Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Татьяна Владимировна Баженова

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к своему родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_2.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Баженова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Междуреченская СШ №6»

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15) с использованием УМК под редакцией Н.М.Шанского.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Междуреченская СОШ № 6».

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 5-е изд. –М.:Просвещение,2015.-191 с.

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к своему родному краю.

Тип урока. Урок «открытия» новых знаний

Методы и формы обучения: наблюдения за языковыми явлениями, метод критического мышления через чтение и письмо, индивидуальная, фронтальная, парная, групповая работа учащихся.

Средства обучения: учебный кабинет, оснащенный компьютером с проектором для демонстрации; презентация.

Цель : углубить знания учащихся  о смысловой и грамматической цельности текста, его строении.

Задачи:

Предметные:

1.систематизировать знания учащихся о тексте, признаках текста;

 2. формировать умения и навыки составления текста;

 3. формировать навыки связной речи.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: осознание учащимися эстетической ценности русского языка; воспитывать уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные:  развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, планировать свое действие, вносить необходимые коррективы. 

Познавательные: учить поиску и отбору необходимой информации, логическим действиям и операциям, способам решения задач, развивать умение аргументировать, анализировать, синтезировать.

Коммуникативные: развивать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята,  садитесь. Проверим готовность к уроку.

Сегодня выдался замечательный день: светит яркое солнце, дует тёплый ветерок. Давайте, подобно солнышкам, улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Какими мы будем с вами на занятии? Подбери, пожалуйста, прилагательные на каждую букву в слове «урок».

Дети приветствуют учителя, учитель настраивает учеников на успешную работу.

Учащиеся подбирают ключевые слова:

У - умные

Р- разумные

О – образованные

К - красивые

Актуализация знаний.

Целеполагание

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Вы обратили внимание, что на доске не записана тема урока?

Сформулировать Тему урока поможет нам кроссворд. Отгадаем загадки, автором которых является Н.А.Нетёсова. Жительница деревни Ваймуши. Педагог, руководитель историко-краеведческого музея «Истоки».

  1. Пришла без красок и без кисти и разукрасила все листья.
  2. Сидит-зеленеет, лежит – пожелтеет, падает – чернеет.
  3. Без рук, без ног, под окном стучит - в избу просится.
  4. Слёзки капают из тучи – плачет мастер невезучий. Хмурой осени художник – хлюпает по лужам ….
  5. Насупится, нахмурится, в слёзы ударится – ничего не останется.

-Найдите ключевое слово, зашифрованное в кроссворде, которое поможет нам сформулировать тему урока.

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Давайте сформулируем 3 задачи на урок.

Дети готовят тетради к работе.

Фронтальный опрос

Отгадывают загадки.

(Н.А.Нетёсовой). Презентация(2-3 слайды)

Осень

Лист

Ветер

Дождик

Туча

Тема нашего урока : «Текст».

Учащиеся, опираясь на ключевые слова «вспомним», «закрепим», «расширим знания», «чем ценен для нас с вами урок), формулируют 3 задачи:

1.Сегодня на уроке мы вспомним, что такое текст и расширим свои знания по теме;

2.закрепим умение отличать текст от предложений, будем тренироваться составлять текст;

3.знания по этой теме помогут нам сделать нашу речь выразительной, правильной, понятной.

Постановка проблемы

 («Мозговой штурм»)

Решение проблемы

Физминутка

-Ребята, вам знакома эта тема?

 

1.- Поработайте в группах. Составьте КЛАСТЕР на тему «Текст». Обсудите, какие признаки текста вам знакомы.  Запишите их в своих тетрадях.

2. - Давайте проверим ваши знания по теме «Текст».

3. -Посмотрите на слайд презентации. Все ли признаки текста вы перечислили? Какой признак забыли?

4. –Перед вами, ребята, лежат Оценочные листы (Приложение 1). Оцените свою работу в группе на данном этапе.

- Откройте учебники и прочитайте определение текста (п.14, стр.34). Внесите поправки в КЛАСТЕР. Что нового вы узнали о тексте?

(Презентация, слайд 4)

Оцените себя на данном этапе.

Учитель подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Групповая работа

Учащиеся в группах по очереди называют признаки текста.

Учащиеся себя оценивают.

Дети читают определение Текста и вносят поправки в КЛАСТЕР.

-Предложения в тексте расположены в определённой последовательности.

(т.е. по порядку);

текст принадлежит к определённому стилю.

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (первичное закрепление знаний)

- Ребята, сейчас вам предстоит проверить свои знания. Поработайте в парах. Обратите внимание на слайд презентации (слайд 5). Сравните 2 записи. Какую запись можно назвать текстом? Почему? Обоснуйте свой ответ.

