Урок русского языка "Словосочетание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кубышина Елена Павловна

Урок русского языка "Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_slovosochetanie_8_klass.docx279.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по

                         морфологическим свойствам главного слова»

Разработала: Кубышина Елена Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ Куркинская СОШ №1

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Технология урока: урок-исследование

Цели: урока:

1.содержательная:  формирование понятия о словосочетании как синтаксической единице, о структуре словосочетания и его видах по морфологическим свойствам главного слова;

2.деятельностная: формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи урока:

Образовательные:

- дать определение  словосочетания как синтаксической единицы;

- учить распознавать, выделять словосочетания в составе предложения, находить главное и зависимое слово;

-  учить разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты, разные виды словосочетаний по их значению;

- познакомить с видами словосочетаний по морфологическим свойствам  главного слова (глагольные, именные, наречные);

- учить составлять разные виды словосочетаний, использовать в речи синонимические по значению словосочетания;

- группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;

Развивающие:

- развивать способности  логически рассуждать, делать умозаключения;

- формировать навык  сравнительного анализа;

- формировать мотивацию исследовательской деятельности;

- формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать рефлексивные умения,  навыки индивидуальной и групповой работы;

- формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

- развивать  коммуникативные навыки;

- формировать навык  составления  кластера;

Воспитательные:

- воспитывать творческий подход к работе, устойчивое, позитивное отношение к учебной деятельности.

- воспитывать информационную культуру, культуру общения;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

- воспитывать  патриотизм,  интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.

Планируемые результаты: 

1. Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

- испытывать потребность в культуре учебного труда;

- уважительно относиться к чужому мнению, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

2. Метапредметные.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать  причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять  самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь  формулировать собственное мнение и  позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

      Обучающиеся научатся:

-  опознавать словосочетание как синтаксическую единицу, отличать словосочетание от других синтаксических конструкций;

• анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации;

- определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова,

• употреблять словосочетания в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать особенности употребления словосочетаний с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Основные термины, понятия: синтаксис, синтаксическая единица, словосочетание, виды словосочетаний: именное, глагольное, наречное

Оборудование: 

Аппаратно-наглядное: компьютер,  мультимедийный проектор.

Наглядно-дидактические: учебник «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений Л.А.Тростенцовой и др., презентация урока PowerPoint,  аудиозапись,  оценочные листы, дидактический и раздаточный материал, проверочный тест

План урока:

Структурные элементы

Деятельность учителя

Время

№ слайда

1

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Слушание аудиозаписи песни «Родина» (Муз. В.Шаинского, слова Михаила Ножкина)

3.Беседа по тексту песни.

4.Анализ эпиграфа урока

3 мин.

 1-3

2

Актуализация знаний  и пробное учебное действие

1.Проверка домашнего задания (блиц-опрос, проверка упр. 51)

2. Работа со словарем.

3. Анализ стихотворения  В.Тихомирова «Затоскует  Родина во мне»

4 мин.

4-7

3

Фиксация затруднений в деятельности. Введение в тему урока.

«Открытие» темы урока. Формулирование и запись темы. Составление кластера.

 3мин.

8-10

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирование и корректировка целей урока. Включение в исследовательскую деятельность.

2 мин.

5

«Открытие нового знания» (творческая практическая деятельность по реализации проекта)

1.Работа в парах. Тест «Найди словосочетание»

2. Работа с текстом. Объяснительный диктант. Объяснение нового материала.

3. Гимнастика для глаз.

4.

2 мин

6

Первичная проверка понимания

1.Работа с информационным текстом.

2.Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида словосочетания.

3. Упражнение на усвоение грамматических норм.

4.

3 мин.

6

Закрепление (включение в систему знаний)

  1. мин

Самостоятельная работа

1.Упражнение на закрепление темы.  (проверка фронтальная)

2.Проверочный тест (проверка индивидуальная)

3 мин

7

Рефлексия учебной деятельности

5мин

1 мин

Задание на дом

Организует работу с информационным листом

2 мин

Подведение итогов

Организует беседу.

13

Оценивание. Анализ результатов.

Анализирует работу.

2 минуты

 

Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста,  анализ схем), репродуктивные (работа с учебником),  частично-поисковые (исследовательская работа),  самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения),  синквейн.

Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Использованные технологии: ИКТ, личностно ориентированного, исследовательского, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие.

