Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста
план-конспект занятия (5 класс)

Наталья Владимировна Задорожная

Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над предупреждением дисграфических ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста

Цели и задачи: дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над предупреждением дисграфических ошибок.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Речевая гимнастика.

2.Работа над темой урока.

Я зашифровала слово. Вы назовёте его, вычеркнув из ряда букв все звонкие согласные:

З Т Р Е М Ж К Б С В Г Т Д

- Назовите это слово.

- Как вы думаете, почему зашифровано именно это слово?

Фонари.

Улицы старой Москвы освещались фонарями на столбах. В фонари были вставлены железные керосиновые лампы*. Фонарщик* с лестницей на плече зажигал лампы* в сумерки, а утром гасил.

Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.

- Из чего состоят эти записи?

- Можно ли сказать, о чём первая запись? А вторая?

- Сколько бы вы сделали рисунков к 1, 2 записям?

- Можно ли поменять местами предложения в первой записи? Во второй?

- Почему?

Вывод 1: Текстом называется связное высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Вывод 2Все предложения в тексте объединены одной темой, тесно связаны по смыслу.

Прочтите и определите, текст ли это?

Лентяй на рыбалке.

Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».

- Это текст?

- Докажите.

- Кого здесь высмеивает автор? Почему?

Прочтите и определите, текст ли это?

Зашумела, разгулялась

В поле непогода.

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

- Это текст?

- Докажите.

- Чем он отличается от предыдущих текстов

Вывод 3 : текст может быть и стихотворным.

Прочтите и определите, текст ли это.

Улетают журавли.

В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли покружили они над рекою попрощались птицы с родным болотом собрались путешественники в косяки* и потянулись в дальние тёплые страны  До свидания, журавли, до встречи весной

- Легко ли читать эту запись? Почему?

- Найдите границы предложений.

Вывод 4: Каждое предложение в тексте имеет свои границы.

Прочтите. Текст ли это? Чего в нём недостаёт?

А) Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша.  (В нём нет конца)

- Закончи текст.

Вывод 5: каждый текст имеет смысловую законченность.

Маленькая Оля побежала за котёнком, ушла далеко от дома и заблудилась. Она испугалась и заплакала. Мимо шли ребята из школы.

- Это текст?

- Что вы можете сказать о нём?

- Спишите и завершите текст самостоятельно.

3. Итог

- О чём мы говорили сегодня на занятии?

- Назовите признаки текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие Тема: «Что такое успех?»

Упражнения и беседа для подростков с целью повышение у воспитанников уровня профессиональной зрелости, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся ин...

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...

Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."

Тема:  "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...