Текст. Признаки текста.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Желтухина Наталья Викторовна

Урок развития речи в 6 классе. Цель: через применение технологии модерации и активных методов обучения сздать условия для успешной деятельности учащихся по актуализации знаний по теме "Текст. Признаки текста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrobnyy_konspekt_obrazovatelnogo_meropriyati1.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Желтухина Наталья Викторовна

Должность

учитель

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 30

Республика/край

Хабаровский край

Город/поселение

Комсомольск-на-Амуре

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

6 класс, общеобразовательный, 25 человек

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Текст. Признаки текста.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс.  - М: Дрофа, 2011

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков, первый в новом учебном году  в системе уроков по развитию речи

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 25 человек, из них – 8 девочек и 17 мальчиков. Успеваемость – 100%. Качество знаний – 46%. Характерная особенность данного коллектива – высокий уровень активности на уроке (желание отвечать с места и выходить к доске). Но для поддержания интереса в течение урока необходима постоянная смена заданий: от репродуктивного характера до творческого. Результативность выполнения заданий разная. Самостоятельно способны выполнять работу 16% учащихся; при помощи учителя – 68%, при постоянном  контроле учителя – 16%. 8% (2 учащихся) с высоким уровнем развития интеллекта, аналитическими способностями. 20% учащихся (5 человек) способны к креативному мышлению. 16% (4 человека) – низкий уровень развития процессов анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, обобщения. Для определения типа личности психологом было проведено тестирование коллектива. Исследования показали, что «правополушарных» учащихся – 50% (13 человек), «левополушарных» - 14% (4 человека), «равнополушарных» - 36% (8 человек). 76% (19 человек) учащихся было выделено с кинестетическим восприятием, 6% (2 человека) – с аудиальным и 18% (4 человек) -  с визуальным. Два учащихся – кинестетики с холерическим темпераментом. При выборе заданий необходим дифференцированный подход к данным детям. Они испытывают трудности в обучении, т.к. действие – главный показатель для них в научении. Они неусидчивы, слабы в деталях, не любят много писать, помнят общее впечатление от происходящего, но креативны, способны быстро адаптироваться в коллективе, благодарны.

Данное занятие с использованием АМОиМ поможет учащимся проявить свои способности. Перед уроком учащиеся не были разделены на группы исходя из их репрезентативной системы восприятия намеренно, т.к. необходимо развивать все системы, обучать «целого ребенка» (Л.Ллойд), учить строить взаимодействие. Поэтому были подобраны задания, ориентирующие на развитие всех систем восприятия: музыкальное сопровождение к мультимедийной презентации поможет аудиалу проникнуться красотой мира природы, яркие иллюстрации слайдов визуалу наполниться новыми впечатлениями от увиденного, а движения в ритм музыки кинестетику снять физическое напряжение. Однако общая картина восприятия для каждого учащегося сложится из всех компонентов презентации: музыки, иллюстраций, движений.  Большой интерес вызовет у кинестетика составление  текста из разрозненных предложений  на остановке «Лабиринт», аудиал, более способный к абстрагированию, составит схему, визуал скорректирует ее начертание. Возможность передвижения во время занятия, общение и сотрудничество в командах, игровые виды заданий, мини-исследования, проводимые самостоятельно, способствуют активизации познавательного интереса, формированию положительной мотивации к обучению, эффективному взаимодействию всех участников учебного процесса.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Через применение активных методов обучения и технологии модерации создать условия для успешной деятельности учащихся по актуализации и повторению знаний по теме «Текст. Признаки текста»

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательные:  

- организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на качественное усвоение знаний, умений  по теме «Текст».

Развивающие:

- развивать общеучебные умения и навыки;

- способствовать формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Воспитательные:

- формировать умения работы в группе в атмосфере сотрудничества и творческой активности, умения осуществлять разные интеракции: учитель-ученик, ученик-учитель; ученик-малая группа, учитель- малая группа, ученик – класс, учитель-класс, класс-учитель;

- способствовать формированию духовно-нравственных ценностей и нравственного выбора

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Актуализация:

- определение понятий текст, тема текста, идея, тип речи, стиль речи,  тип связи предложений в тексте, композиция;

Приобретенные умения и навыки:

- составление текста из разрозненных предложений;

- формулирование темы текста, его основной мысли (с помощью ключевых слов, игры «Самое главное»);

- аргументация своей точки зрения при определении типа и стиля речи;

- составление схемы текста согласно типам связи его предложений (цепная, параллельная);

- проведение исследования;

- умение работать и взаимодействовать в команде;

- осуществлять поиск информации,

- навыки саморегуляции;

