Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
материал по русскому языку (5, 6 класс)

Михайлова Татьяна Анатольевна

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы" для обучающихся 5-6 классов. Все вопросы игры  из области словесности и языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx80.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Мироновка Питерского района Саратовской области»

VII Межрегиональный конкурс «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Составила: учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Мироновка Питерского района

Саратовской области»

Татьяна Анатольевна Михайлова

2020

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы" для обучающихся 5-6 классов. Все вопросы игры  из области словесности и языкознания.

Цель мероприятия: организация условий для формирования у учащихся креативного мышления, коммуникационных навыков, социализации подростков, развитие интереса к русскому языку, навыков работы в команде.

Задачи мероприятия:

  • формировать познавательные навыки;
  • способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли;
  • содействовать развитию личной ответственности;
  • воспитывать интерес к изучаемым предметам;
  • Содействовать развитию навыков командной работы.

Форма организации деятельности детей – интеллектуальная игра с индивидуальным участием.

Оборудование:  бумажные квадраты 40Х40 (2 красных, 3 желтых, 4 зеленых) с написанными на них цифрами 1, 2, 3, 4, компьютер, интерактивная доска, колонки, проектор, видео ролики к игре, запись фанфар, 10 орденов для болельщиков (можно в форме буквы «У»), стол для судей.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, дорогие умники и умницы! Я рада приветствовать всех присутствующих на игре «Умники и умницы»!  Все вопросы игры  из области словесности и языкознания. Сегодня мы узнаем лучших знатоков русского языка.

Позвольте представить вам участников игры – агонистов.

(идет представление участников 1 агона)

Греческое слово агон означает «соревнование».

 Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос, это право передается зрителям в зале, которых мы назовем «теоретиками» (это слово в переводе с греческого языка означает «праздник»). За верный ответ теоретик получает орден . А судьи станут внимательно наблюдать за тем, кто из теоретиков первым поднимет руку.

Представляю наших судей (идет представление судей)

( звучат фанфары для участников 1 агона)

Перед началом игры мы разыграем дорожки. Напомню вам их свойства.

Красная дорожка - самая короткая. На ней нельзя ошибаться.

Желтая дорожка позволит вам сделать ошибку, но лишь один раз.

Зеленая дорожка - самая длинная, две ошибки здесь допустимы.  Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. После каждого вопроса участникам дается 30 секунд на раздумье.

Отборочный тур

Участникам раздаются карточки, на которых даны слова с пропусками вместо букв. Необходимо вставить пропущенные буквы.

Грус…ный, предл…гать, соб…рать, з…рька, р…стение, р…сток, ц…плёнок, ц…рк, ш…рох.

(первым выбирает дорожку тот, кто верно вставил все буквы, или допустил меньше ошибок)

Первый агон

I этап –   Каждому участнику задается 1 вопрос:

  • Прислушайтесь к фразе  и скажите, что она помогает запомнить: «Фока, хочешь поесть щец» (все глухие согласные русского языка)
  • Послушайте стихотворение и скажите, что оно помогает запомнить:

«Иван – в шапке на макушке –

Рубил деревья на опушке,

Дрова возил к лесной избушке;

Варвара считала полушки,

Топила воск в узорной кружке;

Печь выпекала ватрушки. (Падежи)

  • Чем Предложный падеж отличается от других падежей?( Может употребляться только с предлогами.)

II этап – Русский язык. Раздел «Лексика»:

  • Выбери из предложенного ряда слов многозначные и вспомни все его значения: флаг, акробат, звезда, айсберг.
  • Подберите антонимы к слову «свежий» в словосочетаниях
    свежая газета / старая газета
    свежий хлеб / черствый хлеб
    свежая рубашка / грязная рубашка
  • Подбери синонимы к выражению «быстро передвигаться».

III этап –  Русский язык. Фразеологизмы.

  • Замените фразеологизм «после дождичка в четверг» одним словом. (Никогда)
  • Найдите фразеологизм в предложении: « Они трудились, не разгибая спины, до самого вечера». (Не разгибая спины)
  • Замените фразеологизм «рукой подать» синонимичным. (В двух шагах)

Второй агон

Разыгрываем дорожки между участниками. Для этого участники проходят отборочный тур «Четвертое лишнее». Необходимо исключить из цепочки слов одно и пояснить ход своих мыслей.

Темно(глазый), темно(русый), светло(головый), светло(волосый)

Поросль, росла, расти, рост.

Листики, листы, листья, листва.

