"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Богачёва Галина Геннадьевна

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:

  1. Фразеологизм как средство создания выразительности речи. Образность фразеологизмов-сравнений, фразеологизмов-метафор, метонимий, гипербол, литот и т.д.
  2. Краткость фразеологизма, ёмкость значения.
  3. Многозначность, синонимия, антонимия и омонимия фразеологизмов.
  4. Стилистическая окраска фразеологизмов.
  5. Авторское изменение фразеологизма в стилистических целях.
  6. Оценочная окраска фразеологизма, выражение в нём авторского отношения.
  7. Фразеологизм как средство речевой характеристики говорящего.
  8. Национальное своеобразие фразеологизмов.
  9. Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21»

И Н Т Е Л Л Е К Т У А Л Ь Н А Я    И Г Р А

«У М Н И К И   и   У М Н И Ц Ы»

в 7 классе

Тема:  «Крылатый слова звук»

(Фразеологизмы в нашей речи)

Методическая  разработка

учителя русского языка и литературы

 Богачёвой Галины Геннадьевны

2009 г.

Тема игры:    «Крылатый слова звук»

                        (Фразеологизмы в нашей речи)

Цель игры: обобщить знания учащихся по фразеологии.

Задачи:

1. Обучающие:

  1. выявить особенности употребления фразеологизмов в речи;
  2. раскрыть зависимость выбора фразеологизма от стиля, типа речи;
  3. предупредить типичные речевые и стилистические ошибки в употреблении фразеологизмов.

2. Развивающие:

  1. дать побудительный импульс к обогащению речи учащихся посредством включения в неё фразеологизмов;
  2. развивать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  3. формировать логическое, ассоциативно-образное мышление учащихся на основе сравнительно-контрастируемого анализа, лингвистического эксперимента.

3. Воспитывающие:

  1. приобщить учащихся к духовным ценностям русской культуры, к фразеологической сокровищнице языка;
  2. воспитывать доброжелательное отношение к сопернику в состязаниях.

Аспекты раскрытия темы

  1. Фразеологизм как средство создания выразительности речи. Образность фразеологизмов-сравнений, фразеологизмов-метафор, метонимий, гипербол, литот и т.д.
  2. Краткость фразеологизма, ёмкость значения.
  3. Многозначность, синонимия, антонимия и омонимия фразеологизмов.
  4. Стилистическая окраска фразеологизмов.
  5. Авторское изменение фразеологизма в стилистических целях.
  6. Оценочная окраска фразеологизма, выражение в нём авторского отношения.
  7. Фразеологизм как средство речевой характеристики говорящего.
  8. Национальное своеобразие фразеологизмов.
  9. Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов.

Оборудование занятия:

I. На большой доске – тема и эпиграфы:

«Крылатый слова звук»

(Фразеологизмы в нашей речи)

   ...образы изменчивых фантазий,

   Бегущие, как в небе облака,

   Окаменев, живут потом века

   В отточенной и завершённой фразе.

В.Брюсов

Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков.

М.А.Шолохов

II. На переносной доске:

Агон (от греч. agonia – «борьба») – состязание.

Агонисты – соперники.

Теоретики (от греч. theoreo – «рассматриваю») – зрители.

Ареопаг (от греч. Areios pagos – «холм Ареса») – в древних Афинах орган власти – суд – собрание авторитетных лиц для решения каких-либо вопросов.

III. Выставка книг:

  1. Фразеологический словарь русского языка под редакцией Молоткова
  2. Школьный фразеологический словарь русcкого языка под редакцией В.П.Жукова
  3. Толковый словарь под редакцией Ожегова
  4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов
  5. Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии
  6. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)»; Пособие для учащихся
  7. Введенская Л.А и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (7-8кл)»; Пособие для учителя
  8. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии
  9. Вартаньян Э. Из жизни слов
  10.  Портрет В.В.Виноградова и краткая справка о нём.
  11.  Корсаков В.А.Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологизмам

IV. Оформление кабинета:

  1. Столы для ареопага
  2. Стулья для теоретиков
  3. Дорожки для агонистов:

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

4

4

5

Правила игры:

  1. Проводится предварительный отборочный тур (агон I), победители которого (4человека) становятся агонистами, остальные участники игры – теоретиками.