Ход урока:

Мне посчастливилось родиться на Руси…

 Михаил Ножкин

Ход

 урока

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

1.Орг-момент

Приветствие учащихся (слайд 1)

Демонстрируют  готовность к уроку

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 (Звучит песня  В.Шаинского на слова Михаила Ножкина «Родина») (слайд 2,3)

Мне посчастливилось родиться на Руси,
И я готов хоть на руках её носить,
Готов ей верою и правдою служить
И за неё хоть буйну голову сложить!

Родина ясноглазая,
Ты неразлучно со мной...
С малых лет к тебе привязан я,
Словно к матери родной.

Беседа:

- Сейчас вы прослушали фрагмент песни «Родина»

  В. Шаинского на слова М.Ножкина.  О чем эта песня?  (О Родине) 

- Каково отношение автора к своей родине? (Автор счастлив, что родился на Руси. Говорит о своей неразрывной связи с ней.  Он всем сердцем любит ее и готов защищать).

- А как вы относитесь к своей Родине?

- Какое настроение эта песня вызвала у вас? (Песня вызывает светлые, приятные чувства. Мы ощущаем гордость за то, что живем в такой стране)

 Анализ эпиграфа урока:

- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет строчка из этой песни «Мне посчастливилось родиться на Руси..».   Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О Родине, о России, о любви к своей стране. Будем читать тексты, стихотворения, писать предложения  о Родине)                   

Слушают аудиозапись песни «Родина».

Отвечают на вопросы учителя:

-Эта песня о Родине, о любви к ней.

- Автор любит свою Родину, чувствует себя счастливым, гордится своей страной, готов служить ей, защищать.

- Песня вызывает светлые, добрые  чувства

- Мы гордимся, что у нас такая великая страна – Россия.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Проверка домашней работы: (слайд 4)

1). Блиц-опрос (проверка теории языка):

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис)

- Какие синтаксические единицы вам известны? (Слово, словосочетание, предложение, текст)

- Какие единицы выполняют коммуникативную функцию? (Предложение и текст)

- Какую единицу синтаксиса мы называем номинативной?  (Словосочетание)

- Что такое предложение? (Основная синтаксическая единица, которая состоит из одного или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. Обладает смысловой и интонационной законченностью, отражает фрагмент действительности)

2) Проверка упр.51 (слайд 5)

- Как можно назвать слова «любить-любовь», «затосковать – тоска»? (Однокоренными)

- Какие словосочетания вы придумали с этими словами, используя их в качестве главных слов? (любить маму, родину, родителей, землю; любовь к родине, к маме и т.д.; затосковать по дому, по родине, по родным, по вам, по ним; тоска по дому)

- Прочтите предложение с этими словами. В чем разница? Почему? (Предложение - коммуникативная единица, которая выражает более широкий фрагмент действительности)

- Любит ли Родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует?» Почему? Что можно сказать о владении этого человека нормами русского литературного языка?

 (Этот человек любит свою родину и чувствует неразравную связь с ней. Но словосочетание «затоскует во мне не является общеупотребительным и имеет смысл только  в данном контексте.

Грамматически построено верно: затосковать в чем? В ком? Во мне.)

Работа по грамматике: Согласно "Толковому словарю русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1997) правильно: скучаю (по кому?) по вам (дат. п.), скучаю о вас (предл. пад.). Устарелое и просторечное - скучаю по вас (предл. пад.). Прежние справочники рекомендовали как нормативные только скучать по вас, по нас. "Русская грамматика" (М., 1980) скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

- Послушайте, как звучат слова «Затоскует Родина во мне»  в одноименном стихотворении Валерия Тихомирова (слайд 6)

Затоскует Родина во мне, – 
Ухожу опять на берег дальний,
Чтобы там с душою в тишине
О судьбе поразмышлять печальной.
На заросшем диком берегу,
Где камыш свои приподнял пики,
Никому мешать я не смогу
Языком могучим и великим.
Только здесь, в излучине реки,
Где с деревьев опадают росы,
Где от рыб всплывают пузырьки,
Словно бесконечные вопросы.
Где весёлый птичий голосок
Робко проникает в настроенье,
Белый суетливый мотылёк
Чертит график, как сердцебиенье.
Хорошо в природе. Хо-ро-шо!
Гармонично. Ласково. Достойно.
Я за этим, видимо, пришёл
Со своей невысказанной болью.

- Какой смысл вкладывает автор в слова «Затоскует Родина во мне»? (Автор до боли любит свою Родину, скучает по ней. На родной земле, в тиши природы он отдыхает душой, получает покой и вдохновение.)

