План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc1_.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка
Тема: «Интонация, логическое ударение».
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: урок № 1
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися
следующих результатов:
- Личностные:
а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений, т. е. с использованием элементов исследовательской деятельности;
б) сформировать коммуникативные умения вследствие работы в парах, в группах;
в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;
г) умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
2. Метапредметные:
а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;
б) учебные компетентности в области использования ЭОР;
в) размышления о том, что нужно знать об интонации и логическом ударении, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать- что говорить, как говорить, с какой целью говорить;
г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;
д) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
3. Предметные:
а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;
б) рассмотреть различные случаи постановки логического ударения, знаков препинания при нём, виды интонации и самостоятельно распознавать их;
в) систематизировать знания
г) дать представление об интонации и логическом ударении.
- Задачи урока:
-обучающие: дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике;
- развивающие: повторить орфограмму «правописание Ъ и Ь»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать уважение к родному языку.
Тип урока: комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).
Формы работы учащихся:
- работа с раздаточным материалом (текст);
- фронтальная проверка работы над выделением грамматической основы предложений;
- работа с учебником;
- изучение нового материала;
- работа в группах;
- индивидуальная работа с записями на доске, повторение орфограммы «правописание Ъ и Ь» с использованием ЭОР, диска «Кирилла и Мефодия», записи на доске;
Необходимое техническое оборудование:
- учебник «Русский язык» 8 класс под ред. Н.М. Шанского. авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
- интерактивный комплекс (компьютер и ноутбуки, интерактивная доска или проектор);
- диск «Русский язык в школе» 8 класс, «Кирилла и Мефодия».
Структура и ход урока.
№ | Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре-мя (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Орг. момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие, отсутствующие, организация рабочей атмосферы в классе, подготовка к уроку учащихся, сообщение цели и задач урока - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Подготовка рабочих мест, приветствие Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | 1-2 |
2 | Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для изучения нового, и выявле-ние затруднений в индивидуаль-ной деятельности каждого учаще-гося | Фронтальный опрос 1. - Как изменяется смысл предложения с изменением порядка слов? - Что влияет на новые смысловые оттенки? - Для чего нужно уметь правильно расставлять слова в предложении?
| 1.На интерак-тивной доске 1 ученик выполняет задание. (работа с карточкой) 2.остальные устно отвечают на вопросы учителя. Выполняют по цепочке с объяснением упр. | 10 |
3 | Изучение нового материала. Цель: дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике; Работа с учебником Проверка первичного восприятия Творческий диктант | - Как вы думаете, а что ещё влияет на выразительность речи? - А что такое интонация? Слайд 1-4 Объяснение с помощью презентации 1. Откройте учебник на стр. 41 (рассмотреть и проанализировать схему). (Учитель направляет, задаёт наводящие вопросы) Разучивание терминов и запись их в словарики: «интонация», «пауза». - С какими интонационными средствами мы познакомились? - Какие по цели высказывания могут быть предложения? - Что влияет на эмоциональный фон предложения? - Где вы применяли разные виды интонации? - Какие знаки препинания помогают нам ? Учитель диктует текст, соблюдая интонацию, обозначая голосом логическое ударение (работа с текстом на карточках) Задание: - Прочитайте текст, в зависимости от интонации и логических ударений поставьте знаки препинания. Книга – учитель, Книга – наставник, Книга – близкий товарищ и друг, Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук. Бедным считайте такое жилище, Где вся забота – набить бы живот, Где калорийная, вкусная пища Пищу духовную не признаёт. Книга – советчик, Книга – разведчик, Книга – активный борец и боец, Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты Земля, наконец... (В.Боков) - Подчеркните грамматические основы предложений (фронтальная проверка.) | Отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют Рассматривают и анализируют схему Сравнивают со схмой в презентации, анна-лизируют, делают выводы Записывают в словарики Отвечают на вопросы учителя Записывают текст, в зависимости от интонации учителя и логических ударений расставляют знаки препинания. Подчеркивают грамматическую основу предложений. |
4 | Работа с учебником | Направляет, задаёт наводящие вопросы - работа в группах: 1 группа - упр. 79 (устно), 2 группа – упр. 80 (по заданию) 3 группа – упр. 84 (устно) Давайте выполним упр.87 | Работают в группах Выполняют упр. 79, 80, 84 устно; Выполняют по цепочке упр. 87 (по заданию) |
5 | Физ.пауза | Проводит игру на внимание «Класс» (игра на внимание «Класс…», пожмите друг другу руку, улыбнитесь) И давайте, скажем, здравствуйте с разной интонацией, в зависимости от того с кем здороваемся, когда, в каких условиях. | Выполняют задания только на сопровождение словом «класс» |
6 | Повторяем орфографию | Направляет работу учащихся, стимулирует . (Повторяем орфограмму «правописание Ъ и Ь») Задание: прочитать слова, отметить новые слова иноязычного происхождения, составить с ними:
задание повышенной сложности: составить предложения с любым из этих слов с разной интонацией и логическим ударением.
адъютант, инъекция, бельэтаж, женьшень. - объяснить значение слов, обозначить количество звуков и букв, составить словосочетания. 3) Спишите слова, комментируя условия выбора орфограммы «употребление Ь и Ъ» (по цепочке). НА ДОСКЕ: адъютант альпинист четырёхъярусный бельэтаж изъян павильон фельдъегерь дьякон киносъёмка рельефный разъединённый женьшень инъекция осьминог
| Выполняют задания, приготовленные учителем. – на компьютере, -индивидуальная работа; - взаимопроверка |
7 | Подведение итогов урока, выставление отметок. | Анализирует ответы детей, выставляет отметки, корректирует ответы детей – Что делали сегодня на уроке? – Что нового узнали? – Над чем надо еще поработать? – Что необходимо повторить для успешной работы на последующих уроках? | Учащиеся сами говорят, что выучили новое; |
8. | Рефлексия | – Оцените свою работу? Выберите восклицательный знак, если вам всё понятно, вы разобрались с материалом, выберите вопросительный, если вам что-то не понятно, надо ещё раз вернуться к этой теме урока. | Выбирают определённый знак, тем самым самоопределяются | 2 |
8 | Сообщение домашнего задания | Объясняет условия выполнения | Читают задание, записывают его в дневник | 5 |
Приложение 1.( карточки по количеству детей)
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга …близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
________________________________________________________________________
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга ….близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
_____________________________________________________________________________
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга ….близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику Spotlight-5 Тема урока - “Going shopping”....
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебникуSpotlight-5 Тема урока – “Going shopping”.
Цели:1)практические:- развитие лексических навыков по теме «Магазины, покупки»;- практика учащихся в устной речи, чтении (развитие умений ознакомительного и изучающего чтения), аудировании;- развитие ...
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
План - конспект КВНа по русскому языку в 5- 6 классе
Эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Моя задача - развивать на урок...