План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Повторение главных и второстепенных членов предложения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок-обобщение.
Форма: урок-путешествие.
Цели урока:
обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;
формировать умения выделять главные и второстепенныечлены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;
развивать следующие операции логического мышления: сопоставление,классификация, анализ; учить самостоятельно работать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе на тему:
«Повторение главных и второстепенных членов предложения».
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;
-закрепить умения распознавать главные и второстепенные члены, их виды, способы выражения;
-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;
- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к языку.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;
Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно, работать.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
Предметные: знать изучаемый материал, уметь применять правила на практике.
Тип урока: урок-обобщение
Методы: репродуктивный, поисковый, диалоговый, самостоятельная работа.
Форма обучения: урок-путешествие
Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Технологии: коммуникативного обучения, личностно-ориентированная, игровая.
Оборудование: мультимедиа-презентация, карточки для самостоятельной работы, схемы.
1.Организационный момент. (1мин)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Готовы на плодотворную работу?
Запишем число, «Классная работа». Для темы оставьте две строки, т.к. на одну строку тема не поместится.
Слайд
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
2.Погружение в языковую среду. Открытие темы. (5мин.)
Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с орфографической и пунктуационной разминки.
1 ученик – индивидуально работает у доски, вставляет буквы. Остальные – на местах
Задание: списать текст стихотворения В.Федорова, вставляя пропущенные орфо - и пунктограммы.
Слова дрова. Нас греет реч(?)
Нас мыслей обж_га_т пламя.
Душа пытливая как печ(?)
Всё время топ_тся словами.
В.Федоров
- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.
- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор предложения.
Ученики комментируют разбор.
- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?
- Сформулируйте тему урока.
/ Главные и второстепенные члены предложения. Повторение. /
Определите задачи, которые мы будем решать на уроке.
/ повторить сведения о главных и второстепенных членах предложения,
закрепить умение различать второстепенные члены предложения,
пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/
Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
- Запишем тему в тетрадях: «Повторение главных и второстепенных членов предложения».
3.Актуализация знаний. (5мин)
- Чтобы все это осуществить, я вам предлагаю отправиться в путешествие. Как же будет называться страна, по которой мы будем путешествовать? (Синтаксис)
- Каков будет маршрут, это вам предстоит определить самим.
Повторение и закрепление пройденного (20мин)
Блок 1. (ГЧП)
Начнём со станции главных членов предложения.
1.Работа по карточке (7мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.
- Маленькая гостиная была неуютной.
- Наше завтра будет прекрасно.
- Мы с Аликом принялись за работу.
- Прямо к станции летит тройка удалая.
- Я хотел бы помочь вам.
- Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
- Я готов с вами поспорить.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- Пушкин – гений особого склада.
- Обменяйтесь карточками, проверьте работу соседа по слайду. (Взаимопроверка по слайду)
- Прокомментируйте, чем выражено подлежащее и сказуемое.
2.Физминутка для глаз. (1мин)
- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире)
3.Работа в паре.
- Обсудите предложения в парах, условия постановки тире (3 мин).
- Теперь прочтите предложения по цепочке, прокомментируйте.
|
|
-Молодцы! Садитесь.
Блок 2. (ВЧП)
- Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд
Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
1.ДОПОЛНЕНИЕ
Слайд Чайки распустили крылья.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
Слайд
-Найдите дополнение в этих предложениях.
Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Мы разговорились об интересных книгах.
- На какие группы делится дополнение?
- Какое дополнение в первом предложении?
Прямое дополнение
- Чем может быть выражено прямое дополнение?
Выражается
- формой винительного падежа существительного без предлога,
- формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
- Какое дополнение во втором предложении?
Косвенное дополнение
- Какое дополнение называется косвенным?
Слайд
Определить вид дополнения. (1мин)
(Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)
1.Читаем книгу
2.Показать на карте
3.Сохраняют реки
4.Пряла пряжу
5.Обогнал троллейбус
6.Вопрос ему
7.Значение для здоровья
8.Просили ее
Прямое дополнение 1,3,4,5,8.
Задание 2. Выпишите словосочетание дополнение + главное слово (слайд). (1мин)
1. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк (Пушкин).
2. Помню я эту осень отлично (Паустовский).
3. Не видал я до той поры такой осени (Паустовский).
4. Он приказал мне выехать на полигон (Федосеев).
- Комментирование по цепочке.
2.- Какая же станция ждет нас впереди? (Определение)
- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении? (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)
Задание. (устно) Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными. (2мин)
Мальчик из деревни,
клубничное варенье,
крыша из соломы,
листва берез,
городские ребята,
школа из кирпича,
дневник брата,
альбомный лист.
3.Систематизация знаний по теме «Приложение»
На слайде: схема: сущ.-сущ.
- Итак, поехали дальше! Готовы?
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … (ответ учеников) приложение.