- Какие слова очень точно выражают состояние природы и состояние автора? (Хорошо! Гармонично. Ласково. Достойно.)

-  Почему автор делит на слоги слово «Хо-ро-шо»? (тем самым автор подчеркивает силу испытанного чувства)

- Как вы понимаете слово «гармонично»? Обратимся к словарю. (Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.)(слайд 7)

ГАРМОНИЯ ж. 1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.). 2) Стройность звучания; благозвучие. 3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении.

- В каком значении употребляет это слово автор текста? (В первом. Спокойное состояние природы полностью соответствует умиротворенному душевному состоянию человека. Они сливаются в гармонии)

- Выпишите из стихотворения по 2 словосочетания:

1 ряд: гл.×+ сущ. (ухожу на берег, поразмышлять о судьбе и др.)

2 ряд: прил. + сущ.× (о судьбе печальной, бесконечные вопросы и др.)

3 ряд: глагол× + наречие (там поразмышлять, робко проникает и др.)

- Что вы можете рассказать про эти словосочетания?

Проверяют домашнюю работу:

- повторяют изученные теоретические сведения по разделу «Синтаксис»,

- отвечают на вопросы упр.51;

- читают составленные словосочетания и предложения, анализируют их,

-  делают выводы о различии словосочетаний и предложений;

- размышляют над смыслом фразы «Родина во мне затоскует»;

- проверяют правильность задания по грамматике  (Работа со словарной статьей)

- слушают стихотворение В.Тихомирова «Затоскует Родина во мне»,  определяют смысловое значение предложения «Родина во мне затоскует» в данном стихотворении, сопоставляют с первоначальными предположениями.

Отвечают на вопросы учителя:

- Автор признается в любви к своей Родине. Ему хорошо в родных местах, среди природы и тишины.

Отвечают на вопросы учителя:

Работают со словарной статьей  Толкового словаря: сдают толкование слова «гармония», «гармоничный»

Определяют значение слова «гармонично» в тексте.

Находят в тексте стихотворения словосочетания по заданным схемам (по рядам)

Анализирую словосочетания, опираясь на знания, полученные в 5-7 классах. (Называю главное и зависимое слово, обозначают, чем выражены эти слова, определяют вид связи)

Фиксация затруднений в деятельности

Стадия осмысления(слайд 8)

- Сегодня мы продолжим изучать синтаксические единицы. А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если прочитаете слова известного русского лингвиста И.И.Постниковой и восстановите пропущенное слово: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в _________. ( в словосочетании)

- Какое ключевое слово помогло вам выполнить задание правильно? («связываться»). Как связаны слова в словосочетании?

 - Тема сегодняшнего урока «Словосочетание как единица синтаксиса.  Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова». Запишите тему в тетрадь. (слайд 9)

- Вспомните,  что вы уже знаете о словосочетании.  Составьте кластер, изобразив всю информацию графически. (Работа в парах) (слайд 10) 

Восстанавливают пропущенное слово в высказывании лингвиста. (Словосочетание)

Объясняют свой выбор (Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически)

Записывают тему урока.

Работа в парах: составляют кластер «Словосочетание»

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

 Чтобы систематизировать наши знания о словосочетании, проведем  небольшое исследование. Для этого сформулируем цели и составим план исследования (слайд 11)

  1. Понаблюдать за ролью словосочетания в предложении и тексте. Сделать выводы. Соотнести их с ранее известными знаниями о словосочетании.
  2. Выяснить грамматическое значение словосочетания.
  3. Проанализировать структуру словосочетания. Научиться строить схемы разных  моделей словосочетаний.
  4. Изучить виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
  5. Сделать выводы.
  6. Дополнить кластер.

Формулируют  и корректируют цели урока.

«Открытие нового знания» (творческая практическая деятельность по реализации проекта)

Первичная проверка понимания

1.  Работа в парах. Какие синтаксические конструкции не являются словосочетаниями? Отметьте знаком «+» словосочетание  и « - « другие синтаксические конструкции. Сделайте вывод. Проверка фронтальная. (слайд 16)

- Объясните значение фразеологизмов. ( Родиться в сорочке – быть счастливым, во всю ивановскую – очень громко)

Любить горячо

+

 Родиться в сорочке

-

 Буду беречь

 -

 В течение жизни

 -

 Великая страна

 +

 Просторы  необъятны

 -

Неповторимая и талантливая

 -

 Защищая родину

 +

Русская душа

+

 Во всю ивановскую

 -

Реки широки

 -

 Всегда верить

 +

Лесная сказка

 +

 Песни народа

 +

Вывод: не являются словосочетаниями слово с предлогом, однородные члены предложения, грамматическая основа, фразеологизмы, сложные формы слов.

