Выступление: « Коррекционные упражнения на уроках русского языка для детей с ментальными нарушениями»
презентация к уроку по русскому языку (6, 9 класс)
Урок русского языка является одним из самых сложных в школе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями. У таких детей очень слабо развиты высшие психические функции - мышление, память, внимание, восприятие.
Для коррекции этих нарушений уроках русского языка я применяю приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.
Применение таких упражнений на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу.
Эти упражнения можно применять на любом этапе урока: на начальном этапе урока, при изучении новых слов, т.е. словарной работе, на этапе закрепления материала и при подведении итогов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno.docx | 54.72 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
Выступление:
« Коррекционные упражнения на уроках
русского языка для детей с ментальными нарушениями»
Подготовила учитель русского языка
и литературы Попова Т.Б.
Урок русского языка является одним из самых сложных в школе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями. У таких детей очень слабо развиты высшие психические функции - мышление, память, внимание, восприятие.
Для коррекции этих нарушений уроках русского языка я применяю приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.
Применение таких упражнений на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу.
Эти упражнения можно применять на любом этапе урока: на начальном этапе урока, при изучении новых слов, т.е. словарной работе, на этапе закрепления материала и при подведении итогов урока.
Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу. Для этого можно рекомендовать упражнение «установи аналогию»
1.Слайд 2
Установи аналогию:
Оно направлено на развитие логического мышления, расширение словаря, развитие грамматического строя речи .
2. Слайд 3,4
Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.
С целью повышения эффективности словарной работы, на этом этапе необходимо использовать упражнения на развитие логического мышления, памяти, внимания.
С помощью коррекционных упражнений учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоим познакомиться.
Упражнений для словарной работы очень много. Вот некоторые из них.
3. Слайд 5,6
Игры «Четвёртый лишний», «Лишнее слово» - известные, широко используемые на практике упражнения, всегда интересны детям. Направлены на развитие мыслительной деятельности, слухового внимания, памяти; на закрепление материала уроков русского языка . Их можно проводить на любом уроке, можно придумать слова по любой теме урока.
В каждой строчке найди и вычеркни «лишнее» существительное . Определи склонение оставшихся слов.
5. Слайд7,8
«Разбей на группы»
Это упражнение направлено на развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти, сообразительности; закрепление пройденного материала; обогащение словаря. Даётся ряд слов. Ученики должны разбить их на группы, объединив одной темой.
6.Слайд 9
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки.
Процесс отгадывания, по мнению современных психологов, является своеобразной умственной гимнастикой, развивают логическое мышление, учат анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.
1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.
Например: Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
(Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу: цвет, форма, вкус.) Решение загадок подобного вида основано на выделении всех признаков и объединения их в единое целое.
2. Загадка, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. (По одному-двум признакам восстанавливается целостный образ).
Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)
(Чтобы решить подобную задачу – загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке).
3. В загадку включено отрицательное сравнение.
Например: Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
(Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: обучающийся должен сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании).
Слайд 10,11
Прочитай загадку по слогам в порядке возрастания цифр. Напиши отгадку
(Правильный ответ. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём. (Велосипед)
7.Слайд 12-19
Игра «Найди слово», Цель: развить концентрацию, произвольность внимания, мышление, расширить словарный запас.
Инструкция. Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных.
8. Слайд 18
Упражнение «Верно – неверно» корригирует мышление, внимание, память. Заставляет учащихся задуматься, размышлять. Учащимся нужно определить правильность утверждения.
Можно применять при повторении, закреплении, подведении итогов урока. Утверждения можно составить также на любую тему.
9. Слайд 21-25
Ребусы – разминка для ума.
Очень любят дети разгадывать ребусы. Ребусы развивают мышление ребенка, являются отличной зарядкой для ума и эффективной тренировкой внимания, восприятия, воображения, памяти. В процессе поиска правильного ответа дети учатся рассуждать и делать необходимые выводы. Ребусы хорошо подойдут при изучении имени существительного. Можно определять род, склонение, одушевленное, неодушевлённое и т.д.
Слайд 26
Игра «Расшифруй имя героя»
Цель: развитие объёма, концентрации, произвольности внимания, повторение правил правописания собственных имён существительных.
Инструкция. Выпиши из каждой строчки только те буквы, которые не повторяются.
(Правильный ответ. Гадкий утёнок)
Рекомендации: так можно зашифровать имя любого героя или целое предложение .
10. Лингвистические сказки на уроках русского языка
Слайд 27
Лингвистические сказки, используемые на уроках русского языка, помогают повысить творческую активность детей, сконцентрировать внимание учащихся, провести урок в оптимальном режиме развития школьников, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в учебном процессе, что является непременными условиями формирования интереса. 28
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
1. в качестве дидактического материала;
2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
«Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.29
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Используя коррекционно-развивающие упражнения в повседневной педагогической практике, учитель может называть их словом "игра", которое всегда вызывает у детей интерес и радость. В игре дети незаметно для себя овладевают предметными и личностными навыками и получают знания по учебным предметам.