I этап –  Русский язык:

  • Перечислите по порядку пять дней, не называя ни даты, ни дня недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  • Где подлежащие в этих предложениях? Почему? 1) Стекло режет алмаз. 2) Кенгуру жуёт эвкалипт. 3) Мать любит дочь.( 1) Алмаз - подлежащее, потому что алмаз может резать стекло, а стекло резать алмаз не может. 2) Кенгуру - подлежащее по аналогичной причине: не может же эвкалипт (растение!) есть кенгуру. 3) Мать - подлежащее, потому что это слово стоит на первом месте, и без интонационного выделения в предложении действует прямой порядок слов. (Последнее объяснение подходит и для двух первых предложений.)
  • В каких словосочетаниях выделенное слово нельзя заменить антонимом? Почему?
    Короткое пальто, короткое замыкание, поднять тревогу, поднять занавес, принести пользу, принести стул. (Выделенные слова нельзя заменить антонимами в словосочетаниях поднять тревогу, принести пользу, короткое замыкание, потому что это фразеологизмы - устойчивые сочетания слов - и при такой замене они превратятся в бессмыслицу (например, пользу нельзя унести).  

II этап – Русский язык. Раздел «Фонетика»:

  • Вопрос-сценка:

Встретились два звука.

 Ты кто ?

 Я звук!

 И я звук! А может быть мы братья?

 Не знаю у меня в паспорте написано: согласный, сонорный, мягкий звук.

 А я гласный звук, также как и мои братья, я очень люблю петь, но меня все время обижают и ни в одном слове не разрешают встать на первое место.

 А вы догадались, какие звуки встретились?

  • Сколько в русском языке гласных звуков? А согласных?
  • Какая гласная пишется в корне слова ст...рожил?

III этап – Русский язык. Знаки препинания

  • О каких знаках препинания идёт речь?

 Бурным чувствам

Нет конца;

Пылкий нрав

У молодца! (Восклицательный знак).

  • Стоят три кумушки

Рядком.

Ведут беседу,

Но тайком,

Какими-то далёкими

Туманными намёками. (Многоточие).

  • Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку. (Запятая).

IV этап – Русский язык. Интересные омонимы.

  • Первая в норке иль в щёлке живёт,

Кот её выхода радостно ждёт.

Дружит вторая с компьютером нашим,

Держат в руке её Саши и Маши. (Мышка).

  • Я - от солнца, от огня,
    Яркий луч несет меня.
    Но бывает смысл иной -
    Весь огромный шар земной.
    (Свет.)
  • Я - все то, что есть на свете,
    Все народы на планете,
    Мой омоним - враг войны,
    Друг труда и тишины.
    (Мир.)

Третий агон

Розыгрыш дорожек.

Назовите слова, начинающиеся четырьмя согласными. (Взгляд, встреча, всплеск.)

I этап – русский язык. Раздел «Лексика и фразеология»:

  • Вопрос-сценка:

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась.
Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты баба белены объелась?
Не ступить, не молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».
Объясни смысл выражения «белены объелась».

  • Каково прямое значение фразеологизма «он собаку съел на этом деле»?
  • Вопрос-сценка:

И царица налетела на чернавку:
«Как ты смела обмануть меня? И в чем?»
Та призналася во всем: так и так.
Царица злая, ей рогаткой угрожая.
Положила иль не жить.
Иль царевну погубить».

Объясни, какой рогаткой грозила царица служанке?

II этап – Пословицы в ребусах

  • Ребусы пословицы

Седло Мастерок Забор Листья

  • Ребусы пословицы

Сто Рысь Радуга Лук Пень ...

  • Ребусы пословицы

Дельфин ... ... Мяч ... Шлем Часы

1.Дело мастера боится. 2. Старый друг лучше новых двух. 3. Делу время – потехе час.

III этап –  Интересные вопросы о русском языке

  • Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Серьезная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку, Петр 1 ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была «законной». Что это за буква? (Э.)
  • Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. (Ё. в 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву ё.)
  • Какую записку оставил Винни-Пух на дверях своего домика для Кристофера Робина? ( Щасвирнус.)

IV этап –

  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
  • Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)
  • Какая поговорка учит нас, что своим добрым именем надо дорожить с малых лет? (Береги платья снову, а честь смолоду)

Ведущая: Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра, где все участники смогли показать свои знания. У нас есть победители. Мы приглашаем их для награждения. Они получают памятные призы. Молодцы!

Те теоретики, которые завоевали наибольшее количество орденов проявили себя как знатоки русского языка также награждаются памятными призами. Я приглашаю всех игроков выйти на сцену! Давайте их еще раз поприветствуем!

Благодарю всех за участие и хочу всем пожелать стремления к новым победам, не бойтесь трудностей, дерзайте! Пусть мечты сбываются!

Игра окончена! Всем спасибо!

Список использованной литературы

1.Ребусы по русскому языку. VremyaZabav.ru

2.Занимательные вопросы по русскому языку.multiurok.ru

           Приложение 1

Вариант ордена для болельщиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....

интеллектуальная игра "Умники и умницы", 7 класс

Данная разработка позволяет систематизировать и проверить знания учащихся по истории, на тему "История России XVI-XVIII вв." Данный материал можно использовать во внеурочной работе по предмету....