2. Гимнастика для глаз (на фоне музыки)

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
  • Сведение глаз к переносице -  вдаль.
  • Сведение глаз к кончику носа - вдаль.
  • Сведение глаз ко лбу - вдаль.
  • Упражнение на аккомодацию.
  • Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

2. Работа с текстом: объяснительный диктант.

1.Понаблюдаем за тем, какие грамматические значения может иметь словосочетание?

Запишите под диктовку отрывок из произведения И.С.Тургенева, объясните орфограммы и пунктограммы. Определите его стиль и тип, тему и основную мысль.

Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.

С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезали наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня. (По И.С.Тургеневу)

- Каков стиль и тип данного текста? (художественный, описание природы). Докажите.

- Определите тему и основную мысль текста. (Тема – «Гроза ночью». Основная мысль – Слияние состояния человека и природы: автор оживляет картину природы, передавая звуки, краски, движения грозы.

- И.С.Тургенев очень точно отбирает языковые средства, чтобы передать красоту родной природы. Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку? (глаголы)

- Сравните слова и словосочетания:

Трепетали – слабо трепетали

Вспыхивали – непрерывно вспыхивали, вспыхивали на небе

Молнии – неяркие молнии, разветвленные молнии.

Вывод: Словосочетание конкретнее, образнее, точнее, чем слово, называет предметы, действия, признаки.

- Назовите словосочетания, при помощи которых автор рисует молнии, передает движение, динамику грозы. Выпишите 2-3 словосочетания в колонки. Составьте их схемы. Какое грамматическое значение они имеют? Определите их вид по морфологическим свойствам главного свойства.

Длинные молнии (прил.+сущ.×)

Разветвленные молнии   (прич. +сущ.×)     именные

           

Вспыхивали в небе (гл.× + сущ.)

Вздрагивали реже (гл.× + сущ.)    глагольные

                                                       

Не прекращались ни на  мгновенье (гл.× + сущ.)

Вывод: словосочетания имеют одинаковое строение и одинаковое грамматическое значение, которое зависит от морфологической принадлежности главного слова:

1 ст. указывает на предмет и его признак

2 ст. указывает на действие и его признак.

3 ст. указывает на действие и предмет, на который оно направлено. Глагольные словосочетания помогают выразительно описать действие, движение; именные – «рисуют», описывают предмет.

- Какие словосочетания называют наречными? Найдите в тексте наречное словосочетание. (очень далеко). Постройте его схему. ( нар. + нар.×)

Сделайте выводы: как быстро и правильно определить вид словосочетания. Составьте алгоритм действий.

Работая в паре, анализируют различные синтаксические конструкции и заполняют таблицу.

Записывают под диктовку текст, объясняют орфограммы и пунктограммы.

Определяют стиль (художественный, т.к. автор рисует картины природы, чувствуется отношение автора к происходящему, используются выразительные средства языка)  и тип текста (описание), тему («Гроза») и основную мысль (Картина летней грозы вызывает у автора и читателя тревожные чувства и любование природой России)

Выписывают словосочетания, составляют их схемы, определяют грамматическое значение и вид.

Делают вывод: различают именные, глагольные и наречные словосочетания; вид словосочетания зависит от морфологической принадлежности главного слова.

Составляют алгоритм действий:

1.Задаем вопрос от одного слова к другому.

2. Находим главное слово (то, от которого задавали вопрос)

3. Определяем, какой частью речи является главное слово.

4. Определяем вид словосочетания: если главное слово имя существительное – именное, если глагол – глагольное, если наречие – наречное.

Первичная проверка понимания

  1. Работа с информационным текстом.

Прочитайте лингвистический текст о словосочетании на стр. 35-36 учебника и соотнесите с информацией учебника свои знания о словосочетании. (Прием «инсерта» или маркировки). Поставьте  «+» , если хорошо знаете материал,   «V» - новое ,     «?» - не совсем понятно , не уверены в своих силах.

 - Что для вас оказалось непонятным?  Какие положения подтвердили наши наблюдения?

2. Дополните кластеры новой информацией, полученной в ходе исследования.

3.Распределите слова на группы в зависимости от морфологической принадлежности главного слова.

Дидактический материал: голубые небеса, склоняется до земли, пахнет яблоками, колокольный звон, далеко от Волги,  плакучие березы, шепот  берез, говорить о России, раскинулись на приволье, наедине с природой, ясноглазая родина, хлебом душистым, пшеничные косы,  по-осеннему красиво.

