интеллектуальная игра "Умники и умницы", 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Данная разработка позволяет систематизировать и проверить знания учащихся по истории, на тему "История России XVI-XVIII вв." Данный материал можно использовать во внеурочной работе по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_umniki_i_umnicy_istoriya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарь Ирина Михайловна
Разработка урока по истории 7 класса в форме
интеллектуальной игры «Умники и умницы»
Цель:
систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «История России конец 16 – 18 вв.»
воспитание чувства уважения к истории своей страны, воспитание интереса к истории.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие и регистрация учащихся в классном журнале. Проверка готовности к уроку.
Постановка целей урока.
Актуализация знаний. Урок проводится в форме игры, состоящей из трех этапов.
Отборочный тур.
Вопросы:
1. Назовите фамилию матери Петра 1. (Наталья Кирилловна Нарышкина)
2. Назовите село, где Петр 1 провел свое детство. (Преображенское)
3. Под каким именем Петр 1 участвовал в Великом посольстве? (Петр Михайлов)
4. Назовите годы «Северной войны». (1700-1721)
5. Какую битву в Северной войне Петр 1 назвал «матерью полтавской баталии»? (битва у д. Лесной 1708 г.)
6. Какое название носит форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть? (Абсолютизм)
7. Сколько коллегий было введено при Петре 1? (11)
8. Собрание – бал с участием женщин в домах российской знати? (ассамблеи)
9. Сколько лет длилась эпоха дворцовых переворотов? (37)
10. Кем приходилась Анна Иоанновна Петру 1? (племянница)
11. Кто в эпоху «Дворцовых переворотов» правил меньше всего? (Петр3)
12. С каким государством воевала Россия в Семилетней войне? (С Пруссией)
13. Назовите фамилию одного французского мыслителя, идеи которого Екатерина 2 использовала в политике «просвещенного абсолютизма». (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо)
14. Время нахождения у власти, какого правителя назвали «Золотым веком русского дворянства». (Екатерина 2)
15. Именем, какого императора назвал себя Емельян Пугачев? (Петра 3)
16. Что такое ассигнации? (бумажные деньги)
17. Назовите годы русско-турецкой войны, закончившейся подписанием Ясского мирного договора? (1787-1791)
18. Кого из императоров 18 века называют «романтическим императором»? (Павла1)
19. Назовите имя великого ученого, писателя, энциклопедиста, именем которого назван МГУ? (М. В. Ломоносов)
20. Как называлась Резиденция российских императоров, построенная Петром 1? (Петергоф)
Во второй этап выходят трое участников, выбор дорожки.
Проблемный вопрос: «Петр 1 реформатор или революционер?»
Игра тройки.
Разделы:
Эпоха правления Петра 1;
Эпоха «Дворцовых переворотов»;
Эпоха Правления Екатерины 2;
Культура 18 века.
Вопросы раздела: Эпоха правления Петра 1.
О каком законе повествует источник?
«Петр 1 в 1722 году ввел в России новую систему учета службы и продвижения по служебной лестнице. Она была записана в особом законе - ….. Вводилась новая иерархия чинов, которую можно было получить исключительно посредством службы, поднимаясь, как по лестнице, все выше и выше от одного чина к другому. Она закрепляла самый важный принцип петровской службы – личную выслугу. Чин можно было получить не за древность своего рода, а за службу царю и отечеству ». (Табель о рангах)
В 1700 году под Нарвой Петр 1 потерпел жестокое поражение. Но историки говорят, что сражение под Нарвой – путь к победе. Чему должна была научить битва при Нарве? (началась реорганизация армии)
Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А. С. Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал свое имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. Он был лишен всего огромного имущества и сослан в далекий город Березов со своей семьей. Там он своими руками построил церковь.
Назовите фамилию человека, описанного в данном тексте. (Меньшиков)
В 1700 году леса как особо ценное государственное имущество были переданы в ведение Морского приказа, а позднее с реорганизацией приказной системы – под управление Адмиралтейской коллегии. Речь идет о лесе. Причем тут моряки? (Лес использовался для строительства кораблей)
Вопросы раздела: Эпоха «Дворцовых переворотов»
О каком событии писал М. В. Ломоносов?
О стыд, о странный поворот!
Видал ли кто из в свет рожденных,
Чтоб победителей народ
Отдался в руки побежденных?
