Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста
план-конспект занятия (5 класс)
Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над предупреждением дисграфических ошибок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста
Цели и задачи: дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над предупреждением дисграфических ошибок.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Речевая гимнастика.
2.Работа над темой урока.
Я зашифровала слово. Вы назовёте его, вычеркнув из ряда букв все звонкие согласные:
З Т Р Е М Ж К Б С В Г Т Д
- Назовите это слово.
- Как вы думаете, почему зашифровано именно это слово?
Фонари.
Улицы старой Москвы освещались фонарями на столбах. В фонари были вставлены железные керосиновые лампы*. Фонарщик* с лестницей на плече зажигал лампы* в сумерки, а утром гасил.
Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.
- Из чего состоят эти записи?
- Можно ли сказать, о чём первая запись? А вторая?
- Сколько бы вы сделали рисунков к 1, 2 записям?
- Можно ли поменять местами предложения в первой записи? Во второй?
- Почему?
Вывод 1: Текстом называется связное высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Вывод 2: Все предложения в тексте объединены одной темой, тесно связаны по смыслу.
Прочтите и определите, текст ли это?
Лентяй на рыбалке.
Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».
- Это текст?
- Докажите.
- Кого здесь высмеивает автор? Почему?
Прочтите и определите, текст ли это?
Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
- Это текст?
- Докажите.
- Чем он отличается от предыдущих текстов
Вывод 3 : текст может быть и стихотворным.
Прочтите и определите, текст ли это.
Улетают журавли.
В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли покружили они над рекою попрощались птицы с родным болотом собрались путешественники в косяки* и потянулись в дальние тёплые страны До свидания, журавли, до встречи весной
- Легко ли читать эту запись? Почему?
- Найдите границы предложений.
Вывод 4: Каждое предложение в тексте имеет свои границы.
Прочтите. Текст ли это? Чего в нём недостаёт?
А) Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша. (В нём нет конца)
- Закончи текст.
Вывод 5: каждый текст имеет смысловую законченность.
Маленькая Оля побежала за котёнком, ушла далеко от дома и заблудилась. Она испугалась и заплакала. Мимо шли ребята из школы.
- Это текст?
- Что вы можете сказать о нём?
- Спишите и завершите текст самостоятельно.
3. Итог
- О чём мы говорили сегодня на занятии?
- Назовите признаки текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие Тема: «Что такое успех?»
Упражнения и беседа для подростков с целью повышение у воспитанников уровня профессиональной зрелости, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся ин...
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
План - конспект занятия Тема: «Что такое конфликт?»
Занятие для подростков...
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...
Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."
Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...