Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Иванова Лариса Николаевна

Коррекционные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, нормализацию эмоциональной сферы. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor-razviv_upr.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа №22 (VII вида)

городского округа «город Якутск»

Выступление

на тему: «Коррекционно-развивающие упражнения

на уроках русского языка».

                                                                  Учитель русского языка и литературы                                                                     МОКУ С(К)ООШ №22 ГО «г.Якутск» РС(Я)

                                                                              Иванова Лариса Николаевна

Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешной учёбы. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы. Наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

От развития речи и умения анализировать и обобщать зависит способность человека общаться, понимать окружающих, разнообразно, точно и логично выражать свои мысли. Отсутствие у детей этих умений приводит к сужению круга общения, замкнутости

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, их психофизическое развитие изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом связном высказывании.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий. Более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Использование различных приемов, форм, методов на уроках русского языка ведет к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению.

Эффективны на уроках игровые технологии (в частности, дидактические игры). Педагогическая игра имеет четко направленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используетсяв качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элементт соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Коррекционные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся, расширяя арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка.

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти.

Подбери как можно больше слов – названий предметов к словам:

 Зеленый              Зеленая            Зеленые

 Молодой             молодая           молодые

Клейкий                Клейкая            клейкие

Лучистый              лучистая           лучистые

Весенний              весенняя           весенние

Яркий                     яркая                 яркие

Звонкий                 звонкая            звонкие

 Синий                    синяя                синие

К именам существительным подбери как можно больше имен прилагательных:

 Солнце весной какое?

 Небо весной какое? –

 Облака весной какие? –

 Земля весной какая? –

 Трава весной какая? –

 Снег весной какой? –

 Деревья весной какие? –

Лед весной какой? –

Проталины весной какие? –

 Водоемы весной какие? –

 Ручьи весной какие? –

Узнайте предмет по действию.

Светит, греет, сияет ( что?) –

Гремит, грохочет, сердится  (что?) –

 Идет, капает, барабанит, льет ( что?) –

 Растут, качаются, охлаждают, согревают ( что?) –

 Покрывает, растет, зеленеет (что?)-

Набухают, оживают, распускаются (что?) –

 Плывут, ломаются, трещат ( что?) –

Течет, бежит, перекатывается ( что?) –

 Проклевываются, зеленеют, украшают ( что?) –

Игра по развитию речи “Одень матрешку!”

“Матрешка” - это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

 Дуб растёт.

Дуб растет на….  

… дуб растет на …  ….

«Конструктор».

Если взять большое слово,

Вынуть буквы,

Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

- Из слова «погремушка» составьте 10 слов. (гром, рак, мешок, гора, пар, кора, маг, перо, шар. море ).

Развитие речи
По теме «Предложение»

Составь предложения из букв слова  «гром».

Предложение: Громко рычал  огромный  медведь».

Игра «Звери спрятались».

Найти в тексте названия зверей.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.  И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось  рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Развитие речи, памяти, мышления.

Внимательно прочитай текст. Запомни его. Напиши    текст по памяти. Проверь свою работу.  (По рассказам Е.Чарушина  «Рассказы про Томку»).

У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…

Внимательно прочитай текст. Запомни его. Напиши    текст по памяти. Проверь свою работу.

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Внимательно прочитай текст. Запомни его. Напиши    текст по памяти. Проверь свою работу.

Томка любил играть с мячиком, — это была его любимая игрушка. Шлёпнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Внимательно прочитай текст. Запомни его. Напиши    текст по памяти. Проверь свою работу.

Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду. Бежит, повизгивает. Шёл, шёл да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы — и обратно к нам. Вот так и научился плавать.

Внимательно прочитай текст. Запомни его. Напиши    текст по памяти. Проверь свою работу.

Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернётся. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим. Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе — хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нём.

Восстановление деформированного текста.

Цель: совершенствование зрительного внимания, логики, грамматического чутья и развитие лексики.

3) Все дни начинались одинаково. 6) Обыкновенно раньше всех просыпался Иван Иваныч и тотчас же подходил к Тетке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чем-то горячо и убедительно, но по-прежнему непонятно. 8) Иной раз он поднимал вверх голову и произносил длинные монологи. 2) В первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много потому, что очень умен, но прошло немного времени, и она потеряла к нему всякое уважение; когда он подходил к ней со своими длинными речами, она уж не виляла хвостом, а третировала его, как надоедливого болтуна, который не дает никому спать, и без всякой церемонии отвечала ему: «рррр»...5) Федор же Тимофеич был иного рода господин. 1) Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. 4) Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно было, он недолюбливал жизни. 7) Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё презирал и даже, поедая свой вкусный обед, брезгливо фыркал.

Таким образом, использование на уроке различных игровых приемов даёт возможность для моделирования такой ситуации, которая раскрепощает ученика, будит в нём творческое начало, мотивирует его речевую деятельность.

Использование игровых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на уроках русского языка

Игровые технологии позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствуют раскрытию творческих способностей и вызывают интерес к новым открытиям, а следовательно и кпредмету - ру...

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

     В данной статье представлены возможности использования  коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой

Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой ин...

Выступление: « Коррекционные упражнения на уроках русского языка для детей с ментальными нарушениями»

Урок русского языка является одним из самых сложных в школе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями. У таких детей очень слабо развиты высшие психические функции - мышление, память, вниман...

«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с ЗПР с адаптированной образовательной программой».

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе  VII вида. Для того, чтобы помочь  детям овладеть основными знаниями, умениями ...