Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать различные УУД в ходе активной деятельности учащихся, выработать самостоятельность в получении знаний. На уроке применяется мультимедийная презентация. Урок насыщен текстовым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 699.5 КБ |
Конспект урока | 164.5 КБ |
Кластер (приложение) | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
решё…ый вопрос приказа…о отойти в вяза…ой шапочке говорила пута…о (она) чем-то встревоже…а некраше…ый пол зва…ый ужин выглядела испуга…о В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи
решё нн ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование) приказа н о отойти (краткое причастие – Н, примыкание) в вяза н ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование) говорила пута н о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание) (она) чем-то встревоже н а (краткое причастие – Н, управление) некраше н ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование) зва н ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование) выглядела испуга нн о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание) В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи
Кластер «Сложное предложение»
1) а) [ ],и [ ]. б) [ ], (чтобы.. .). в) [ ], ( когда.. ..). г) [ ], [ ]. Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее, обоснуйте свой выбор
2 ) а) [ ], ( что. . . ). б) [ ], но [ ]. в) [ ], а [ ]. г) [ ], и [ ]. Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее, обоснуйте свой выбор
3) а) [ ] - [ ]. б) [ ]: [ ]. в) [ ], и [ ]. г) [ ]; [ ]. Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее, обоснуйте свой выбор
Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на её необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны. Найдите грамматические основы, объясните синтаксис предложения
Заполните таблицу « V » (известное) «+» (новое) « - » (противополож-ное известному) «?» (непонятное)
1. Выделяем грамматические основы. 2. Указываем границы предикативных частей. 3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного. 4. Строим схему. Алгоритм
Защита схем
Дополните схемы [ ] , и [ сущ., ( что… ) , ] . какой? определит.
1) - 2 2) - 3 3) - 1 4) - 5 5) - 4 Самопроверка
(4)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (5)Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (6)Я не слышала, как он играл: я волновалась. (7)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза – так слушают хорошую музыку. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения.
(4)Потом она опустилась на стул, разложила свои ноты на пюпитре и, выдержав небольшую паузу, ударила по клавишам. (5)Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился. (6)Я не слышала, как он играл: я волновалась. (7)И смотрела на своих соседей: некоторые закрыли глаза – так слушают хорошую музыку. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. 6
(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как это бывает у больного человека, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2) Когда он был дома, он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет. (4) В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения.
(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как это бывает у больного человека, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2) Когда он был дома, он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл его кабинет. (4) В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. 1
(4) Первые встречи с Н.Ф. Ивановой произвели на юного поэта неизгладимое впечатление, поскольку она представляла собой полную противоположность Сушковой: Иванова была чужда кокетства и резких манер. (5)Чувство Лермонтова к Ивановой было несравненно глубже и значительнее, чем предыдущая юношеская влюблённость в Сушкову. (6)Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её привязанностью и вниманием, Лермонтов искренне надеялся, что нашёл в ней единственную душу, оценившую его творческий дар и величие душевных замыслов. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения.
(4) Первые встречи с Н.Ф. Ивановой произвели на юного поэта неизгладимое впечатление, поскольку она представляла собой полную противоположность Сушковой: Иванова была чужда кокетства и резких манер. (5)Чувство Лермонтова к Ивановой было несравненно глубже и значительнее, чем предыдущая юношеская влюблённость в Сушкову. (6)Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её привязанностью и вниманием, Лермонтов искренне надеялся, что нашёл в ней единственную душу, оценившую его творческий дар и величие душевных замыслов. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. 4
(4)Правда, оценка книги, утвердившись на известный срок, впоследствии часто меняется. (5)Какая-нибудь будка, которая расположена вблизи, может заслонить башню, находящуюся вдали, но это ненадолго. (6)Рано или поздно мы осознаём обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в таких масштабах, которые соответствуют истине. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения.
(4)Правда, оценка книги, утвердившись на известный срок, впоследствии часто меняется. (5)Какая-нибудь будка, которая расположена вблизи, может заслонить башню, находящуюся вдали, но это ненадолго. (6)Рано или поздно мы осознаём обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в таких масштабах, которые соответствуют истине. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения. 5
(4)Всё в доме строго делилось: один день обед готовила себе бабушка из провизии, купленной на её деньги, а на другой день провизию и хлеб покупал дед. (5)Всегда в его дни обеды бывали хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху, печёнку, лёгкие. (6)Чай и сахар хранился у каждого отдельно, но заваривали чай в одном чайнике, чтобы сэкономить. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения.
