Сложные предложения с различными видами связи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Никонова Наталья Рудольфовна

Цели и задачи : 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; 2. Приобщить учащихся использовать компьютер- ную технику для совершенствования грамот- ности, развития речи. Закрепить практические навыки по данной теме. 3. Воспитывать чувства товарищества, интерес к урокам русского языка. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, схемы предложений. План урока. I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания III. Повторение изученного материала 1. работа у доски 2. работа с учебником 3. тестовая работа 4. анализ отрывка из стихотворения И.С.Тургенева «В дороге» IV . Итог урока V. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                            Талловеровской общеобразовательной школы

                             Кашарского района Ростовской области

Открытый урок по русскому языку

9 класс

Тема  « Сложные предложения с различными видами связи»

                                 

Тема  « Сложные предложения с различными видами связи»

 Цели и задачи : 1. Обобщить и систематизировать знания по теме    

                               «Сложное предложение»;

                             2. Приобщить учащихся использовать компьютер-

                                 ную технику для совершенствования грамот-

                                 ности, развития речи.

                               Закрепить практические навыки по данной теме.

                             3. Воспитывать чувства товарищества, интерес

                                 к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный

                           материал, схемы предложений.

 План урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Повторение изученного материала
  1. работа у доски
  2. работа с учебником
  3. тестовая работа
  4. анализ отрывка из стихотворения И.С.Тургенева «В дороге»

    IV . Итог урока

V.      Домашнее задание        

  1. Организационный момент.

Здравствуйте , ребята! Садитесь .

На сегоднешнем уроке мы с вами обобщим и систематизируем знания о сложных предложениях, о видах сложного предложения, о знаках препинания в них.

  1. А сейчас давайте  проверим домашнее задание. Дома вы повторяли сложные предложения и готовили презентации по теме «Сложные предложения».

Обратите внимание на доску и давайте вспомним :

 ----На какие две группы делятся предложения по наличию грамматической основы (простые и сложные)

---- Чем отличается простое предложение от сложного (наличием грамматической основа)

----На какие виды  делятся сложные предложения (бессоюзные и союзные)

----Назовите виды сложных союзных предложений

(сложносочинённые и сложноподчинённые)

 Хорошо. Молодцы!

Иди к доске Даша и представь нам свою презентацию, а мы вместе с Дашей вспомним сложноподчинённые предложения. Дайте определение СПП. Назовите виды СПП. Примеры.  Андрей – сложносочинённые предложения. Катя - бессоюзные сложные предложения. Дайте определение БСП. Какие знаки препинания ставятся в БСП.

Итак, мы повторили с вами виды сложных предложений. Хорошо!

 

  1. Давайте закрепим теоретические знания на практике. Запишите число, классная работа , тему урока. Поработаем у доски , запишем предложения и проведём синтаксический разбор. Желающие у доски.

Подчеркните грамматическую основу предложения

.

  1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

  1. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и  

лещей.

  1. У подъезда стояли широкие розвальни, и от лошадей шёл густой

туман.

            4.  Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги,   пере-

                  пела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысцой.

          Хорошо . Молодцы!

           

             Откройте учебник на странице 98. упр. 196.

              Ребята, я сейчас вам прочту этот текст о Д. Н. Овсянникове-                      

             Куликовском, а вы подумайте и ответьте на вопрос : Какой вклад внёс

          Д. Н. Овсянников-Куликовский  в развитие русского языкознания?

            (исследовал русскую грамматику, изучал старые языки, анализировал

              творчество великих русских писателей, написал знаменитую книгу «Синтаксис русского языка»

        Сейчас давайте найдём в тексте сложное предложение и прочтём его.

          Запишите его в тетрадь (у доски) и проведите синтаксический разбор.

       Дмитрий Николаевич был добрым, мягким, гуманным человеком, с которым, по словам его коллег и студентов, было легко и радостно работать.

         Вы знаете, что нам скоро сдавать  ЕГЭ по русскому языку, давайте выполним тестовую работу по теме «Сложные предложения.  У вас 5 минут Оценки узнаете на следующем уроке.

Тестовая работа по теме  «Сложное предложение»

 

       1.Какие из следующих утверждений верны?

     А) Сложные предложения могут быть союзными, сложноподчинёнными,                         сложносочинёнными.          

    Б) Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

   В)  Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

2. Союз, связывающий части сложного предложения     Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является…

А) подчинительным

Б) соединительным

В) разделительным

  1. Определите вид предложения

 

    Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые            листья и , промокая, ложились на мокрую траву луга.

А) простое

Б) сложносочинённое

В) бессоюзное

. 4.   Найдите сложносочинённое предложение

  А)  Володя уже стоял в сенях и развязывал башлык.

  Б)  Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

  В)   Сучок хрустнул и обломился.

5. Найдите сложноподчинённое предложение

  А) Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

  Б)  Охотник, вздрогнув, быстро  оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

  В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

    Обратите внимание на доску, перед вами  отрывок из стихотворения И. С.

    Тургенева «В дороге». Давайте прочтём его.

     Вы, наверное, догадались, что  в этом отрывке нет знаков препинания,

     Давайте их расставим и объясним постановку.

    А теперь проверим правильно ли мы расставили знаки препинания.

      (слайд)

      Мы с вами сказали, что это одно целое предложение. Обратите внимание, как Тургенев мастерски показывает нам слияние в одно целое состояние природы и человека.

    Каким мотивом пронизано всё четверостишие? ( Мотивом грусти).

   Скажите, а какие художественные средства выразительности использует для этого автор? (подбор лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом ( печальные, вспомнишь, что давно прошло, позабытое).

   Состояние героя передаётся через цветовую гамму (седое утро ), эпитеты- седое , печальные)

 Синтаксические средства (однотипные предложения, содержащие перечисления, повтор, инверсия.

 Давайте вспомним , что такое инверсия? (обратный порядок слов)

  Ребята, это стихотворение было положено на музыку. Давайте послушаем отрывок из этого романса.

 А знаете ли вы, что этот романс, самый популярный из всех музыкальных произведений на стихи Тургенева.

  1. Ребята, наш урок приближается к концу, давайте повторим, что мы вспомнили о сложных предложениях с различными видами связи.

Домашнее задание. Упр.199

Оценки.

 

                       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные предложения с различными видами связи (закрепление)

Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии развивающего обучения (педагогическая мастерская)...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...

Интерактивный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.

Тренировочный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.предназначен для 9 класса....

Сложное предложение с различными видами связи.

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с различными видами связи". Подготовка в экзамену по русскому языку в 9 классе. Весь дидактический материал по теме "Здоровье"....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...