Закрепление  умений и навыков лингвистического анализа текста

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Тема текста, основная мысль текста, композиция (начало, основная часть, конец), типы речи (описание, повествование, рассуждение), стили речи (научный, разговорный, художественный). Материал для текстового анализа взят из рассказа В. Солоухина «Мститель»

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Интерактивная доска Poly Vision, презентация в Power Point, 4 листа ватмана (или 4 магнитные доски), цветные мелки и карандаши, листы белой бумаги, карточки с заданиями (этап проработки содержания темы), комплекты из предложений для составления текста, скотч, ножницы, стаканы


Фазы и этапы урока

Описание активного метода обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство)

Прием «Шаг навстречу»

Цели: создание позитивного настроя на учебную деятельность

Задачи: знакомство с участниками своей команды;

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка: деление класса на  группы (каждый учащийся получил часть от одной из четырех иллюстраций, варианты картинок лежат на столах; задача – собрать картинку; таким образом, команды формируются произвольно)

Технология проведения: учащиеся встают в круг возле своих рабочих мест, по команде учителя делают шаг вперед и начинают обсуждение (необходимо выбрать слоган для своей команды). После принятия решения вытягивают руки в середину круга и, объединив их в единое рукопожатие, произносят поочередно свой слоган.

Примечание: если команда затрудняется в  выборе слогана, можно обратиться к помощи других команд, чтобы не затягивать время; либо учителю заранее приготовить листочки бумаги с записями слоганов, которые впоследствии может выбрать команда

Варианты проведения метода: в целях экономии времени можно не вставать из-за своих рабочих мест; заранее сесть вокруг столов, провести обсуждение, а затем, взявшись за руки, произнести слоган; замкнутый круг символизирует сплочение команды

Прием «Маршрутный лист»

Цели: создать условия для рефлексии своей деятельности на этапах урока

Необходимые материалы: 1/3 часть листа формата А4, ручка

Предварительная подготовка:  распечатка таблицы

Технология проведения: по ходу урока ребята оценивают свою деятельность

Здравствуйте, ребята. Сегодня жребий выбрал вам партнеров по команде. Начать нашу работу мне бы хотелось со слов китайского философа Дао Де Цзин: « Вы должны принять твердое решение сделать шаг навстречу другим людям. Тяжело, конечно, вылезать из своей уютной пещеры на свет Божий. Но без этого шага дальнейшее движение к цели никак невозможно»

Встаньте, пожалуйста, в круг возле ваших рабочих мест, сделайте шаг вперед навстречу друг другу. Вам предстоит выбрать слоган для работы в команде (вспомните прошедшие каникулы, загородные и пришкольные  лагеря, путешествия), приступайте к обсуждению. Готовы? Протяните руки к центру круга и соедините в единое рукопожатие. Ваш слоган, первая (1,2,3,4) команда.

Мы готовы к работе. Займите свои места.  

У каждого из вас есть маршрутные листы, в которых пошагово записаны  этапы урока. Ваша задача - оценить ваше участие на каждом этапе (приложение 1)

 

Приветствуют учителя, становятся возле своих мест, готовятся слушать учителя.

Учащиеся, поделенные заранее на группы, становятся в круг, берутся за руки и произносят слоган, выбранный командой

Заполняют маршрутный лист (участие в выборе слогана)

Личностные: положительная мотивация к  учебной деятельности

Регулятивные: мобилизация силы и энергии к учебно-познавательной деятельности

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из устных сообщений учащихся

Коммуникативные: вступление в диалог; умение слушать и вступать в обсуждение; умение строить взаимодействие

вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия)

Прием «Загадка»

Цели: формирование познавательного интереса к дальнейшей учебной деятельности.

Задачи: формулирование познавательной задачи.

Необходимые материалы: цветные мелки, белый лист бумаги, скотч

Предварительная подготовка: на доске заранее записывается разными цветными мелками слово «текст» и закрывается листом бумаги – «шторкой» (его можно приклеить на скотч, чтобы легко потом было  снять).

Технология проведения: учитель читает определение, учащиеся называют, которое формулирует тему урока.

Примечания-

Варианты проведения: если есть интерактивная доска, можно открыть «шторку» со словом  на ней или запустить слайд с нужным словом

Вы любите отгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Только загадка моя будет необычной, лингвистической: несколько предложений, объединенных по смыслу и грамматически,  называются…? (текст – снять «шторку» на доске).

Знакомое для нас понятие. Текст – тема нашего урока. Каковы  будут цели нашего занятия? Давайте их сформулируем.

