«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с ЗПР с адаптированной образовательной программой».
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида. Для того, чтобы помочь детям овладеть основными знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях специальные коррекционно-развивающие упражнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель немецкого языка МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорск Кокорева Т.И.
«Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с ЗПР с адаптированной образовательной программой».
В классах данного вида учатся дети, испытывающие трудности в обучении и адаптации, а также дети с низким уровнем сформированности психологических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности. Трудности, которые испытывают ученики, могут быть обусловлены как недостатками внимания, не развитой силой воли, низким уровнем учебной мотивации, так и недоразвитостью отдельных психологических процессов – восприятия, памяти, мышления, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний.
Для учащихся этих классов характерны так же трудности в звуковом анализе, нарушение фонематического слуха. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют звуки, у учащихся наблюдается нарушение речи даже на родном языке. Для того, чтобы помочь этим детям овладеть основными знаниями, умениями и навыками, предусмотренные программой, нужно использовать на уроках и дополнительных занятиях специальные коррекционно-развивающие упражнения.
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах), т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой информации, поэтому развивающие упражнения, начиная с 5 класса особенно важны и необходимы.
Работая восьмой год в классах VII вида, я поняла, что достичь поставленной цели и решить поставленные задачи, можно только проводя постоянную коррекционную работу через различные формы учебной деятельности.
1. Прежде всего через развивающие упражнения, которые действительно дают результат. Это упражнения на слуховое внимание, на коррекцию зрительного восприятия, на развитие логического мышления, аналитико-синтетической деятельности, на развитие связной речи на основе упражнений вербально-графического плана, мелкой и общей моторики, тактильных анализаторов, на развитие, обязательно, творческой активности детей.
2. Максимально использую на уроках двигательную активность, применяя и используя различного вида игры, поскольку основная память до 13 лет – это двигательная память, то я стараюсь максимально использовать ситуации, требующие от детей выполнения каких-то движений. Это может быть рисование (где что лежит, куда что направлено и т.д.), различные подвижные игры, например, «Игра в мяч», «игра в команды», «кто это?», «игра прыжки по предложениям» (порядок слов в предложениях). Записываем части речи на отдельных листах бумаги и раскладываем их на полу, ученик делает прыжок на каждый листок, проговаривая при этом элементы предложения.
3. Использую рифмованный материал, пение на уроке, даже при объяснении грамматического материала, опоры, подстановочные таблицы, картинки и т.д.
4. Особое внимание необходимо уделять учебному материалу: даю небольшими порциями, после каждого этапа – подведение итогов. Объясняя новый материал, стараюсь задействовать все органы чувств: зрительные, речевые, двигательные. На уроке, считаю, должны быть использованы активные формы обучения – групповые, парные. Необходимо чередовать постоянно эти формы работы, будить воображение детей, используя недосказанность, перестановку логической последовательности событий.
Таким образом, игры, ролевые игры, визуализация, яркая забавная наглядность, таблицы, схемы – всё это помогает сделать уроки разнообразными. А также предупредить утомляемость, снять некоторый негативизм (особенно при изучении сложных тем, заставить поверить в собственные силы).
5. На уроках никогда не забываю одно из основных требований – индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, так как необходимо создать хорошее настроение, комфортную атмосферу для учения, сделать учебный материал доступным и посильным.
6. В основной массе дети с ЗПР из неблагополучных семей. Как правило, бытовые знания школьников сильно ограниченны, поэтому одним из самых важных требований к уроку в классе ЗПР является социальная адаптация, поэтому каждый урок для меня должен быть практически направленным, решать конкретные воспитательные задачи, готовить детей к реальной жизни.