- Что такое приложение? В каких случаях ставится /не ставится дефис?(2мин)
-Запишем цифровой диктант:
1- согласованное определение
2- несогласованное определение
3 - приложение
Газета «Комсомольская правда»,
солдат-пехотинец,
разбитая ваза,
Москва-река,
платье в горошек,
город Волгоград,
яйца всмятку,
врач-стоматолог,
носки из шерсти,
карие глаза.
Проверим диктант (самопроверка по слайду) : 3313232321.
4.- Итак, мы дошли до последней станции. Какой? Обстоятельство.
- Что такое обстоятельство?
- Какие виды обстоятельств нам известны?
- Чтобы закрепить знания о них, я предлагаю заполнить таблицу.
Задание1 (письм). Таблица (самостоятельно на карточках) (3мин)
- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).
Виды обстоя- тельств | Уступки | ? | Цели | Образа действия | ? | Времени | Причины | ? |
Вопросы |
? | При каком условии? | ? | ? | Насколько | ? | ? | Где? Куда? Откуда? |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень
Самопроверка по слайду.
5.Самостоятельная работа. (5мин) ( у каждого на парте тест)
Выполнение мини-теста.
- Вы успешно справились с предыдущим заданием, и впереди вас ждёт работа с мини тестом по теме «Второстепенные члены предложения», который состоит из пяти вопросов.
1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено неопределённой формой глагола.
А. Спорить с ними я не мог.
Б. Земля от зноя покрылась трещинами.
В. Я велел ямщику ехать.
2. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.
А. Летом я прочитал много книг.
Б. Семья приготовилась к отъезду.
В. Брат не писал мне письма.
3. Укажите предложение с прямым дополнением.
А. Я взял ручку и начал писать сочинение.
Б. Полученному письму рады.
В. За поворотом мы остановились.
4. Пишется через дефис.
А. сосед художник
Б. Нева река
В. Река Нева
5. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом.
А. Не очень – то я его боюсь.
Б. За печкою тикал, как ходики, сверчок.
В. Чуден Днепр при тихой погоде.
Ключ к тесту: 1 – В, 2 – А, 3 – А, 4 –Б, 5 – Б.
Самопроверка по слайду
6.Творческое задание. (При наличии времени)
- Молодцы. Ребята, я думаю, что интересно каждому из вас побыть конструктором, смоделировать что – то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложение, записывая его в тетради. В рабочих материалах вы найдёте предложения для работы.
- Из первого предложения (Осенью птицы улетают на юг) возьмите обстоятельство времени, употребив его как существительное в именительном падеже, единственного числа. (Осень)
- Из второго предложения ( Осенний морозец разрумянил щёки) возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (румянит)
-Из третьего предложения ( Кисти винограда свисают до земли) возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребив его в качестве дополнения.(кисти)
- Из четвёртого предложения (Рябины украшают наши леса) возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже. (рябин)
- Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябин)
- Подчеркните второстепенные члены предложения. Назовите их.(кисти –дополнение, рябин – дополнение)
7.Итог урока. Рефлексия (2мин).- Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?
Самооценка (1 мин)
Оцените свою работу на уроке. Прошу поднять руки тех, кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает и может объяснить товарищу. ( поднимают руку те, кто претендует на «5»)
Кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает или понял, но не может объяснить товарищу? (поднимают руку те, кто претендует на «4»)
Кому было знакомо то, о чем сегодня говорили, но все же были затруднения, нужно повторить дополнительно некоторые темы? (поднимают руку те, кто претендует на «3»)
Кто ничего не понял и ничего не взял для себя на уроке? Таковых , я думаю, нет в классе.
8. Выставление оценок
9.Домашнее задание(1 мин):
- готовиться к контрольному диктанту (контрольные вопросы для повторения),
- Я надеюсь, что урок был всем полезен. Спасибо за активную работу!
Используемые пособия
1. Русский язык. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы. Составитель Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский].-10-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Русский язык. Поурочные планы . 8 класс: электронное пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
4. Фон презентации. aida.ucoz.r
Приложение
Задание 1. (2 мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.
1) Маленькая гостиная была неуютной.
2) Наше завтра будет прекрасно.
3) Мы с Аликом принялись за работу.
4) Прямо к станции летит тройка удалая.
5) Я хотел бы помочь вам.
6) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
7) Я готов с вами поспорить.
8) У сильного всегда бессильный виноват.
9) Пушкин – гений особого склада.
Количество ошибок:____
Задание2 (3 мин). Таблица. Заполните пропуски
Виды обстоя- тельств | Уступки | ? | Цели | Образа действия | ? | Времени | Причины | ? |
Вопросы |
? | При каком условии? | ? | ? | Насколько | ? | ? | Где? Куда? Откуда? |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень
Конерс:
Знание это сила. Умный смех как прекрасный источник энергии. Эти равнины словно бескрайнее море. Бедность не порок. Я всем чужой. Байкал самое глубокое озеро на планете. Сорока птица плутоватая. Земля под ними чёрная голая. Он скептик и материалист. Жизнь прожить не поле перейти. Жить Родине служить. Дважды два четыре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
План-конспект урока русского язык, 8 класс
Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....