Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи
по русскому языку в 10 классе
Тема «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи».
Цель урока: повысить уровень осмысления языковых единиц и
эффективность освоения программного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задачи урока:
- Познавательные:
- отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки и текстообразующие элементы;
- способствовать формированию умений обучающихся определять типы речи;
- способствовать обучению умениям вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- способствовать формированию коммуникативных навыков (работать в группе).
2) Развивающие:
- развивать речевые умения школьников с опорой на изученный грамматический материал;
- развивать умения работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;
- способствовать повышению мотивации к предмету.
3) Воспитательные:
- воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;
- воспитывать трудолюбие.
Тип урока – повторение и закрепление знаний.
Технология обучение в сотрудничестве (работа в малых группах)
Средства обучения: раздаточный материал для работы в группе (тексты,
тесты), дополнительные источники информации для
проектной команды (инструкция по созданию мини-
проекта, материалы о тексте, типах речи, схемы),
ресурсы Интернета.
ТСО: мультимедийная презентация урока, ноутбук, принтер.
- Мотивационное начало.
(Интеллектуальная разминка)
- Какие буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово.
Что получилось? Слайд №
Гла [д] кий
Спл . тать
Ак (?) уратнный
Бе (?) крайний
Сла [д] кий
(текст)
- Текст – ключевое понятие русского языка. Оно показывает «язык в действии» и путь приобщения к культуре. Работа с текстом является основой многих заданий для ЕГЭ в 11 классе. Слайд №
- Определение темы текста
- Определение основной мысли
- Определение связи предложений
- Типологический анализ
- Стилистический анализ
- Анализ языковых (выразительных) средств
- Текст – это ещё и главный «герой» нашего урока. Какие слова с тем же корнем знаете? (Текстиль, текстура) Слайд №
- К каким словарям нужно обратиться, чтобы понять связь слов ТЕКСТ, ТЕКСТИЛЬ, ТЕКСТУРА? (Этимологический, иностранных слов)
- Этимологически слова «текст» и «текстиль» связаны с латинским корнем «ткань». Заим. в ХVIIIв. из немец. языка, где ТЕХТ/ лат. Textus / - “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”(Этимологический словарь Н.М. Шанского) Слайд №
- Это даже отражено в поэзии: «Буду стихи т к а т и…» (Антиох Кантемир, поэт 18 века) или «Люблю появление т к а н и…» (Осип Мандельштам, поэт 20 века) Слайд №
- В чём же эта связь? Чтобы помочь Вам, даю подсказку. Найдите «пятое лишнее слово» в интеллектуальной разминке (кстати, как Вы определили, что оно лишнее?) (сплетать) Слайд №
- Действительно, слова в тексте «сплетены», т. е. связаны друг с другом. И это главное.
II. Повторение признаков текста.
1). - Рассмотрите таблицу «Признаки текста» и допишите вместо точек необходимые слова. Слайд №
- Сравните с заполненной таблицей. Слайд №
2). - Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?
(предложения даны не по порядку) Слайд №
А). Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
Б). Бойтесь пустого красноречия.
В), Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.
Г). А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (БАГВ) Клик
3). - Значит, важнее всего в тексте его смысловая связность. Рассмотрите ОК «Смысловая связность текста» и составьте связное высказывание по заданной теме. Слайд №
4). Связь в тексте бывает смысловой и грамматической. Слайд №
- Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Как вы думаете, почему?
Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Например: Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).
5 ). Индивидуальная работа: «Проверь себя» (тест). Задание: выберите правильный вариант ответа.
1. Текст — это:
А высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;
Б высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
А полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;
Б наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
3. Членимость — это свойство текста:
А делиться на предложения, абзацы, части, главы;
Б делиться на три части.
4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:
А раскрытии авторского замысла;
Б последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:
А наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;
Б ключевых словах текста.
6. Микротема — это:
А идея, заключённая в первом абзаце;
Б «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
5). Проверка (по эталонному образцу): 1б 2а 3а 4б 5б 6б
III. Работа с текстом в группах. Слайд №
Класс разделён на 4 группы.
Группы №№ 1, 2, 3 (по 4 человека) работают с текстами.
1). Индивидуальная письменная работа с текстом по заданиям (с повторением орфографии).
Тексты для работы в группах. (по 4 человека)
Задание выполняет вся команда, но каждый член группы ответственен за свое задание (первый - пропущенные буквы, второй - раскрытие скобок, третий – деление текста на абзацы, четвертый отвечает на вопрос). Оценивается работа группы.
Группа №1.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы. У вас должно получиться три абзаца.