Приложение:Упражнения на развитие логического мышления
№ | Задание | Классы |
1 | Найти отличия | 5-9 |
2 | Расположи слова в алфавитном порядке (в пределах первой, второй буквы) | 5-6 |
3 | Расставь слова в предложениях (соблюдая порядок слов) | 5-9 |
4 | Посмотри на незавершенный рисунок и выскажи предложение о том, что успел нарисовать художник | 5-8 |
5 | Подумай и скажи, что (где) должно находиться в комнате (классе, магазине и т.д.) | 5-7 |
6 | Сгруппируй выписанные из текста слова по частям речи | 5-9 |
7 | Закончи предложения, используя данные слова | 5-9 |
8 | Поставь порядковые номера на картинках, назови их, придумай названия | 5-6 |
9 | Повтори, добавь слова, предложения («снежный ком») | 5-9 |
10 | Расположи абзацы в тексте так, чтобы получился логически связной рассказ (или пункты плана, согласно логике повествования) | 6-9 |
11 | Выбери правильный ответ из нескольких данных | 5-9 |
Упражнения на слуховое внимание
№ | Задание | Классы |
1 | Найди услышанное слово в тексте | 5-9 |
2 | Прослушай слова (словосочетания, предложения) и повтори их вслед за учителем, директором | 5-9 |
3 | Повтори для того, кто тебя не расслышал | 5-9 |
4 | Найди лишнее слово в речи учителя, одноклассника, сказочного героя | 5-9 |
5 | Прослушай предложения, поднимая руку (карточку-сигнал), когда слышишь вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение | 5-6 |
6 | Ответьте на вопросы (на доске) по прослушанному тексту, построенном на знакомом, частично знакомом лексическом материале | 5-9 |
7 | Упражнение «Отгадай-ка» (Кто и что говорит, делает) | 5-7 |
Упражнения на коррекцию зрительного восприятия
№ | Задание | Классы |
1 | Посмотри и скажи что лишнее в логическом ряду, что поменялось местами, изменилось в цветах | 5-9 |
2 | Покажи предмет и назови его | 5-7 |
3 | Расставь высказывание, используя картинку | 5-9 |
4 | Разложи слова в корзинку, мешочек | 5-6 |
5 | Выбери рисунки и разложи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте | 5-7 |
6 | Работая с картинками, опорными конспектами, составление предложений, рассказа по теме | 5-9 |
7 | Соотнесение картинок со словами | 5-8 |
Упражнения на развитие и концентрацию внимания и памяти
№ | Задание | Классы |
1 | Что лишнее, что не хватает (картинки). Найди лишний слог, лишнее слово, второе слово | 5-7 |
2 | Назови слова в алфавитном порядке | 5-9 |
3 | Что поменялось местами | 5-7 |
4 | Восстанови предложения из текста, отрывка | 5-9 |
5 | Какие предметы окружают тебя (согласно теме), сколько их, где они расположены («Ищи, наблюдай играя») | 5-9 |
6 | Повтори, подтверди | 5-9 |
7 | Отгадай, кто и что говорит (различные голоса) | 5-6 |
Список литературы
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г., Малофеева Н.Н. – М.: АРКТИ 2001
- Андрюшенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей. – М.: Академия, 2002
- Комбарова О.В. Дидактический материал по немецкому языку для учащихся 7-8 классов. – Волгоград, Учитель, 2007
- Якимин В.Г. Увлекательные задания на уроках немецкого языка. – М.: Дрофа, 2004
- Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №№ 1,2, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические упражнения к уроку немецкого языка в 9 классе по теме Пассив
Данные упражнения предназначены на:усвоение навыков употребления на письме грамматической темы «Страдательный залог», образование и перевод на русский язык,активизацию в памяти учащих...
система работы с текстом на уроке немецкого языка
Приемы и выды заданий для работы с тестом...
Урок немецкого языка 7 класс «Достоприменчательности немецких городов».
Урок немецкого языка7 класс «Достоприменчательности немецких городов»....
Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках немецкого языка в классах с адаптированной образовательной программой
Программа изучения немецкого языка достаточно сложна (особенно в 8,9 классах) даже для детей с нормальным развитием, т.к. изучаются темы выбора профессии, проблемы молодежи, средства массовой ин...
Система упражнений на уроках немецкого языка.
Система упражнений на уроках немецкого языка....
« Программа логопедического сопровождения обучающегося 2 «Д» класса (ОВЗ) как часть адаптированной образовательной программы».
Индивидуальная программа для младшего школьника с нарушением ОДАПрограмма коррекции звукопроизношение младших школьников с ОВЗ (ЗПР)Программа внеурочных коррекционных логопедических занятий с обучающи...
Коммуникативные упражнения на уроках немецкого языка
Владение иностранным языком, в том числе немецким, - это не только знания, это, прежде всего, умения и навыки. Каждый ученик должен регулярно упражняться в овладении иностранным языком. Только через у...