рет , зам..рать , зам.. реть , отт .. реть , проб.. рается , зап .. реться , зап .. раться , обж ..чь, ист .. реть , обд ..рать, бл ..стать, обд .. рет , обж ..гать, обм .. реть , обм ..рать, отп .. раться , прим.. рять (подравшихся), отп .. реть , отт ..рать, проб.. рется , расч ..т, рассч ..тать, зам.. реть , ум..рать , прим... рять (платье), наст..ленный ,
Физкультминутка
«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, зам.. рла » «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала соб .. раться на родину» «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, проб.. раясь к лесу» «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, ра (с- сс ) т..ли его на полу и смело хватай собаку» «- Что это за сборище у свиных закуток? –спросил он себя, прот ..рая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!»
1. В каком глаголе пишется -Е-? а) отп_рать б) заст_лать в) зам_реть г) заж_гать 2. В каком глаголе пишется -Е-? а) пост_лить б) изб_рать в) отбл_стать г) прод_раться 3. В каком глаголе пишется -Е-? а) расст_латься б) выд_ру в ) отм_рать г ) раст_рать 4. В каком глаголе пишется -И-? а) забл_стеть б) (всё) зам_рло в ) подп_рать г) подст_лить 5. В каком глаголе пишется – И-? а ) выч .. тание б ) расст .. лю в ) отм .. реть г ) забл .. стеть
- Что нового узнали на уроке? -Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? -Какое настроение у вас сейчас?
Упражнение в учебнике (спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте изученную орфограмму) 2. Выпишите из произведений, включенных в учебник «Литература», 5 предложений, где встречаются слова с изученной орфограммой. 3. Мини-сочинение: «Как поспорили Е и И…» Домашнее задание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...
Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"
В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с", "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...