Урок русского языка в 8 классе на тему: "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8 классе ( учебник Бархударова) по технологии "Развитие критического мышления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Связь слов в словосочетании.
Цель урока: Научить различать три типа словосочетаний по особенностям грамматической связи.
Ход урока:
1 этап. Этап вызова.
Слайд деревянный дом
думать о друге
читать громко
Учитель: -Что вы скажете об этих синтаксических единицах?
(это словосочетания)
-Почему?
(так как есть главное и зависимое слово, от главного слова можно задать вопрос, слова между собой связаны по смыслу и грамматически)
слайд деревянный дом
думать о друге словосочетания
читать громко
слайд
-На доске дан небольшой текст. Внимательно прочитайте и выпишите все словосочетания в первую колонку таблицы. Сделайте синтаксический разбор.
слайд Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды.
Знаю, умею | Хочу узнать | Узнал |
н. х гл. тихо спустился (ученики выписывают) | Каким способом связаны слова в этом словосочетании? |
11 этап. Этап осмысления.
1. пр. х сущ. в м.р.,ед.ч.,им.п.
слайд деревянный дом
(делаем синтаксический разбор словосочетания)
-Значит, в словосочетаниях этого типа зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.
-Требуется доказательство? Меняем род (деревянная изба), меняем число (деревянные постройки), меняем падеж (к деревянной избе).
-Делаем вывод: зависимое «слово на все согласно», лишь бы стоять рядом с этим главным словом. Как вы думаете, как называется такой способ связи?
(выслушиваются ответы учеников)
-Такой способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, называется согласованием.
-Теперь придумаем примеры.
(выслушиваются ответы)
-А если это мой дом, первый учитель, думающий человек?
(зависимое слово в согласовании может быть выражено не только прилагательным, но и местоимением, порядковым числительным и местоимением)
слайд м. х с.
мой дом
ч. х с.
первый учитель
прич. х с.
думающий человек
2. слайд х гл. сущ. в м.р.,ед.ч.,пр.п.
думать о друге
(делаем синтаксический разбор)
-Поиграем, изменим форму главного слова, оно стоит в форме инфинитива, поставьте в форму прошедшего времени (думал о друге), будущего времени (буду думать о друге), в форму 1 лица настоящего времени (думаю о друге), в форму деепричастия (думая о друге)
-Независимо от того в какой форме главное слово, зависимое слово остается в той же форме. В данном словосочетании главное слово требует, чтобы зависимое стояло в определенном падеже, то есть оно управляет падежной формой зависимого слова. Как может называться такой способ подчинительной связи?
(выслушиваются ответы)
-Такой тип связи называется управлением.
-Теперь придумаем примеры
слайд х гл. сущ.
люблю маму
х гл. мест.
вижу тебя
х гл. суб.числ. суб.прич.
слышу первого, отдыхающего
-Сделайте вывод.
(зависимым словом в управлении может служить сущ, мест., субст. числит, прич.) х гл. нар.
3. слайд читать громко
(делаем синтаксический разбор)
-Какая связь? Можем определить окончание, падежную форму зависимого слова? (нет). Почему?
(наречие – неизменяемая часть речи)
А как связаны два слова в словосочетании?
(по смыслу)
-Значит, зависимое слово просто примыкает по смыслу к главному, и такой способ связи как может называться?
(выслушиваются ответы)
-Такой способ связи называется примыканием.
-Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи. Какие еще неизменяемые части речи или формы слов есть в русском языке?
(деепричастие и неопределенная форма глагола)
слайд х гл. нар.
сижу тихо
х гл. деепр.
сидит разговаривая
х гл. нфг
любит спать
-А в роли главного слова?
слайд х н.
очень громко
х пр.
очень громкий
(в роли главного слова может выступать глагол, наречие, прилагательное, причастие)
4. Закрепление
-Выполняем 70 упражнение. Выписываем словосочетания и определяем способ подчинительной связи.
111 этап. Рефлексия.
-Что вы сегодня научились делать?
(по грамматическим признакам определять тип подчинительной связи в словосочетании)
-Закончим работу в таблице?
Знаю, умею | Хочу узнать | Узнал |
н. х гл. тихо спустился х гл. сущ. дремлет над морем пр. х сущ. полярная ночь пр. х сущ. в темной пучине пр. х сущ. яркие звезды. | Каким способом связаны слова в этом словосочетании? | Примыкание Управление Согласование Согласование Согласование |
-Как вы назовете наш сегодняшний урок?
(выслушиваются ответы)
-Домашнее задание:
1 группа: подготовить сообщение о способах подчинительной связи
2 группа: в словосочетаниях упражнения 72 определить типы подчинительной связи
Есть главное и зависимое слово
Главное и зависимое слово связаны по смыслу и грамматически
От главного слова можно задать вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...
Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "
Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Междометия и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях и знаки препинания при них.
Предложена информация, дидактика и задания по теме для самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения....