Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Данный материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к своему родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_2.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Баженова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Междуреченская СШ №6»
Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15) с использованием УМК под редакцией Н.М.Шанского.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Междуреченская СОШ № 6».
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 5-е изд. –М.:Просвещение,2015.-191 с.
Данный материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к своему родному краю.
Тип урока. Урок «открытия» новых знаний
Методы и формы обучения: наблюдения за языковыми явлениями, метод критического мышления через чтение и письмо, индивидуальная, фронтальная, парная, групповая работа учащихся.
Средства обучения: учебный кабинет, оснащенный компьютером с проектором для демонстрации; презентация.
Цель : углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении.
Задачи:
Предметные:
1.систематизировать знания учащихся о тексте, признаках текста;
2. формировать умения и навыки составления текста;
3. формировать навыки связной речи.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: осознание учащимися эстетической ценности русского языка; воспитывать уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные: развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, планировать свое действие, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: учить поиску и отбору необходимой информации, логическим действиям и операциям, способам решения задач, развивать умение аргументировать, анализировать, синтезировать.
Коммуникативные: развивать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность | -Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверим готовность к уроку. Сегодня выдался замечательный день: светит яркое солнце, дует тёплый ветерок. Давайте, подобно солнышкам, улыбнёмся друг другу и начнём урок. Какими мы будем с вами на занятии? Подбери, пожалуйста, прилагательные на каждую букву в слове «урок». | Дети приветствуют учителя, учитель настраивает учеников на успешную работу. Учащиеся подбирают ключевые слова: У - умные Р- разумные О – образованные К - красивые |
Актуализация знаний. Целеполагание | -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Вы обратили внимание, что на доске не записана тема урока? Сформулировать Тему урока поможет нам кроссворд. Отгадаем загадки, автором которых является Н.А.Нетёсова. Жительница деревни Ваймуши. Педагог, руководитель историко-краеведческого музея «Истоки».
-Найдите ключевое слово, зашифрованное в кроссворде, которое поможет нам сформулировать тему урока. -Запишите тему урока в тетрадь. -Давайте сформулируем 3 задачи на урок. | Дети готовят тетради к работе. Фронтальный опрос Отгадывают загадки. (Н.А.Нетёсовой). Презентация(2-3 слайды) Осень Лист Ветер Дождик Туча Тема нашего урока : «Текст». Учащиеся, опираясь на ключевые слова «вспомним», «закрепим», «расширим знания», «чем ценен для нас с вами урок), формулируют 3 задачи: 1.Сегодня на уроке мы вспомним, что такое текст и расширим свои знания по теме; 2.закрепим умение отличать текст от предложений, будем тренироваться составлять текст; 3.знания по этой теме помогут нам сделать нашу речь выразительной, правильной, понятной. |
Постановка проблемы («Мозговой штурм») Решение проблемы Физминутка | -Ребята, вам знакома эта тема?
1.- Поработайте в группах. Составьте КЛАСТЕР на тему «Текст». Обсудите, какие признаки текста вам знакомы. Запишите их в своих тетрадях. 2. - Давайте проверим ваши знания по теме «Текст». 3. -Посмотрите на слайд презентации. Все ли признаки текста вы перечислили? Какой признак забыли? 4. –Перед вами, ребята, лежат Оценочные листы (Приложение 1). Оцените свою работу в группе на данном этапе. - Откройте учебники и прочитайте определение текста (п.14, стр.34). Внесите поправки в КЛАСТЕР. Что нового вы узнали о тексте? (Презентация, слайд 4) Оцените себя на данном этапе. | Учитель подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. Групповая работа Учащиеся в группах по очереди называют признаки текста. Учащиеся себя оценивают. Дети читают определение Текста и вносят поправки в КЛАСТЕР. -Предложения в тексте расположены в определённой последовательности. (т.е. по порядку); текст принадлежит к определённому стилю. |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (первичное закрепление знаний) | - Ребята, сейчас вам предстоит проверить свои знания. Поработайте в парах. Обратите внимание на слайд презентации (слайд 5). Сравните 2 записи. Какую запись можно назвать текстом? Почему? Обоснуйте свой ответ.
И только сосны, кажется, равнодушны к земной суете своих собратьев. -Оцените, ребята, свою работу в парах на данном этапе. | Работа в парах Учащиеся, опираясь на схему-кластер, формулируют признаки текста. -2 запись можно назвать текстом. Предложения связаны по смыслу, расположены в определённой последовательности. Предложения объединены темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить. Учащиеся оценивают свою работу. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение | -Давайте вспомним, что такое тема. -Что такое основная мысль? -Перед вами текст Ф.Абрамова – нашего писателя-земляка. (Презентация, слайд 6) -Какова тема этого текста? -Какова основная мысль текста? -Как бы вы озаглавили текст, используя слова из текста? -Ф.Абрамов назвал свой текст «Лесное пиршество». Как вы думаете , почему? -Задание «Собери текст» (Презентация, слайд 7)
- Прочитайте предложения. Можно их назвать текстом? Что надо сделать, чтобы получился текст. (Презентация, слайд 8). Проверка задания.
И. Соколов-Микитов -Автором этого текста является И.Соколов-Микитов, замечательный русский писатель, певец природы. -Как бы вы озаглавили этот текст? Обоснуйте свой ответ. -Оцените свою работу в парах на данном этапе. -Ребята, сейчас вам предстоит выполнить небольшую проверочную работу (Презентация, слайд 9) - «Верные и неверные высказывания» (мини-тест). Вам необходимо дать ответы: верно(+), неверно (-).
4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. 5. Предложения в тексте объединены темой и основной мыслью.
- Давайте, ребята, проверим, как вы справились с работой. Оцените себя на данном этапе. | Фронтальная работа с классом -Тема - о чём говорится в тексте. - Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать автор. -Этот текст об осеннем лесе. -Автор хотел донести до нас красоту осеннего леса, свою любовь к родной природе. «Лесной пир», «Лесной карнавал», «Осенняя выставка красоты леса». Работа в парах -Чтобы получился текст, надо предложения расположить по порядку. (Учащиеся составляют текст.) -«Ёж», «Зимовье ежа». Учащиеся оценивают свою работу. Индивидуальная работа Учащиеся выполняют работу, а затем оценивают себя . |
Рефлексия учебной деятельности Подведение итогов урока. Домашнее задание | -Наш урок подошёл к концу. Давайте с вами вспомним, какими мы были сегодня на уроке. -Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке: «Мне понравилось…», «Я узнал…», «Мне было интересно…», «Сегодня было трудно…», «Мне показалось важным…». -Домашнее задание на выбор. А) составить текст на тему «Осень в лесу», 6 предложений. Б) упр. 68 В) упр. 69 | -Сегодня на уроке мы были умными, разумными, образованными, красивыми. |
Приложение 1
Оценочный лист
Ф.И.учащегося………………………………………………………….
Вид работы: | Оценка: |
| |
| |
| |
| |
Итоговая оценка | |
Как ты считаешь, хорошо ли работал (а)? | |
Доволен (а) ли ты своей работой на уроке? |
Список использованных источников:
- Нетёсова Н.А. Бессонница. Сборник стихов и загадок / Нетёсова Н.А. – Архангельск: «Правда Севера», 2004 г. – 96 с.
- Абрамов Ф. Трава-мурава. Были-небыли: Миниатюры. Чтобы красота не пропала. Рассказы / Абрамов Ф.- СПб. : МП РИЦ «Культ-информ - пресс»,1993.-304 с.
- http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/20/formirovanie-uud-na-urokah-russkogo-yazyka-v-usloviyah
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию домашн...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....