Я показала часть коррекционных упражнений, которые использую на уроках русского языка. Данные упражнения развивают творческое воображение, корригируют мыслительные процессы, формируют самостоятельность и интерес обучающихся, повышают эффективность процесса обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Установи аналогию: 1 . Кот - котята, лев -..... , собака - ..... Медведь - берлога, птица -..... , рыба - ...... 2. Русский язык - слова, математика - ..... Предложение - слово, текст - ..... Стол - столы, стул - ..... , ребёнок - ..... 3. Пять - пятьсот, семь - ..... Лететь - летящий, петь - .....
ЖНУИ - ЛУЦИА - УЙЖОРА - УЧКИНЕ - ЬТУЕЛЧИ - УЖИН УЛИЦА УРОЖАЙ УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ Решение анаграмм
АТЛАС - АКТ - АДРЕС - АВТОР - НОРА - СОСНА - НОС - ПАРК - Составь другое слово САЛАТ ТАК СРЕДА ТОВАР РАНО НАСОС СОН КАРП
«Четвёртый лишний» В каждой строчке найди и вычеркни «лишнее» существительное . Определи склонение оставшихся слов. Степь, поле, кисть, площадь. Снегирь, календарь, олень, сирень. Зерно, луна, солнце, полотенце. Книга, храбрость, звезда, отвага.
«Разбей на группы» 1 группа - имена существительные 1 склонения, одновременно слова, связанные с школой. 2 группа – имена существительные 2 склонения в т.п. 3 группа- существительные мн. числа, одновременно части тела человека. Врачом ,указка, ноги, парта, ручка, глаза, свинцом, руки, шорохом.
Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ. 1.Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. ( Арбуз) 2.Простыня весь свет одевает. (Небо) 3.Летит , а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
Прочитай загадку по слогам в порядке возрастания цифр. Напиши отгадку.
Правильный ответ . Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём. (Велосипед)
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди слово» Найди и закрась в каждой строчке слова-названия животных . М О З А Я Ц Р Ы З Е О А Л Д О М Я И К О З А В Г И Д Е К У Ч М Ы Л Е В Г Д Ч Ш Х Э О С Л О Н С И Р Ю З Л Н Р Б А Р С У К Н В Ф Г И Е Я М Т Б Ц Щ Т И Г Р У Х В А П А Н Д А К Р И Ч П У
«Найди спрятанные слова» «Найди спрятанные слова»
«Найди спрятанные слова» Проверь себя
«Верно – неверно» «Не» с глаголами пишется слитно. Корень - это часть слова. Перед союзами всегда ставится запятая . « Жи », « Ши» пиши с " и".
Ребусы – разминка для ума. Найди все буквы и составь из них слово МЕТРО
Составь слово Найди все буквы и составь из них слово РЫБАК
Составь слово ШАРФ
Составь слово КРОТ СОРОКА
Ребусы – разминка для ума. Составь слово Н И Т К А 4 5 1 2 3 ТКАНИ
Игра «Расшифруй имя героя» Выпиши из каждой строчки только те буквы, которые не повторяются. Н Г А В Д К Я В Я Н И Й С Ю Р У С Т Ё Р Н Ю О К Н Г А В Д К Я В Я Н И Й С Ю Р У С Т Ё Р Н Ю О К
Лингвистические сказки на уроках русского языка Соревнование на знание ЖИ-ШИ Однажды собралось в лесу много зверей. Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание ЖИ и ШИ ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: стоят ЛЫ , а дальше точки. Нужно вставить какой-то слог. Лисенок написал ЖЫ . Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: «Л ыже !». Лыжи стоят. Бельчонок добавил ЖИ , получились ЛЫЖИ , и лыжи поехали. А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО . А что дальше? Лисенок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ . Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ . ЖИ-ШИ - мыши, ежики, ужи, жирафы, моржи. ЧА-ЩА - роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча. ЧУ-ЩУ - щука, чум, ищу, молчу, чулок, чугун.
Заколдованная буква Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква «О» стала походить на «А», «Е» на «И», «А» на «О», «И» на «Е». Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение смогло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение еще не коснулось, называют Безударными Гласными. Они еще не расколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву ясной.
Как у существительных род появился Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён». А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. ( Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.) Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с ментальными нарушениями.
Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ....
Рекомендации для родителей детей с ментальными нарушениями.
Рекомендации для родителей детей с ментальными нарушениями...
2019 г.- "Содействие социализации детей с ментальными нарушениями"
Содействие социализации детей с ментальными нарушениями...
«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»
laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....
Виды обучающих диктантов. для детей с ментальными нарушениями.
Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой те...
Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"
Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"...
Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»
Описание практикиНаименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развит...