Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Султанова Люция Миннияровна

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.

Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.         3.Совершенствовать основные психические процессы, креативность мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnicy.rar107.78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

«Умники и умницы»

Цель: 1.Прививать детям любовь к родному языку

              2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

              3.Совершенствовать основные психические процессы, креативность мышления.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, ордена умников, презентация .

Дорогие ребята!

Есть в году различные праздники,

И сегодня праздник у нас.

Неделю русского языка и литературы

Открываем мы сейчас.

А откроем мы её игрой, которая называется «Умники и умницы».

В каждом классе вы выбрали лучших знатоков русского языка и литературы. Их мы назовем  в нашей игре агонистами. Греческое слово «агон» означает «соревнование». Если агонисты не смогут дать ответа на вопрос, это право предоставляется остальным ребятам, которых мы назовем «теоретиками». Это слово произошло от слова  «Цеория»- «праздник». За верный ответ теоретик получает орден умника, становится участником игры. В игре 5 агонов, в каждом из которых примут участие 3 команды: команда «Медвежонок»,  «Умные ребята», «Всезнайки». За каждый правильный ответ агонисты получают  баллы. Команда, набравшая большее количество баллов в агоне получает орден умника или умницы. Секретарь судейской коллегии внимательно следит, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа, а также за тем, сколько орденов вы заработали. Тот, у кого больше орденов, как и победитель игры, будет удостоен награды. Желающие после игры могут поменять ордена на пятерки по русскому языку или литературе.

Условия понятны?  Тогда начинаем. 

Представляю нашу судейскую коллегию:

     Судья _________________________

     Ученый секретарь______________________          

     Ответственный секретарь________________________

     Ордена вручает моя помощница_______________________

     

Правила игры:

Свойство дорожек:

Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться, если все-таки это происходит, то игрок может согласиться на блиц (Время на обдумывание не дается, нужно определить из какого стихотворения строчки).

Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз.

Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.

На размышление дается одна минута.

Пролог. В нем два конкурса:

1) Русский язык. Задача – исправить ошибки в тексте, если они есть (обязательно ведущим комментируется то, что делают участники, зачитывается правильный ответ).

         2) Конкурс чтецов. Без предварительной подготовки прочитайте наизусть любое стихотворение А.С.Пушкина.

Судьи по итогам пролога называют места: 1, 2, 3. Участники выбирают дорожки.

Пролог: русский язык.

1.        2.

В талпе могучих сыновей,                     Уж поблиднел закат румяный

С друзьями, в гриднице высокой          Над усыпленною землей;

Владимер -  сонце пировал                    Дымятся синие туманы

Меньшую дочь он выдавал                    И всходит месяц золотой;

За князя храброго Руслана,                    Померкла степь, трапою темной

И мед из тяжкого стакана                       Задумчив едет наш Руслан…

За их здоровье выпивал.

3.

А дитя волну торопит:

«Ты волна моя, волна,

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Подымаешь корабли».

Конкурс чтецов. Без предварительной подготовки прочитайте наизусть любое стихотворение А.С.Пушкина.

Задания для красной дорожки

  1. Какая грамматическая ошибка допущена учеником в высказывании?

Учитель:  Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.

(Неверное употребление местоимения «его» создает в предложении двусмысленность. Нужно заменить местоимение существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком)

  1. В каком году был открыт Царскосельский лицей, каким царем и кого туда набирали?  (19 октября 1811 года, Александром 1, мальчиков из самых знатных семей).

Задания для желтой дорожки

  1. Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

(Птичий базар – место массового сбора птиц на берегу, пустая болтовня (перен.)

Птичий рынок – место, где продают птиц и другую живность)

  1. Грамотный человек должен знать названия букв своего алфавита. Поэтому вспомните, названия каких букв составляют целую эпоху?             (ЭР-А)
  2. Назовите героя сказки Пушкина, который умел передвигаться по воздуху, незаметно присутствовать на царских пирах и слушать, что там говорят. Ему трижды удавалось обезвредить своих врагов. (Князь Гвидон превращался в комара, муху, шмеля, укусил ткачиху, повариху, сватью бабу Бобариху).

В какой сказке Пушкина есть выражения: в путь-дорогу снарядился, с утра до ночи, день и ночь, глаз не сводит, спору нет, дал слово, делать нечего?

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Задания для зеленой дорожки

  1. Сколько звуков в слове «ВЬЮГА»?  ( Пять звуков)
  2. О чем ведется разговор:

- Это черная?

-Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая.                              (О смородине)

     3) Какое отношение имеет к Пушкину Абрам Петрович Ганнибал?

(Прадед Пушкина по материнской линии, воспитанник и сподвижник Петра1).

     4) Январь 1815 года; в лицее экзамен; очередь доходит до юного Пушкина. Он читает свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Какой поэт присутствовал на экзамене и слушал Пушкина?   (Г.Р.Державин)

Итак, закончена игра.

И победителей приветствовать пора.

(Подведение итогов)

Праздник наш сейчас завершается.

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь:

Говорю я: до свиданья!

До счастливых новых встреч!

      Автор разработки: учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ №5              Л.М.Султанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)

16 марта 2012 годаИграет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физикаЗдравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники  интеллектуального конкурса «У...

Интеллектуально-познавательная игра "Умница"

Интеллектуально-познавательная игра «Умница»  Цели занятия: - Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;   - формировать познавательный инте...