(Семилетняя война 1756-1762, при вступлении Петра 3 на престол она была остановлена, т. к. Петр 3 очень любил Фридриха 2)
Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра 1, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца… Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования… Ни одно царствование… не оставляло о себе столь приятного воспоминания. В. Ю. Ключевский. Определите, кого характеризовал историк? (Елизавета Петровна)
Этот период 18 века вошел в историю как «бироновщина». Кто правил в это время и почему он так назван? (У власти находилась Анна Иоанновна, Бирон был ее фаворитом, практически управлял страной).
Прокомментируйте высказывание историка. Кого называет он «свергнутым императором»?
Свергнутый император, словно тень, преследовал императрицу все два десятка лет ее правления, не давал покоя он и ее приемникам – Петру 3 и особенно Екатерине 2. (Иван 4 Антонович)
Вопросы раздела: Эпоха Правления Екатерины 2.
Торжественное открытие Уложенной комиссии началось с чтения «Наказа», которым императрица Екатерина 2 фактически объявляла программу своего царствования. Слабее всего в этом документе был разработан крестьянский вопрос. Почему? Ведь основное население России того времени – крестьяне? (Императрица много размышляла о крестьянском вопросе в беседах и переписке. Но решительных шагов не предпринимала, т. к. эксплуатация крестьян – главная привилегия дворянства. Дать крестьянам свободу – значит лишить дворянство средств к существованию. А без поддержки дворянства Екатерина 2 не смогла бы удержаться у власти, т. к. юридически не имела на него прав)
Крестьянское восстание Е. Пугачева было вызвано тяжелым положением населения России. Это тяжелое положение – результат политики правительства на протяжении нескольких царствований. Так почему же Пугачев называет себя царем? Ведь именно царь – глава государства – и отвечает за все непорядки в стране? (В народном сознании всегда существовал образ «справедливого царя», который накажет злых и жестоких помещиков и дает народу «землю и волю»)
Екатерина 2 поставила перед ним трудную задачу: провести эскадру из Балтийского моря в Средиземное: «Не допускайте до посрамления перед целым светом. Вся Европа на вас и вашу эскадру смотрит». К кому обращалась императрица?(Ф. Ф. Ушаков)
Вопросы раздела: Культура 18 века.
В 18 веке в русской архитектуре последовательно сменили друг друга два стиля. Какие это стили? (барокко и классицизм)
Назовите первый в истории нашей страны город, который строился по заранее разработанному проекту? (Санкт - Петербург)
А. С. Пушкин назвал этого писателя «другом свободы». О самой знаменитой его комедии говорили, что она – «бесподобное зеркало» действительности. Имя героя этой комедии стало синонимом лени и невежества. О каком писателе и о какой пьесе идет речь? (Фонвизин «Недоросль»).
Как известно, перемены в одежде, прическах коснулись высших слоев общества – дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Одной из таких традиций были женские головные уборы. Как по прическе и головному убору можно было отличить замужнюю женщину от девушки? (После замужества женщины носили головной убор, полностью закрывающий волосы, а девичьи уборы оставляли волосы открытыми. Кроме того, девушки заплетали волосы в одну косу)
Он сын зажиточного крестьянина. Учился сначала в Москве, чуть было не стал священником. Потом изучал в Германии математику, физику, философию, металлургию. Поэт и историк, создатель литературного русского языка, энциклопедист. Говорили, что он полностью соответствует его фамилии. Как его звали? (М. В. Ломоносов)
Подведение итогов. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»
План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»...
Интеллектуальный марафон 2-4 класс
Данная работа предназначена для проведения Интеллектуального марафона в начальной школе. Работу выполняет команда класса. В каждом задании класса дано по 5 заданий. Каждое правильно выполненное ...
интеллектуальная игра в 9 классе "Брейн-ринг" по теме: "Электронные таблицы"
Урок повторение и систематизация знаний по теме: "Электронные таблицы". Командная игра.На экране - презентация, на которой этапы игры. Заранее приготовлены на карточках задания для болельщиков. ...
Методика КОТ.Изучение интеллектуальных способностей учащихся старших классов.
Методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качест...
Интеллектуально-познавательная игра "Умница"
Интеллектуально-познавательная игра «Умница» Цели занятия: - Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий; - формировать познавательный инте...
Методическая разработка урока «Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс
Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и мно...
Интеллектуальная игра для 8 класса «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления».
Работа была написана для использования как внеклассное мероприятие. Данная работа развивает интерес к предмету....