- Озаглавьте текст
Багульник – б.лотное р.стение. Это кустарник (с) белыми соцветиями, которые очень похожи (на) зонтик. Лепес(?)ки цв.тков багульника (на)столько яркие, что св.ркают даже ноч(?)ю. Когда цв.тет багульник, болото кажет(?)ся в снегу. Даже зимой лист(?)я багульника (не) обл.тают и остают(?)ся з.леными. Он словно (не) зам.чает наступления м.розов. Багульник коварен. Это р.стение ядовито, и от его зап.ха кружит(?)ся голова. Р.стет дурманящий кустарник по с.седству с г.лубикой. Соб.рающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой». А виноват (то) багульник!
- Определите значение слова коварен. В чём особенность его употреблении в тексте?
Группа №2.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля его на абзацы. У вас должно получиться 6 абзацев.
- Озаглавьте текст.
Наступила осень. Вспыхнули б.резы, осины. Только дубы ст.яли (по)среди леса. Они были похожи (на) з.леные острова. Кон(?)чилась осень. Опали лист(?)я. Лес поч.рнел, помр.чнел. Только дубы св.тились (в) нем старым з.олотом. Долго (не) пр(е,и)ходила зима. А когда пришла, на дерев(?)ях (не) осталось и листоч(?)ка. Поржавели, пор(е,и)дели листья дуба, но д.ржались на ветках до самой весны. Весной лопнули (на) б.резах поч(?)ки, зацвело волч(?)е лыко, а (на) ветках дуба все шуршали старые листья. Островами прошлогодн(е,и)й ос.ни ст.яли дубы среди нового весе(н,нн)его леса.
(По Ю. Ковалю)
- Найдите в тексте глаголы в переносном значении, подчеркните их. Какую роль играют эти глаголы в тексте?
Группа №3.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля его на абзацы. У вас должно получиться 4 абзаца.
- Придумайте заголовок для текста, в котором отражалась бы его
основная мысль.
Мы уп.раемся дли(н,нн)ым ле(к,г,х)ким веслом, плывем сер.диной мелкого з.еркального залива. Феврал(?)ское в.се(н,нн)ее со(?)нце осл.пительно отр.жа.т(?)ся в окружавшей нас з.лотивш(и,е)йся глад(и,е). Мы плывем, (со) всех ст.рон окруже(н,нн)ы птицами. Утки (не) пускают (на) выстрел и уд.ляют(?)ся (не)заметно. Мы медле(н,нн)о продв.га(е,и)мся, но постоя(н,нн)о ост.емся (в) центре ш.рокого круга птиц, к.торый замыка(е,и)т(?)ся (по)зади нашей лодки. Хорошо любоват(?)ся (на) великое птич(?)е раздол(?)е! Руж(?)я (не)тронуто лежат (на) дне лодки. Широкое зы(п,б)кое марево высит(?)ся над г.ризонтом. Бе(з,с)брежным, бе(с,з)крайним кажется залив.
(По И. Соколову-Микитову)
- Какую роль в тексте играют глаголы несовершенного вида?
2). Задание для «шустриков» (для тех, кто справился с текстом раньше других):
- выписать из текста 3 – 5 слов с проверяемыми гласными в корне, подобрать проверочные слова;
- выписать из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, указать вид подчинительной связи.
3). Группа делится на пары и в паре по эталонному образцу проводит взаимопроверку и взаимооценку работы.
IV. Работа над типами речи.
1). Фронтальный опрос.
- Что такое тип речи? (это смысловые группы речи)
- Угадайте по перечисленным признакам тип речи. Как вы это определили?
А). Общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; оценка предмета речи.
Б). Тезис, аргументы, выводы.
В). Начало события, развитие события, кульминационный момент; конец события.
2). Работа над деформированным текстом по типам речи.
- Определите, какие слова пропущены в характеристике смысловых типов речи. Слайд №
?– тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета, явления, состояния человека и т.д.
Нужно ответить на вопросы:
- Каков предмет? (Предмет.)
- Что здесь находится? (Место.)
-Каково ему? (Состояние.)
- Что делается вокруг? (Природа.)
? – тип речи, в основе которого лежит постановка вопроса, Слайд №
проблемы и возможность ее объяснения, толкования при помощи размышлений, доказательств.
Нужно задать вопросы:
- Что это такое?
- Почему?
- Как быть?
- Как это оценить?
В конце нужно сделать определенный вывод.
Повествование – тип речи, в основе которого лежит Слайд №
рассказ о каких-то событиях, происшествии, случае и т.д.
Для него характерны:
- завязка (с чего все начинается);
- кульминация (самый важный момент);
- развязка (чем все заканчивается).
Могут быть: вступление (предварительные события); заключение (размышления по поводу рассказанного).
3). Работа в группах по определению смысловых типов речи.
Группа №1.
В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в группе, восстановите текст. Составьте и запишите план.