Слушают учителя, отгадывают линг-

вистическую за- гадку, вспоминают теоретический материал, формулируют цели урока

Личностные: действия смыслообразования

Регулятивные: мобилизация силы и энергии к учебно-познавательной деятельно сти; организация своей деятельности (целеполага ние, планирование)

Познавательные:

 общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,  контроль и оценка процесса и результата деятельности; 

логические универсальные действия - анализ понятия и синтез – составление целого из частей.

формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов образовательного мероприятия)

Прием «Веер»

Цель: выявить ожидания и опасения учащихся при повторении и обобщении материала на уроке

Задачи: самостоятельное формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; построение речевого высказывания в письменной форме; создание условий для самоопределения и успешного взаимодействия в команде

Необходимые материалы:  листки бумаги для каждого учащегося, сложенные веером, цветные карандаши и ножницы (понадобятся в дальнейшем при рефлексии на разных этапах урока).

Предварительная подготовка: на доске заранее записывается разными цветными мелками слово «текст».

Технология проведения: вокруг слова «текст» нужно нарисовать овал (свободное пространство понадобится во время проведения интерактивной лекции), остальное пространство разбить на сектора для записей,  сформулированных учащимися: слева – ожиданий, справа – опасений. Каждый учащийся  команды записывает на листке, сложенном веером, слева – свои ожидания от урока, справа – опасения. По окончании работы участники команд поочередно их озвучивают: каждая последующая команда дополняет предыдущую. Высказывания  фиксируют на доске сами учащиеся. Учитель-модератор путем наводящих вопросов помогает их сформулировать или дополнить, вызывая команды на  коллективное обсуждение.

Примечания: данный этап занятия может вызвать трудности у учащихся в формулировке  своих мыслей, т.к. зачастую ребята должны уметь задавать себе вопросы по теме занятия, владеть понятийным аппаратом, ставить цели. Поэтому учитель должен наблюдать за работой и помочь сформулировать ученикам высказывания, поощрять обсуждения в группах.

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать.

Задание командам: перед каждым из вас листок бумаги, сложенный веером. Запишите на нем слева – ваши ожидания от урока, справа – опасения. Помните, что вы работаете в команде, помогите тому, кто нуждается в помощи.  Обращаю ваше внимание на словарь, который будет помогать нам в ходе урока (слова записаны справа на доске: тема, идея,  тип речи, стиль речи,  тип связи предложений, композиция, начало, основная часть, конец, заглавие).

Команды готовы? Пожалуйста, 2 (3,4,1) команда

Записывают свои ожидания от урока и опасения, трудности, с которыми могут столкнуться  на уроке. Помогают «слабым» ученикам сформулировать предложения

Озвучивают свои записи

Личностные: действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность.

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности (целеполага ние, планирование, прогнозирование)

Познавательные: самостоятельный выбор информации для решения задачи, отбор информации, полученной из устных и письменных источников

Комммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении

Фаза 2. Работа над темой

интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Прием «Кластер»

Цели: структурирование информации по теме урока, концентрация внимания учащихся на повторении материала

Задачи:  определить круг терминов, необходимых для повторения материала по теме; сформулировать определения понятий; организовать самостоятельный поиск информации; создать условия для успешного взаимодействия в команде и  для оценки учащимися того, что усвоено, и того, что подлежит усвоению

Необходимые материалы: справочные материалы (приложение 2) 

 Предварительная подготовка: слово «текст» записывается заранее на доске цветными мелками, справа – словарь терминов и понятий

Технология проведения: командам предлагается составить понятийный кластер. Учащимся необходимо подобрать к каждой букве слова «текст» понятие (например: «Т» - Тема, «Е» - идЕя и т.д.). Оформляется кластер по принципу кроссворда, где «текст» - ключевое слово. После обсуждения в командах кластер оформляется на доске: каждая команда расшифровывает одну букву

Примечание: важно не только записать понятие, но и дать ему определение

Варианты проведения метода: понятийный аппарат по теме состоит из более пяти слов, поэтому остальные термины можно записать в свободных местах овала либо просто проговорить вслух.

Наша совместная работа будет следующим шагом к цели.

Вернемся к слову «текст» и составим понятийный кластер (ребята знакомы с данным видом работы, обращение к словарю поможет в составлении кластера). На ваших столах есть справочные материалы (приложение 2), которые помогут в работе.

Обсуждения закончены? Пожалуйста, 3 (4,1,2) команда (участники каждой команды выходят к доске поочередно).

Посмотрите внимательно на доску, на наш веер ожиданий и опасений. Может быть, какие-то опасения  развеялись? Раскрасьте их на ваших веерах в яркие цвета.