(4)Всё в доме строго делилось: один день обед готовила себе бабушка из провизии, купленной на её деньги, а на другой день провизию и хлеб покупал дед. (5)Всегда в его дни обеды бывали хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху, печёнку, лёгкие. (6)Чай и сахар хранился у каждого отдельно, но заваривали чай в одном чайнике, чтобы сэкономить. В 9. Среди приведённых ниже предложений найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения. 6 6
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе. Чтение получившихся текстов
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем. Чтение получившихся текстов
Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники. Чтение получившихся текстов
Составьте предложения с различными видами связи
§ 37, yпражнение 212. “ 3” - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО. “ 4” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. “ 5” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений. Домашнее задание
Заполните таблицу Знал(а) Хотел(а) узнать Узнал (а)
Кластер из 12 атомов кремния и так называемого «гостя» – атома вольфрама http://www.nano-edu.ulsu.ru Репродукция картины П. Кривоногова «Поединок» http:// art-is-life.ru / wp-content / uploads Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Овчинникова Е.В.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. УПОТРЕБЛЕНИЕСОЮЗНОЙ (СОЧИНИТЕЛЬНОЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ) И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
(традиционный урок)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником),проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые ( эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы ( работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», таблица «ЗХУ».
Цели урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока:
обучающая – повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»;
развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
воспитывающая – отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Оформление, оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 206 с., мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях», раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, «Рабочий лист обучающегося» (Приложение 1), «Опросный лист» (Приложение 2), кластер «Сложные предложения» (Приложение 3).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Орфографическая разминка.
Индивидуальная работа.
а) 3 человека у доски. Списать, произвести орфографический разбор слов.
Первый ученик. Н – НН: глиня…ый, серебря…ый, деревя…ый, листве…ица, берест…яной, кожа…ый.
Второй ученик. ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.
Третий ученик. ПРЕ-, ПРИ-: пр…вышение скорости, пр…порошить снегом, пр…шелец, пр…озёрный, пр…клонить ветку, пр…ломление лучей.
б) 2 ученика работают на местах по карточкам.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.
[ ], (что…), и [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.
- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
- Подберите СИНОНИМ.
Комната.
Карточка №2
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.
[ ], и, (когда…), [ ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.
Фронтальная работа (весь класс).
Слайд 2.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
решё…ый вопрос
приказа…о отойти
в вяза…ой шапочке
говорила пута…о
(она) чем-то встревоже…а
некраше…ый пол
зва…ый ужин
выглядела испуга…о
Слайд 3.
Самопроверка.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление)
некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)
2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.
Слайд 4.
III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.
1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 5. Примерный образец.
2. Приём «РАФТ». Рассказать (с опорой на кластер) о сложных предложениях, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
3. Работа со схемами. Схема на доске.
Слайд 6.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
Слайд 7.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
Слайд 8.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
4. Тест.
Задание 3 «Рабочего листа обучающегося». Правильный ответ пометить крестиком.
IV. Изучение нового материала. (Вызов.)
Слайд 9.
1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения.
Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.
2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.
3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное. (Работа в группах постоянного состава).
Инсерт. (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков «V», «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 10.
«V» (известное) | «+» (новое) | « - » (противоположное известному) | «?» (непонятное) |
4. Обобщить. Тему урока формулируют учащиеся.
- Нашли вы ответ?
- Как же называется такое предложение?
- А почему оно так называется?
- Так как можно определить тему нашего урока?
5. Слово учителя.
- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.
- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?
(Осмысление.)
6. Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи.
Запишем предложение.
Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.
- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.
Слайд 11.
Алгоритм работы
1. Выделяем ГО.
2. Указываем границы предикативных частей.
3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.
4. Строим схему.
- Запишите его себе в тетради.
V. Закрепление материала.
1. Работа в группах постоянного состава; задание дифференцированное. Списать указанное предложение. Начертить схему. (Задание 5 «Рабочего листа учащегося»).
2. Защита своих схем у доски.
Слайд 12.
3. Беседа.
- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?
- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?
4. Слово учителя.
Слайд 13.
- На схемах можно выделять части предложения прямоугольниками. Например, схема первого предложения будет выглядеть так:
- Внесите дополнения в свои схемы.
5. Соотнесите предложения со соответствующими схемами (задание 6 «Рабочего листа учащегося»).
1) [ ],[ ],[ ].
2) [ ], (где...).
3) [ ], а [ ].
4) [ ]; [ ], [ ], а [ ].
5) [ ], (которых ...) : [ ].
Слайд 14.
Самопроверка по ключу. Выставление оценок.
- Укажите предложения с различными видами связи. Докажите, опираясь на алгоритм.
VI. Подготовка к ГИА. (Рефлексия.)
Слайды 15 – 24. Тестовые задания в формате ГИА (Задание В9).
VII. Творческая переработка текста.
Работа по вариантам. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам (задание 7 «Рабочего листа учащегося»).
Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
- [ - = ] : [ - = и = ], (если).
- [ - = ].
- [ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ).
Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
- [ - = ].
- [ - = ], (так как… ).
- [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
- [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
- [ - = ], (что… ).
- [ - = ], (чем… ), а [ - = ].
VII. Проверка (чтение получившихся текстов).
Слайд 25.