  1. В саду поселилась осень. В лесу пахнет дубом и сосной. С берёз падают жёлтые листья.
  2.     Природа перед тем как отправить деревья на покой, устраивает каждый год лесной пир, последний лесной карнавал, своеобразную осеннюю выставку красоты леса. Каждое дерево одевается в свою одежду. Вот итоги!

      И только сосны, кажется, равнодушны к земной суете своих собратьев.

-Оцените, ребята, свою работу в парах на данном этапе.

Работа в парах

Учащиеся, опираясь на схему-кластер, формулируют признаки текста.

-2 запись можно назвать текстом. Предложения связаны по смыслу, расположены в определённой последовательности. Предложения объединены темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить.

Учащиеся оценивают свою работу.

Систематизация знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

-Давайте вспомним, что такое тема.

-Что такое основная мысль?

-Перед вами текст Ф.Абрамова – нашего писателя-земляка. (Презентация, слайд 6)

-Какова тема этого текста?

-Какова основная мысль текста?

-Как бы вы озаглавили текст, используя слова из текста?

-Ф.Абрамов назвал свой текст «Лесное пиршество». Как вы думаете , почему?

-Задание «Собери текст» (Презентация, слайд 7)

  1. В сентябре ёж готовит себе тёплое зимовье.
  2. Придёт зима.
  3. Скоро заберётся ёж в своё жилище до весны.
  4. Накроет нору глубокий сугроб.
  5. Он таскает в нору сухие листочки и мох.

- Прочитайте предложения. Можно их назвать текстом? Что надо сделать, чтобы получился текст.

(Презентация, слайд 8). Проверка задания.

  1. В сентябре ёж готовит себе тёплое зимовье.
  2. Он таскает в нору сухие листочки и мох.
  3. Скоро заберётся ёж в своё жилище до весны.
  4. Придёт зима.
  5. Накроет нору глубокий сугроб.

    И. Соколов-Микитов

-Автором этого текста является И.Соколов-Микитов, замечательный русский писатель, певец природы.

-Как бы вы озаглавили этот текст? Обоснуйте свой ответ.

-Оцените свою работу в парах на данном этапе.

-Ребята, сейчас вам предстоит  выполнить небольшую проверочную работу (Презентация, слайд 9) -

«Верные и неверные высказывания» (мини-тест).

Вам необходимо дать ответы: верно(+), неверно (-).

  1. К тексту нельзя придумать заглавие.
  2. Текст состоит из предложений.
  3. Предложения в тексте связаны по смыслу.

4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

5. Предложения в тексте объединены темой и основной мыслью.

  1. Тема – это о ком или о чём говорится в тексте.
  2. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

- Давайте, ребята, проверим, как вы справились с работой. Оцените себя на данном этапе.

Фронтальная работа с классом

-Тема - о чём говорится в тексте.

- Основная мысль – это то главное, о чём хотел сказать автор.

-Этот текст об осеннем лесе.

-Автор хотел донести до нас красоту осеннего леса, свою любовь к родной природе.

«Лесной пир», «Лесной карнавал», «Осенняя выставка красоты леса».

Работа в парах

-Чтобы получился текст, надо предложения расположить по порядку.

(Учащиеся составляют текст.)

-«Ёж», «Зимовье ежа».

Учащиеся оценивают свою работу.

Индивидуальная работа

Учащиеся выполняют работу, а затем оценивают себя .

Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока.

 Домашнее задание

-Наш урок подошёл к концу. Давайте с вами вспомним, какими мы были сегодня на уроке.

-Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке: «Мне понравилось…», «Я узнал…», «Мне было интересно…», «Сегодня было трудно…», «Мне показалось важным…».

-Домашнее задание на выбор.

А) составить текст на тему «Осень в лесу», 6 предложений.

Б) упр. 68

В) упр. 69

-Сегодня на уроке мы были умными, разумными, образованными, красивыми.

                                           Приложение 1

        Оценочный лист

Ф.И.учащегося………………………………………………………….

              Вид работы:

                     Оценка:

  1. «Мозговой штурм»-составление кластера

  1. Погружение в тему (работа с учебником – п.14, стр.34)

  1. Практическое задание

  1. Применение новых знаний-решение задач

  1. «Верные –неверные высказывания»

Итоговая оценка

Как ты считаешь, хорошо ли работал (а)?

Доволен (а) ли ты своей работой на уроке?

               Список использованных источников:

  1. Нетёсова Н.А. Бессонница. Сборник стихов и загадок / Нетёсова Н.А. – Архангельск: «Правда Севера»,  2004 г. – 96 с.
  2. Абрамов Ф. Трава-мурава. Были-небыли: Миниатюры. Чтобы красота не пропала. Рассказы / Абрамов Ф.- СПб. : МП РИЦ «Культ-информ - пресс»,1993.-304 с.
  3. http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
  4. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/20/formirovanie-uud-na-urokah-russkogo-yazyka-v-usloviyah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....