- Какой образ возникает при чтении этих словосочетаний? (Образ необъятной и прекрасной нашей Родины)

- Какие слова употреблены в переносном значении? (плакучие березы, шепот рощи, ясноглазая родина, пшеничные косы)

-  Как называются эти средства художественной выразительности? (эпитет, метафора)

- Дополните каждый столбик своим примером.

- Замените словосочетание « колокольный звон», «шепот берез» синонимичными словосочетаниями. (звон колоколов, березовый шепот).

3. Работа над усвоением грамматических норм.

-  Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (Слайд)

Великий, величественный (город, мастер, образ)

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

Могучий, могущественный (государство, дуб)

Добрый, добротный (взгляд, мебель) 

Читают лингвистический текст учебника (стр.35-36) и оценивают свои знания о словосочетании, используя прием «инсерт» («+» - хорошу знаю, «V» - новое, «?» - не уверен в своих знаниях.

Распределяют словосочетания на группы:

Глагольные: пахнет яблоками, говорить о России, склоняется до земли, раскинулись на приволье

Именные: голубые небеса, колокольный звон, плакучие березы, шорох рощи, хлебом душистым, пшеничные косы, ясноглазая родина

Наречные: по-осеннему красиво,  наедине с природой,  далеко от Волги

Закрепление (включение в систему знаний)

1.Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите их вид.

Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф.И.Тютчев) 

2.Проверочный тест

1. Словосочетание — это

1) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных только по смыслу

2) сочетание двух или нескольких слов разных частей речи, связанных грамматически

3) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

2.  Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1) душистые ягоды

2) листья малины

3) около леса

4) по гладким стволам

4. Главным словом в словосочетании задумавшись о прошлом является

1) глагол

2) причастие

3) деепричастие

4) наречие

5. Какое словосочетание является именным?

1) смутно мерцая

2) догорая вдали

3) по-прежнему хорош

4) ничем не нарушаемая

6. Зависимым словом в словосочетании скоро остановился является

1) слово состояния

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

7. Определите вид словосочетания уверенность в победе.

1) именное

2) глагольное

3) наречное

8.  Назовите глагольное словосочетание

1) ждущий отъезда

2) сверкать на солнце

3) очень весело

4) летние воспоминания

9. Сколько в данном предложении именных словосочетаний?  Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н.Толстой) 

10. Замените словосочетание «душа народа» синонимичным словосочетанием (народная душа). Запишите получившееся словосочетание.

Объединившись в группы, ученики оформляют кластеры разного вида Учащиеся показывают свои кластеры и отмечают, что нового они узнали о словосочетании.

Рефлексия учебной деятельности

. -Итак, что было объектом нашего исследования? -Что такое словосочетание? -О каких видах словосочетания вы узнали сегодня на уроке? -Назовите грамматические признаки словосочетания? -Как называются слова в словосочетании? -Опираясь на слайд №22 составьте словосочетание и определите их вид.

а).Вопросы для рефлексии:

Чем полезен был для тебя этот урок?

- Что было нового? Чему научились?

- Какой этап урока был наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?

- Что такое словосочетание? (

- Какие виды словосочетаний вам известны?

-

б) Составление синквейна (стихотворения из пяти строк по определенной теме).

Пример синквейна

Словосочетание.

Главное, зависимое.

Называет, конкретизирует, обозначает.

Словосочетание – важная синтаксическая конструкция.

Соединение слов.

Дети читают заполненный инсерт. Ответы учащихся.

Задание на дом

Домашнее задание ( слайд 31) 

Всем: 1.§ 9,10, выучить определение словосочетания.

2. Составить устный рассказ о словосочетании по кластеру, подобрав примеры к каждому пункту.

Задание на выбор:

3. Выполнить упражнение 61,63 на стр.38

4 . Написать сочинение – рассуждение на тему «Какая она – моя Родина?»

Спасибо всем за урок.

Индивидуальный выбор и запись домашнего задания в соответствии со своими интересами и возможностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Связь слов в словосочетании"

Урок русского языка в 8 классе ( учебник Бархударова) по технологии "Развитие критического мышления"...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Вводные слова и словосочетания"

Урок построени по технологии критического мышления и призван систематизировать знания учащихся по этой теме....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...

Практическая часть к уроку русского языка в 9 классе по теме "Связи слов в словосочетании"

Практическая работа по русскому языку в 9 классе - подготовка к ОГЭ.  Задание 7. Словосочетание....