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
Слайд 26.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
Слайд 27.
Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
VIII. Сочинение-миниатюра по репродукции картины Кривоногова “Поединок”.
Слайд 28.
- Составьте предложения с различными видами связи.
- Зачитайте составленные предложения.
IX. Запись домашнего задания.
Слайд 29.
§ 37, yпражнение 212.
Разноуровневое задание.
“3” - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.
“4” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения.
“5” - выписать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о трёх и более ситуациях. В сложных предложениях с различными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений.
X. Итог урока.
- Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?
- На какую тему были подобраны все предложения? Почему?
Слайд 30.
Заполните таблицу.
Знал(а) | Хотел(а) узнать | Узнал (а) |
Приложение 1
Рабочий лист учащегося
Тема урока__________________________________________________________
Цель урока__________________________________________________________
Задачи урока________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 1.Составьте кластер «Сложные предложения».
Задание 2. «РАФТ».
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
Опорные слова для текста лекции:
Задание 3. Тест. Заполните «Опросный лист учащегося».
1. Захватили первую и частично вторую линию траншеи бой принял затяжной характер.
2. Священным местом в Новокузнецке является бульвар Героев в память о павших земляках горит там вечный огонь.
3. Снежный ком обращенный в горошину
Её горе отсюда невидимо
Как и всем нам войною непрошено
Мне жестокое зрение выдано.
4. Вот бомбами разметанная гать
Подбитых танков черная стена
От этой части покатилась вспять
Немецкая железная волна.
5. По русским обычаям только пожарища
По русской земле раскидав позади
На наших глазах умирают товарищи
По-русски рубаху рванув на груди.
6. Три отважных воина - сибиряка приняли одно решение они без команды 6росились на амбразуры вражеских дзотов и закрыли их своими телами.
7. Будет мир наступит тишина.
8. Перед дивизией была поставлена задача совместно с l83-й танковой бригадой ударом на север уничтожить опорные рубежи.
9. Началась война Матюшина направляют в штаб стрелковой дивизии начальником боепитания.
Задание 4. Инсерт.
«V» (известное) | «+» (новое) | « - » (противоположное известному) | «?» (непонятное) |
Задание 5. Спишите указанное предложение. Начертите его схему.
1. Новокузнечане сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и во всех рядах войск они участвовали во всех сражениях которые предопределили нашу победу.
2. В памяти тех кто в 1942 году штурмовал Пехово навсегда останется подвиг выпускника Кемеровского пехотного училища Авдюнова Н. Д. трижды он водил свой батальон в атаку был ранен но до последнего дыхания старший лейтенант продолжал управлять боем.
3. Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал. /М. Исаковский/
4. Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет. /А. Ахматова/
5. В суровый час раздумья нас не троньте
И ни о чём не спрашивайте нас
Молчанью научила нас на фронте
Смерть что в глаза глядела нам не раз. /Н. Рыленков/
Задание 6. Соотнесите предложения со соответствующими схемами.
1. Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат. /С. Орлов/
2. Батареи издали рокочут
Утопают города в дыму
Падают разорванные в клочья
Небеса нерусские во тьму. /С. Орлов/
3. Летит клубясь над танкодромом
Газойля дым в начале дня
Где в сталь закованные громы
Стоят на линии огня. /С.Орлов /
4. Пусть помнят те
Которых мы не знаем
Нам страх и подлость
Были не к лицу. /Н. Майоров/
5. Довела фашистская неволя
До свинцовой до чужой реки
Веет ветер ходит дождик в поле
А края родные далеки. /Н. Грибачев/
Задание 7. Творческая переработка текста.
Работа по вариантам. Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам.
Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
1.[ - = ] : [ - = и = ], (если).
2. [ - = ].
3.[ - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ).
Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
1.[ - = ].
2.[ - = ], (так как… ).
3.[ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
1.[ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
2.[ - = ], (что… ).
3.[ - = ], (чем… ), а [ - = ].
Рефлексия. Заполните таблицу.
Знал(а) | Хотел(а) узнать | Узнал (а) |
Приложение 2
Опросный лист учащегося
Фамилия, имя ____________________________________________________________________
№ предложения | ПП | ССП | СПП | БСП |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 |
Предварительный просмотр:
Приложение 3. Кластер «Сложные предложения»
Сложное
предложение
БСП
СП
ССП
СПП
с соед.
союз.
с разд. союз.
с против. союз.
с опред. прид.
с изъясн. прид.
с обст. прид.
времени
места
следствия
образ д.д. и ст.
причиныа
условия
сравнения
уступки
цели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)
Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с различными видами связи"
Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через систематизацию и обобщение знаний о сложных предложениях с р...
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. 9 класс
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи 9 класс...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Виды связи".
Наглядное представление теории по теме в виде схем, практическое задание....
Конспект открытого урока в 9 классе" Сложные предложения с различными видами связи"
Тема урока: Сложные предложения с различными видами связи"...