Сложные предложения с различными видами связи (закрепление)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Хусаинова Ильсаяр Валентиновна

Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии развивающего обучения (педагогическая мастерская)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Сложные предложения с различными видами связи (закрепление)

Цели: 

Познавательные:

актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи;

отработка умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора);

Развивающие:

научить осуществлять основные мыслительные операции;

развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

развивать потребность в речевом самосовершенствовании.

Воспитательные:

воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом;

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

воспитание интереса и любви к русскому языку.

Задачи урока: 

Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.

Обобщить представления об экспрессивных возможностях    данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.

Методические приемы:  сравнительный анализ предложений;  составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; конструирование текста; подведение итогов урока; запись домашнего задания.

Методы: 

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые.

Тип урока:  урок закрепления знаний, выработки умений и навыков в форме педагогической мастерской (П.Ланжевен, А.Валлон, Ж.Пиаже) (технология развивающего обучения)

Оборудование: листы бумаги разных форматов (А3, А4, тетрадные листы),

фломастеры, набор цветной бумаги, наборы различных предложений, пакеты с набором слов для составления текста, медиапроектор, музыкальный центр, диск CD – R с презентацией Microsoft Power Point, сигнальные карточки, экран, системный блок (или ноутбук), магнитики.

Прогнозируемый результат: предполагается     понимание  учащимися роли сложных предложений в тексте, понимание синтаксического     принципа пунктуации и,  как следствие, овладение ими орфографической и пунктуационной зоркостью.

План урока

Индуктор

Афиширование

Работа с материалом

А) Деконструкция

Афиширование

Б) Реконструкция

Афиширование

Разрыв

Афиширование

Домашнее задание

Разрыв

 Рефлексия

ХОД УРОКА

До начала мастерской учащимся раздаются разрезанные цветные листы для формирования групп, экран, магнитики, компьютер

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечание

1.Индуктор

Гимн русскому языку.

Приветствие У.: Замечательные слова, прекрасный день, умные замечательные вы.

У.: Мы сегодня работаем в произвольно созданных группах. 5 секунд на выборы модератора (руководителя).

Познакомиться с модераторами.

У. предлагает написать на листочках одну мысль.

Рапортички об отсутствующих

Модераторы должны направлять работу группы, оценивать вклад каждого участника, в конце занятия подать рапортичку с оценками (после предъявления домашнего задания учителем)

Даётся мало времени

2. Афиширование

Учащиеся зачитывают свои мысли вслух.

У. записывает на доске разные мысли.

У.: Чем является то, что мы записали?

Учащиеся: Предложение

Доказать: Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение, т.е. законченную мысль.

Мы записали мысль, значит, записали предложение.

У.: На какие группы по структуре делятся предложения?

Учащиеся: Простые, сложные

По определению предложения.

3. Работа с материалом

А)деконструкция

У.: предлагает  заготовленные предложения рассортировать на  простые и сложные

Набор «Файл №1»

Работа на листах

формата А4

4. Афиширование

Учащиеся на листах вывешивают номера простых и сложных предложений.

Сравнить со слайдом №1

У.: В чем различие простых и сложных предложений?

Учащиеся: Простые – одна предикативная единица, сложные – две или  несколько предикативных единиц.

У.: Для чего нужны сложные предложения?

Учащиеся: чтобы украсить речь

Выразить сложные мысли

Не повторять слова

У.:Какие виды сложных предложений вы знаете?

Учащиеся: ССП

СПП

БСП  С с различ. видами связи

Слайд №1

1.Индуктор

У.:  Если на  прошлом уроке мы познакомились с понятием

«Сложные предложения с различными видами связи»,

 то на  этом уроке должны:

закрепить данное понятие; отработать умения составлять схемы,

характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора),

умения обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака,

 понять значение сложных предложений в тексте, применить это на практике.

  Урок проходит в форме педагогической мастерской

3.Работа с материалом

А)деконструкция

У,: выбрать сложные предложения с различными видами связи

Охарактеризовать связи

Читать выразительно

нарисовать схемы

Объяснить знаки препинания (частично)

На листах формата А3 (пополам) фломастером, крупно номера, схемы

Устно объяснить

5.Афиширование

На доску с помощью магнитов вывешиваются  результаты работы и сравниваются между собой  и со слайдами №№ 2-5

Слайды №2 – 8 пред.

№3 – 10

№4 – 11

№5 - 12

6.Разрыв

Физкультминутка: смотрим друг на друга, улыбнулись, смотрим в окно.

Продолжается работа в группах.

У.: из набора слов составить текст, который бы содержал разнообразные  по целям высказывания и по структуре предложения.

Количество предложений - 5

Не забыть сложные предложения с различными видами связи.

Слайды с военной кинохроникой,

Музыка

Набор «Файл №2»

1 – простое

2 ССП

3- СПП

4- БСП

5- сложное с различными видами связи

Количество предложений в тексте – 5.

Тема посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

7.Афиширование

Группы зачитывают подготовленный материал, выбирается лучший текст голосованием.

Текст под диктовку записывается в тетрадях и на доске.

В каждом предложении осуществляется синтаксический разбор

Сигнальные карточки

розовая – «за»

жёлтая– «против»

Вспоминаем члены предложения и их обозначения

8. Домашнее задание

Сделать синтаксический разбор записанных предложений

Упр.249

Дать инструктаж

9.Разрыв

У.: Оглашает оценки

Модератор сдал оценки учителю

10. Рефлексия

Составить синквейн на тему урока:

Название

Два прилагательных

Три глагола

Фраза на тему синквейна

Одно существительное

Мнение учащихся об уроке: голосование

Благодарность за урок

Слайд №6

Сигнальные карточки

розовая – «за»

жёлтая– «против»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...

Интерактивный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.

Тренировочный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.предназначен для 9 класса....

Сложное предложение с различными видами связи.

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с различными видами связи". Подготовка в экзамену по русскому языку в 9 классе. Весь дидактический материал по теме "Здоровье"....

Сложные предложения с различными видами связи

Цели и задачи : 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; 2. Приобщить учащихся использовать компьютер- ную технику для совершенствования грамот- ности, развития речи. Закр...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...