  1. Агон II: распределение агонистов по дорожкам. Право выбирать первым получает тот, кто набрал больнее количество баллов во II агоне. Затем выбирает второй по результату и т. д.

  1. Агон III: 
  1. на дорожке в 2 этапа (в 2 вопроса) агонист не имеет права ошибиться ни разу;
  2. на дорожке в 3 этапа можно сделать лишь одну ошибку;
  3. на дорожке в 4 этапа – 2 ошибки;
  4. в 5 этапов – 3 ошибки. В противном случае агонист выбывает из игры.

     Побеждает тот, кто первым пройдёт свою дорожку до конца.

4. Если агонист не дал правильного ответа, право отвечать переходит к теоретикам. За каждый верный ответ вручается орден.

     5. Правильность ответа оценивает ареопаг.

Агон I (отборочный)

1. Составить с каждым выражением по 2 предложения. В одном используйте его как фразеологизм, в другом – как свободное словосочетание:

Проглотить пилюлю.

Заткнуть за пояс.

Лёд тронулся.

Чем являются эти выражения в каждой паре предложений по отношению друг к другу?

Ответ: омонимами.

2. Разберите предложение по членам:

Он приехал к месту происшествия к шапочному разбору.

Денег у нас кот наплакал, а у соседей денег куры не клюют.

Зачем ты перед ним на цыпочках ходишь, неужели у тебя нет гордости?

3. Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары:

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, семи пядей во лбу, рта не раскрывает, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку.

4. Какие из приведённых фразеологизмов свойственны официально-деловому стилю речи?

В рабочем порядке, золотая середина, лезть на рожон, повестка дня, ни кола ни двора, буква закона, смотреть сквозь пальцы, держаться в рамках, ломать голову, держать в курсе, приводить в соответствие.

5.Есть ли речевые ошибки в предложениях? Исправьте.

Они такие враги, что их водой не разольёшь.

Чтение книг играет особое значение в воспитании человека.

Ход занятия

I. Вступительное слово

1. Ученик:

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

Так образцы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе.

В.Брюсов "Сонет форме"

2. Учитель читает эпиграф 2, объясняет тему занятия, цели.

– Надеюсь сегодня вместе с вами приобщиться к духовным ценностям, которые несут в себе чеканные народные изречения – фразеологизмы, ибо язык – это код культуры.

3. Учитель напоминает правила игры, объявляет победителей отборочного тура. Агонисты вызываются к дорожкам.

4. Ученик:

Пожелания игрокам

Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу и, хоть кровь из носу, выполняйте правило первое: выше нос!

Правило II. Если кто-то пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: «Мне это не по ноздре!» И он сразу перестанет крутить носом и задирать нос.

Правило III. Не стоит клевать носом. Действуйте! А если кто-то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.

Итак, у вас на носу игра "Умники и умницы."  Играйте по этим правилам, и тогда у вас всегда будет нос в табаке.

Агон II. Распределение дорожек между агонистами

Проверяется знания фразеологизмов, умение толковать их лексическое  значение. Ответы оцениваются в 5 баллов.

1.Что лучше, чтобы тебя прокатили на вороных (провалили на выборах – Гвоздарев, с 14) или самому мчаться во все лопатки? (изо всех сил)

2. Что предпочтительнее: открывать Америку, изобретать велосипед или ломиться в открытую дверь?

(Это фразеологизмы-синонимы, означают "утверждать очевидное, общеизвестное")

3. Что будем лить: лить колокола (врать, распускать сплетни), проливать крокодиловы слёзы (притворно сожалеть), лить пули (рассказывать неправдоподобное), проливать свет (делать ясным) или лить воду (пустословить)?