Составляют кластер, используя в качестве подсказки термины из приложения

Записывают слова

Заполняют маршрутный лист, Веер ожиданий и опасений

Личностные:  действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:  организация своей деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; контроль, коррекция, оценка того, что усвоено, и что подлежит усвоению).

Познавательные:  

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  структуриро вание знаний; создание алгоритма действий при решении задач поискового характера

Логические:  выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: интеграция в группу сверстников, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Прием «Автобусная остановка»

Цели:  создать условия для организации самостоятельной поисковой деятельности  учащихся; презентация результатов работы в командах

Задачи: создать условия для успешного взаимодействия в команде, направленное на решение  учебных задач; развитие умения работы с информацией; отработка приемов постановки цели, поиска и анализа проблемы;

Необходимые материалы: 4 листа ватмана,  цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги

Предварительная подготовка: зависит от видов заданий на каждой «остановке»

Технология проведения: участники, заранее разделенные на четыре группы, выполняют на одной из «остановок» задание, фиксируя на листе ватмана результат;  затем меняются местами с другой командой, таким образом команда принимает участие в решение всех лингвистических задач; по окончании всей работы команда знакомится с ходом исследований всех участников и выбирает  вариант для презентации.

Примечание: время проведения зависит от степени известности и освоенности тех приемов работы, которые предлагаются на «остановках»; учитель должен следить за работой в группах, чтобы не «застопорилось» движение; если команда не может собственными силами выполнить задание, учитель помогает преодолеть трудности

Варианты проведения метода: вместо листов ватмана можно использовать магнитные доски,  результаты исследования записываются на отдельных листах и на магнитах прикрепляются к доске.

Следующие шаги вы будете делать самостоятельно. Командам  предстоит проанализировать фрагменты одного известного  рассказа. Я прочитаю его начало: «Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку – чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел» (В. Солоухин «Мститель»)

Команды готовы? Помните о том, что любая мысль достойна обсуждения и внимания. Не забудьте заполнить маршрутные листы (задания см. в приложениях 3,4,5,6)

После выполнения заданий команды проводят презентацию результатов.

Вопросы для краткого обсуждения после выступлений:

  • Почему главный герой рассказа отказался от мести?
  • Можно ли отказ от мести назвать шагом навстречу другу? Почему?
  • Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему?

Участники  четырех групп выполняют поочередно четыре задания, фиксируя на листе ватмана результат; меняясь местами. Таким образом, команда принимает участие в решение всех лингвистических задач. По окончании  работы команда знакомит- ся с записями  всех участников, прово- дит коррекцию (если необходимо) и выбирает  вари- ант для презента- ции. Производят защиту своей работы

Проводят анализ идеи изученного накануне текста; самоанализ своей работы в группе

Личностные : действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:  волевая саморегуляция; организация своей деятельности (целепо лагание, планирование, контроль, коррекция, оценка)

Познавательные:

Общеучебные:  поиск и выделение необходимой информации; обоснованное построение высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение, создание алгоритма действий для решения проблем поискового характера;  умение работать по заданному алгоритму

Логические: выдвижение гипотез и их обоснование, действия анализа объектов и синтеза; выделение и формулировка проблем 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

эмоциональная разрядка (разминки)

Прием «Виртуальное путешествие»

Цели: снятие эмоционального и физического напряжения

Задачи: создание условий для релаксации, для восприятия картин природы

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка: создание презентации в Power Point, подбор музыкального сопровождения

Технология проведения: учащиеся сидят за партами, смотрят  слайды, слушают комментарий учителя под инструментальное сопровождение; после просмотра обмениваются впечатлениями

Примечание: одна из главных целей обучения – развитие визуальной способности учащихся; данное упражнение способствует этому; в классе находятся учащиеся с разными системами восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики) и разным уровнем развития этой способности, поэтому можно предложить детям (если необходимо) закрыть глаза и представить картины, о которых говорит учитель, самостоятельно

Варианты проведения метода: если команды находились долгое время сидя за партами, можно предложить им встать, сымитировать движения, о которых говорит учитель

Ребята, я предлагаю вслед за нашими героями отправиться в лес (включается презентация, музыкальное сопровождение к слайдам; учитель комментирует их, настраивая  учащихся на восприятие картин природы)

Представьте, что вы входите в осенний лес. Сквозь кроны деревьев проникают вглубь лучи солнца, они касаются лица, вы ощущаете их теплоту. Ваши ноги ступают по мягкой прелой листве. Вы вдыхаете полной грудью запахи леса, они разные: терпкие, горьковато-сладкие, смолистые, цветочные, бодрящие и одновременно внутренне успокаивающие.