СИНИЦА СТРОИТ ДОМ
а) Рассыпает вокруг звонкие смешинки. Прижмусь носом к стеклу и наблюдаю за ней. Минуты на месте не посидит. Все пляшет да через голову кувыркается. Зачем она к нам повадилась?
б) По утрам меня будит синица. Усядется на ветку рябины под окном и насвистывает:
- Пинь-пинь-пинь, дзинь-дзинь-дзинь1
в) Оказалось, что ей пакля нужна. Прицепится к бревну и полный клюв пакли надерет. И быстро к тополю. В дупле у нее гнездо. Но строительного материала не хватило… Вот и повадилась к нам.
(По А. Баркову)
- Определите тип речи.
- Объясните значение слова повадилась.
- Что отражает название текста: тему или основную мысль? Придумайте собственное название текста и подумайте, что оно будет отражать.
Группа №2.
В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в группе, восстановите текст. Составьте и запишите план.
а) Все тут непривычно для глаза. Лес не зеленый, а какой-то оливковый. Тень под деревьями зыбкая, полупрозрачная, ненадежная. Да и как ей быть надежной, если на деревьях нет листьев! Вместо листьев тонкие зеленые веточки. Не листья, а тощие хвощинки, но они усыпаны крохотными желтыми цветочками.
б) Впервые вхожу в саксауловый лес. Это лес пустыни.
в) Лес без шороха листьев…
г) Деревца похожи на густые раскидистые кусты. Стволы серые, гладкие. Они похожи на старые кости. Иные скручены, словно удавы окостенели в корчах.
(По Н. Сладкову)
- Определите тип речи.
- Запишите синонимы к прилагательным «оливковый», «зыбкий».
- Выпишите из текста контекстуальные антонимы.
Группа №3.
В тексте «перепутаны» абзацы, но план составлен правильно. Расположите абзацы по плану и подготовьте пересказ текста.
ЕНОТ-ПОЛОСКУН
а) Однажды одному еноту достался на обед кусочек печенья. Он тут же принялся его полоскать и был бесконечно удивлен и ошарашен, когда печенье растворилось в воде.
б) Все мамы любят напоминать ребятам: «Мой руки перед едой! Помой яблоко, прежде чем его есть!» А вот мамы енотов этого не делают! Знаешь, почему?
в) За странную для зверя привычку все мыть енот и получил свое интересное прозвище. Его называют енот-полоскун.
г) Порядочный енот не забудет помыть лапы или пищу перед едой. Была бы вода рядом! Отмоет, отполощет, ототрет все до блеска!
ПЛАН
- Отличительная черта мам енотов.
- Енот отмоет все.
- Бесконечное удивление.
- Странная привычка.
- Определите тип речи.
- Объясните значение слова ошарашен.
- Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.
5). Отчёт о работе групп №№1, 2, 3.
- Что помогло Вам определить тип речи?
V. Роль 1-ого предложения в создании будущего текста..
1). Дано предложение: Сад разнообразно одевался.
- Определите по первому предложению первого абзаца текста тему текста и тип речи.
2). - Что указывает на художественный стиль речи? (Олицетворение сад одевался)
3). - Предположите возможности развертывания темы.
4). - Определяем тип текста. Слайд №
- Если это описание, то первое предложение задает объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.
- Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. Повествование динамично, поэтому в нем преобладают глаголы и различные обстоятельственные слова.
- Если текст-рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждения отличает строгая последовательность.
5). - Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. Часто мысль говорящего следует от известного к новому.
Возможно, тема – «Весна».
VI. Творческая работа.
1). Напишите свой вариант продолжения текста (3 - 4 предложения):
индивидуальная творческая работа.
2). Обсуждение созданных текстов в группах.
3). Выбор наиболее удачного, по мнению группы, текста.
4). Зачитывание выбранного от группы текста.
5). Определение точности прогнозирования: чтение учителем текста – оригинала.
Сад разнообразно одевался. Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее, - оделся свежей, густой зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся, хотя еще прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зеленой грядою. А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.
(И. Бунин)
6). Дополнительное задание: «Кто больше?» Слайд №
- Найдите и выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?
7). - Выяснение, кто ближе к оригиналу.
- Назовите автора произведения, из которого взят текст.
VIII. Обобщение материала по теме урока
(фронтальная работа с опорой на содержание буклета).
IX. Рефлексия. Слайд №
- В каждом столбике отметьте близкое вам понятие.
Плюс | Минус | Интересно |
+
| -
| !
|
X. Домашнее задание. Слайд №
1). По «шпаргалке для товарища» повторить материал по теме «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи».
2). Написать продолжение текста (4 – 5 предложений), спрогнозировав содержание, стиль и тип речи по 1-ому предложению:
«Было начало апреля…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Развитие смыслового чтения и работа с текстом учащихся III-IV вида на уроках русского языка и литературы
Формы, методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет тек...
Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....