4. Что ты будешь бить: бить склянки (отсчитывать время), бить баклуши (лентяйничать), бить по карману (причинять убыток), бить по рукам (заключать сделку), бить в цель (достигать желаемого) или биться как рыба об лёд (тщетно, безрезультатно)?

Агон III

Вопросы пишутся для агонистов на карточках и читаются вслух для теоретиков.

Вопрос 1. Какие фразеологизмы проиллюстрированы художником? Что они обозначают? (Приложения № 1, 2, 3, 4)

№1. Глаза разбегаются.

№2. Кот в мешке.

№3. Негде яблоку упасть.

№4. Как баран на новые ворота.

Вопрос 2. Откуда пришли фразеологизмы? Какие из них исконно русские, а какие заимствованные?

1) Выметать сор из избы. (Отражает быт и верования древних славян, запрещавших выметать сор из избы, чтобы другие не навредили человеку, воздействуя на частицы сора.)

2) Авгиевы конюшни. (О беспорядке. Из древнегреческой мифологии.)

3) Всякой твари – по паре. (Из Библии)

4) При царе Горохе («очень давно»); сказка про белого бычка («одно и то же»; из русских народных сказок)

5) Собака на сене. (Отражает детали русского быта. Из пословицы «Собака на сане лежит, сама не ест и скотине не даёт»)

6) На одну колодку сделаны. («Одинаковые»; возник как профессиональное выражение сапожника)

7) Есть ещё порох в пороховницах. (О запасе сил, возможностей; из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

8) Терра инкогнита. («Нечто неведомое»; из латинского языка)

9) Лежачего не бьют. (От русских игр: кулачного боя)

10) Взять высоту. (Связан с развитием спорта)

Вопрос 3. Какие фразеологизмы хранят память о значительных событиях  или определённых периодах истории нашего народа?

(«Мамаево побоище», «как мамай прошёл»;

 «было дело под Полтавой»;

 «вот тебе, бабушка и Юрьев день»;

 «узнать подноготную» – отражает средневековые способы ведения следствия;

 «нашествие двунадесяти языков»; «стоять насмерть» – 1812 г.;  

 «держать фронт», «смять оборону», «взять в клещи» – 1941-45гг. и др.)

Вопрос 4. Измените высказывания, придав им больше выразительности и лаконичности:

1) Человек он легкомысленный, любит приврать, наобещать, обнадёжить и забыть, о последствиях своих поступков не задумывается.

(Человек без царя в голове.)

2) А этого человека я до сих пор понять не могу. Чем он интересуется, что любит? Не знаю. Ругать его не за что, да и хвалить нет причин.

(Человек ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора.)

3) Как ни старался сосед разузнать мой секрет, так ни с чем и ушёл. Он хитёр, да и я не прост.

(Как ни закидывал удочки сосед, так и остался на бобах. Он себе на уме, да и я не лыком шит.)

Фразеологизмы позволяют экономно выражать сложные понятия, представлять сложные явления.

Вопрос 5. На чём основывается образность фразеологизмов? Назовите изобразительно-выразительные средства, лежащие в их основе.

1) Нужен как собаке пятая нога,

                как рыбке зонтик,

                как щуке брюки,

                как собаке «здрасте»,

                как попу гармонь.            (Сравнение)

2) Сердце ноет;

    мысли разбегаются.                    (Олицетворение)

3) У руля государства;

    пустить красного петуха.            (Метафора)

4) Семи пядей во лбу;

    Яблоку негде упасть.                   (Гипербола)

5)  С гулькин нос;

     выеденного яйца не стоит.             (Литота)

6)  Правая рука;

     чистая душа.                                   (Метонимия)

7)  Дырка от бублика;

     от жилетки рукава;

     разведчики зелёных недр.              (Перифраза)

Вопрос 6. Представьте, что письмо написал бывший моряк. Внесите в его речь необходимые изменения.

Здравствуй, старый приятель!

