Текст. Признаки текста (теория)
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Шефер Екатерина Сергеевна

Текст — это высказывание, которое состоит из двух и более предложений. Ключевые признаки текста: предложения связаны по смыслу и грамматически; предложения объединены общей темой; предложения расположены последовательно и логично; в тексте можно выделить главную мысль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_rechi.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Текст. Признаки текста (теория)

Текст (от лат. textus «ткань»; «сплетение, сочетание») — это группа предложений, объединённых одной мыслью и темой. Предложения в тексте могут быть связаны лексически и грамматически.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.

Идея текста — это его основная мысль, то, ради чего написан текст.

Признаки текста

1. Текст делится на смысловые части — микротемы. Обычно одна микротема — это отдельный абзац.

2. Иногда в тексте есть заголовок. Он отражает основную мысль текста.

3. Одним из важных признаков текста является его связность: каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения. Например:

Ребята долго выбирали, какой фильм посмотреть. Мистер Фокс порекомендовал фильм (данное) о Гарри Поттере (новое). История о волшебнике Гарри (данное) очень интересная и нравится всем (новое).

4. Смысловая цельность — один из главных признаков текста. Текстом мы называем только тот набор предложений, который воспринимаем как целое. 

5. Композиционная завершённость. Текст может делиться на части, он имеет начало, середину и конец — вступление, основную часть и заключение.

6. Также текст обладает стилистическим единством.

Итак, основные признаки текста:

смысловая цельность;

связность;

членимость;

композиционная и смысловая завершённость;

стилистическое единство.

ТИПЫ РЕЧИ (ТЕОРИЯ)

Повествование

– функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).

Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

экспозиция (не всегда есть),

завязка,

развитие действия,

кульминация,

развязка.

Описание

— функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:

общее впечатление (или общий признак),

признаки предмета, человека, явления или животного.

Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:

Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

Рассуждение

Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:

тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;

обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;

 вывод, заключение 

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному).

У каждого типа речи своя цель, композиция и языковые особенности. 

Типы

Повествование

Рассуждение

Описание

Цель 

рассказать
о последова-тельных 
действиях, событиях 

подумать, порассуждать,
найти ответ
на интересующий вопрос

дать характеристику
предмету речи, описать его

Композиция

завязка;
кульминация;
развязка

тезис;
аргументы;
вывод

общее представление о предмете;
его характерные признаки;
авторская оценка (общая оценка) описания

Языковые особенности

преобладают глаголы

в тексте много вводных конструкций
(мне кажется, я думаю,
во-первых, во-вторых,
таким образом и другие)

преобладают прилагательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Текст. Признаки текста.

Урок развития речи в 6 классе. Цель: через применение технологии модерации и активных методов обучения сздать условия для успешной деятельности учащихся по актуализации знаний по теме "Текст. Признаки...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста

Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над пр...