Вы останавливаетесь на привал. Вечер. Сумрак. Скоро исчезнет последний луч солнца и наступит кромешная тьма. Но страха нет. Вы сидите у костра, языки пламени согревают ваши руки своим теплом. Почувствуйте их теплоту. Услышьте треск сгорающих веток. Взгляните на яркость красок пламени и разнообразие его цветов.

Наступило утро. Вы идете к лесной реке. Прикоснитесь к холодной воде, ощутите прохладу камней, скользкий ил, капли воды на своем лице. Встаньте (дети встают). Вдохните полной грудью. Ваша усталость прошла. Вы полны сил и энергии.

Мы совершили виртуальную прогулку в лес. Расскажите о своих чувствах, поделитесь кратко впечатлениями.

Слушают учителя, смотрят слайды презентации, слушают музыку

Делятся своими ощущениями от этапа релаксации

Регулятивные: саморегуляция

Общеучебные – развитие визуальной способности учащихся; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

подведение итогов (рефлексия, оценка образовательного мероприятия)

Прием «Веер»

Цели: оценить личностные результаты своей работы и результат работы в команде; провести рефлексию ожиданий и опасений от урока

Задачи: создание условий для осознания учащимися  качества и уровня усвоения материала, развития аналитических умений, самоопределения

Необходимые материалы: ножницы, вазы (стаканы), цветные карандаши, фломастеры

Предварительная подготовка: заполненные в ходе урока маршрутные листы, веры ожиданий и опасений с одноименного этапа урока

 Технология проведения: участники команд раскрашивают в яркие цвета те ожидания, которые реализовались, и те опасения, которые не сбылись;  затем отрезают белые части и ставят их в вазу, яркие части ставят в другую вазу.

Примечание: важно, чтобы ребята не побоялись затем озвучить свои оставшиеся опасения, над которыми можно было бы работать впоследствии

Варианты проведения метода: в целях экономии времени можно веер не разрезать, а посмотреть так, каких – ярких или белых- цветов в нем больше

Ребята, сегодня мы сделали несколько шагов не только  к намеченной нами цели, но и  друг к другу. Давайте проанализируем результаты нашей работы. Возьмите в руки ваш веер ожиданий и опасений и раскройте его. Раскрасьте в яркие цвета те ожидания, которые реализовались, и те опасения, которые не сбылись. Отрежьте белые части и поставьте их в стакан, разноцветные части  поставьте в другой стакан. Какой букет  больше? Выражение «белое пятно» в русском языке обозначает «нечто неисследованное, неизвестное». Поэтому нам еще есть  с чем работать.

А теперь возьмите маршрутные листы и раскрасьте  в них смайлик в нужный цвет - итог вашей работы в команде.

Открытый микрофон: высказывания о работе на уроке.

Учащиеся соотносят высказанные  в начале урока опасения и ожидания с теми результатами, которых они достигли в конце урока

Заполняют маршрутные листы, высказывают свое мнения об уроке, своем участии в уроке

Личностные: ориентация в межличностных отношениях; действие смыслообразования; ценностно-смысловая ориентация

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное построение высказывания в устной форме

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Домашнее задание (вариативное)

Прием «Синквейн»

Цели: развитие творческих, аналитических  способностей учащихся

Задачи: создать условия для самостоятельного поиска способа решения творческой задачи; развитие навыка построения речевого высказывания; формирование умений структурировать знания, развитие аналитических умений

Необходимые материалы: ручка, тетрадь по развитию речи

Предварительная подготовка: знакомство с понятийным аппаратом предмета описания в синквейне, алгоритмом создания синквейна

Технология проведения: первая строка – тема синквейна, состоит из одного слова (чаще существительное или местоимения), которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь. Вторая строка – два слова (чаще прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм). Пятая строка – одно слово, вывод, характеризующий суть вопроса или объекта. Ребята объединяются в пары произвольно, по интересам, создают синквейн дома, презентация работы происходит на следующем уроке.

Примечание: с данным методом и способами  создания синквейна учащиеся знакомятся на отдельном уроке

Варианты проведения метода:-

1. Составить синквейн по теме «Текст».

2. Составить рассуждение, продолжив предложение «Сделать шаг навстречу друг другу – это значит…»

Записывают домашнее задание

Личностные : установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность

Регулятивные:  способность к волевому усилию, преодолению препятствий

Познавательные:  

структурирование знаний, построение речевого высказывания в письменной форме; создание способа решения творческой задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "РР. Текст. Признаки текста"

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста

Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над пр...