Ты спрашиваешь, как мои дела. Отвечаю прямо – плохи (сел на мель). Ты знаешь,  что в нашем НИИ мою идею и раньше не поддерживали (я плыл против течения),  но сейчас я и сам понял, что был не прав (сбился с курса). Придётся просить о помощи (чтобы взяли на буксир), иначе окажусь без работы (за бортом). Когда всё утрясётся, поеду (возьму курс) домой, в Кривой Рог (отправлюсь к родным берегам), пробуду там недели две (недели на две брошу якорь). Приезжай и ты, встретимся, поговорим обстоятельнее.

До встречи. Родион.

03.03.09 г.

Здесь фразеологизмы являются средством речевой характеристики персонажа.

Вопрос 7. Прослушайте отрывок из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» (гл. 2):

– Умерла Клавдия Ивановна! – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук, – преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, – значит, «преставилась»… А, например, которая покрупнее, да похудее – та, считается, «богу душу отдает»…

    – То есть как это считается? У кого это считается?

    – У нас и считается. У мастеров… Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрете, что «в ящик сыграли». А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, «приказал долго жить». А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят – «перекинулся» или «ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают». Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал»…

    Потрясенный этой, несколько странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

    – Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

    – Я человек маленький. Скажут «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

    И строго добавил:

    – Мне «дуба дать» или «сыграть в ящик» – невозможно. У меня комплекция мелкая… А с гробом как, господин Воробьянинов? Неужто так без кистей и глазету ставить будете?

Найдите фразеологизмы. Какой лексический ряд они образуют? На чём основывается эффект отрывка?

(Синонимичные фразеологизмы:

  1. стилистически высокие, положительной оценочной окраски: «преставиться», «богу душу отдать», «приказать долго жить»;
  2. стилистически низкие, отрицательной оценочной окраски: «сыграть в ящик», «перекинуться», «ноги протянуть», «дать дуба», «гигнуться».

Комический эффект этого отрывка основывается на обыгрывании стилистической (высокие, низкие), оценочной (положительной, отрицательной) окраски  фразеологизмов-синонимов,  которую гробовых дел мастер Безенчук ошибочно связывает с комплекцией умершего.)

Вопрос 8. Какие речевые ошибки допущены в предложениях?

1) Человек этот был семи пядей в плечах (во лбу).

2) Актёр всю душу отдавал в свою работу (вкладывал).

3) Мы успешно завершили четверть. Наш класс проделала большой сизифов труд.

4) Они били новые баклуши.

5) Вопросу этому нужно было уделить серьёзное значение (внимание).

6) Борис Годунов встал на престол (стал).

Вопрос 9.  Исправьте стилистические ошибки в тексте.

                       

 Заведующей ДОУ №15

Кузьминой А.Д.

                         от Купцовой А.В.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас выделить мне материальную помощь в размере 500 рублей, так как в доме у нас хоть шаром покати.

03.03.01.                                                                                                              Купцова.

(Фразеологизм, свойственный разговорному стилю речи, не может употребляться в официально-деловом стиле.)

Вопрос 10. Чем вы можете оправдать А.П.Чехова, нарушившего сочетаемость фразеологизмов в выражениях:

1) «во всю Ивановскую трачу деньги»;

2) «влюбиться во все лопатки»?

(«Во всю Ивановскую» – значит 1) очень громко;  2) со всей силой.

 «Во всю Ивановскую» можно «кричать», «храпеть», «валять».

 «Во все лопатки»  – очень быстро.

 «Во все лопатки» можно «ехать», «бежать», «мчаться».

А.П.Чехов нарушил сочетаемость фразеологизмов, во-первых, для того чтобы придать звучанию фразы свежесть, новизну, во-вторых, для создания комического эффекта.)

Вопрос 11. Какие фразеологизмы использовал В.В.Маяковский в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»? Какого изобразительного эффекта достиг Маяковский с помощью фразеологизмов?

Стихотворение исполняется учащимся.

