«Сложные предложения с различными видами связи"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 9 класс
Базовый учебник: «Русский язык, 9 класс», М.М. Разумовская, С.и. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, 2018.
Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через систематизацию и обобщение знаний о сложных предложениях с различными видами связи; познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложные предложения с различными видами связи"
Предмет: русский язык
Класс: 9 класс
Базовый учебник: «Русский язык, 9 класс», М.М. Разумовская, С.и. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, 2018.
Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через систематизацию и обобщение знаний о сложных предложениях с различными видами связи; познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: проблемно –поисковый, наглядный, словесный
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять сложных предложениях с различными видами связи, расставлять знаки препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; помочь учащимся увидеть неисчерпаемые возможности родного языка
УУД:
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложных предложениях с различными видами связи.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; прививать любовь и интерес к родному (русскому) языку, воспитывать культуру речи
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, комментирование выставленных оценок
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Нам нужно максимально сконцентрироваться и всё выполнять в темпе, так как у нас много работы. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
1. Фронтальная беседа по теории сложного предложенияи ко Дню родного языка
- Что объединяет эти высказывания?
1. Величайшее богатство народа — его язык. М.А.Шолохов
2. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе ни одного французского слова в голову нейдет а ежели хочешь блеснуть тогда другое дело. Л.Н.Толстой
3. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилось в слове природа страны и история народа. К.Д.Ушинский
Ответы учеников (Родной язык)
- Сформулируйте тему урока.
Ответы учеников (Сложные предложения с различными видами связи. Родной язык.)
- В каком предложении не расставлены знаки препинания?
Ответы учеников (Во втором)
- Расставьте знаки препинания
Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
2. Фронтальная беседа
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
III. Целеполагание.
- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?
Ответы учеников (обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)
IV. Работа над темой урока
- Из истории праздника. (Сообщение ученика)
Международный День родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Эта дата была выбрана не случайно, а в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Данке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты- участники демонстрации в знак своего родного языка.
Дополни пословицы
Крылатые выражения
- Анализ предложений.
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Сегодня в мире существует около 7000 языков, более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая.)
[ ], [ ],а [ ].
Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой, и язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. (СП с разными видами связи: подчинительной и сочинительной; повествовательное.)
[ ], (когда…), и [ ].
ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России: 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное.)
[ ] : [ ], и [ ].
3. Редактирование предложений.
- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Международный день родного языка отмечают в разных странах. Родной язык дорог каждому человеку. На нём каждый народ сложил сказки, пословицы, поговорки, песни. На нём мы думаем, мечтаем, познаём мир.
Международный день родного языка отмечают в разных странах, потому что родной язык дорог каждому человеку; на нём каждый народ сложил сказки, пословицы, поговорки, песни, на нём мы думаем, мечтаем, познаём мир.
[ ], (потому что…); [ ], [ ].
V. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
Работа с взаимопроверкой.
(1) На Руси в старину месяцы носили свои названия. (2) Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. (3) Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. (4) Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». (5) Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
(6) В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».
(7) В апреле наступала весна. (8) Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. (9) Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». (10) Красивые имена! (11) Это потом мы перешли на византийский календарь.
Найти предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения. Начерти схему.
Ответ: Предложение 6. [… , (где…), …]:[ ].
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока.
Давайте вспомним, на какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Какие знаки препинания могут стоять между частями сложного предложения с различными видами связи?
Какова роль сложных предложений с различными видами связи в речи?
Работа с карточками-ладошками.
- Ребята, на ладошке-заготовке, которая лежит у каждого на парте, поставьте себе за работу на уроке ту оценку, которую вы считаете, что заработали, т.е. оцените свою работу на уроке и приклейте к символу-эмблеме.
- У нас получилась стенгазета ко Дню родного языка.
VII. Домашнее задание: придумать и записать в тетрадь 5 сложных предложений с разными видами связи, построить их схемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложные предложения с различными видами связи (закрепление)
Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии развивающего обучения (педагогическая мастерская)...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...
Интерактивный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.
Тренировочный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.предназначен для 9 класса....
Сложное предложение с различными видами связи.
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с различными видами связи". Подготовка в экзамену по русскому языку в 9 классе. Весь дидактический материал по теме "Здоровье"....
Сложные предложения с различными видами связи
Цели и задачи : 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; 2. Приобщить учащихся использовать компьютер- ную технику для совершенствования грамот- ности, развития речи. Закр...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...