(«Светишь в оба», «сияй во что попало», «во всю светаю мочь», «до дней последних донца», «и никаких гвоздей», «не знай ни зим, ни лет», «с ума сводила», «чёрт дёрнул», «смотри на вещи просто», «быть на ты», «день за днём», «заела…».

Обилие фразеологизмов, во-первых, вносит разговорные интонации в стихотворение, во-вторых, служит средством создания выразительности речи благодаря заключённой в фразеологизмах образности.)

Вопрос 12. Подберите русский фразеологизм того же значения. Как во фразеологизмах отражается национальное своеобразие, традиции народа?

  1. Когда хвост верблюда коснётся земли (киргизск.).

     Когда луна превратится в зелёный сыр (англ.).

                     Когда камень зацветёт (лезгинск.).

                     Когда рак на горе свистнет (русск.).

                 2) Это не моя чашка чая (англ.).

                     Это не моя кружка пива (немецк.).

                     Это не мой бизнес (американск.).

                     Это не мой хлеб (русск.).

                 3) Родиться с серебряной ложкой во рту (англ.).

                     Родиться причёсанным (франц.).

                     В рубашке родиться (русск.).

Вопрос 13. Как вы расцениваете такое толкование фразеологизмов?

1) «Седьмая вода на киселе» – десерт в диетической столовой.

2) «Не все дома» – время летних отпусков.

3) «Дать дуба» – выполнить план по лесозаготовке.

4) «Наложить на себя руки» – исходное положение в гимнастике.

5) «Прекрасный пол» – паркет.

(«Вода, кисель, дом, дуб, наложить, пол, дать...» – эти слова употреблены в их прямом значении, а значение каждого выражения складывается из значений входящих в него слов. Это свойственно свободному словосочетанию, а не фразеологизму. Но ошибки здесь нет. Это шутливое толкование оборотов, игра слов – каламбур.)

Вопрос 14. Что означает фразеологизм «Тихой сапой» (незаметно)? Каково его происхождение? Есть ли в современном языке слова с корнем -сап-?

(«Сапа» (устар.) – подкоп под стену крепости, в который закладывался заряд пороха, что помогало взрывать стену и делать проход для осаждавших город воинов. В современном языке есть однокоренное слово «сапёр».)

IV. Подведение итогов, награждение победителей

Изобразительные возможности фразеологизмов

  1. Служат средством создания выразительности речи, вносят в речь образность.
  2. Умеют кратко, ёмко объяснить сложное понятие.
  3. Выражают авторское отношение к предмету речи.
  4. Являются средством речевой характеристики говорящего.
  5. Выражают национальное своеобразие, традиции, несут отпечаток исторических событий жизни народа.
  6. Делают речь более яркой, образной, краткой, ёмкой.

Приложение № 1

        

Приложение № 2

Приложение № 3

        

Приложение № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизмы в нашей речи Урок занимательной грамматики

Материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии по русскому языку....

Проект "Фразеологизмы в нашей речи"

Мы каждый день сталкивается с фразеологизмами. Многие из нас даже не замечают этого, потому что не знают из значений....

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»...

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Конспект открытого урока русского языка в 10 классе.

Конспект открытого урока в 10 классе по теме: "Фразеология. Употребление фразеологизмов"....

Исследовательская работа по теме "Фразеологизмы в нашей жизни"

В настоящее время существует проблема недостаточности знаний по теме «Фразеологизмы». Многие думают, что знание фразеологизмов им не пригодится, хотя сами часто используют их в р...

Фразеологизмы в нашей жизни

Данный материал предназначен для закрепления знаний по теме "Фразеологизмы".Цель: 1. Обобщить полученных знаний. 2. Развивать любовь к русскому языку...

Презентация по русскому языку "Фразеологизмы в нашей жизни"

Презентация по русскому языку "Фразеологизмы в нашей жизни" предназначена для обучающихся 6 класса при изучении темы "Фразеологизмы"....