Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.zip | 12.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:Г.В. Просвирова, учитель русского языка и литературы, МОУ Манойлинская СОШ» Клетского района Волгоградской области
«У М Н И К И И У М Н И Ц Ы»
(по материалам произведений Н.В. Гоголя)
Участники игры – учащиеся 8-11 классов
Ведущий. Приглашаем на интеллектуальную игру, посвященную жизни и творчеству Н.В.Гоголя. 1преля 2009 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя
За право называться «умником» или «умницей» сегодня будут бороться ребята, набравшие большее количество баллов в отборочном агоне (вопросы вывешиваются за два дня до игры)
Правила игры. Игра состоит из трех агонов (агон-в переводе с греч.«соревнование», «состязание»), в ходе которых из 9-ти участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.
За каждый правильный ответ игроку вручается орден шелкового умника. Если ответ его не верен, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей-болельщиков). Перед началом ведущий проводит розыгрыш дорожек, предварительно объяснив условия игры.
- Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как участник должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он подвергает себя большому риску: не имеет права ошибаться.
- На желтой дорожке игрока ожидают три вопроса, Отвечая на них, он может ошибиться один раз и перейти в следующий этап игры с одним штрафным очком.
- Зеленая дорожка длиннее первых двух. Выбравшему ее ведущий задает четыре вопроса. Игрок может ошибиться дважды и перейти в следующий этап игры с двумя штрафными очками.
Вопросы задаются по очереди: от зеленой дорожки к красной. На подготовку отводится 1 мин.
Ведущий: Просвирова Г.В., учитель русского языка и
литературы
Судит состязание высокий ареопаг: Рожкова Т.Н.,
Кустова Т.Н., учителя русского языка и литературы
Ребята занимают выбранные игровые дорожки, после чего должны будут «узнать себя», т.е. угадать тех литературных героев, в которых им предстоит перевоплотиться. Ведущий читает описание внешности персонажей Н.В.Гоголя, и, когда «узнавание» успешно завершается, начинается основная часть.
ПЕРВЫЙ АГОН
Зеленая дорожка
Характеристика героя: «…в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный. Низенького роста. Несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»
1 В. – Назовите полное имя литературного персонажа /Акакий Акакиевич Башмачкин/.
2 В. – Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его? / Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не
мог припомнить/.
3В. – « Есть в Петербурге сильный враг…Враг этот не кто другой, как…, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров». Что это за враг? /северный мороз/.
4В. - « Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо…» О чем он подумал, наконец?/ Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась/.
Желтая дорожка
«Молодой человек, чиновник, едущий из Петербурга…в Саратовскую губернию,…другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить» / Иван Александрович Хлестаков/
1В. - Назовите эпиграф к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
/ «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»/.
2В.- Закончите предложение словами почтмейстера:
«Городничий глуп, как…» / «сивый мерин»/
«Надзиратель за богоугодным заведением земляника-
совершенная…» / «свинья в ермолке»/
3В. - Кому принадлежат слова: «…Чего смеетесь? Над собой смеетесь?...» / Городничему/
Красная дорожка
Какому герою принадлежит речь: «…Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы, любит и зверь свое дитя! Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…»? /Тарас Бульба/
1В. - Закончите предложение: «…Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил…» / «чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки»/
2В. - «…выносил терзания и пытки как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости…» Назовите его имя. /Остап/
ВТОРОЙ АГОН
Зеленая дорожка
«…Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник…» Назовите имя литературного героя.
/ Акакий Акакиевич Башмачкин/
1В. - Как служил Акакий Акакиевич Башмачкин?
/ «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,- нет, он служил с любовью.»/
2В. - С каким насекомым автор сравнивает героя? /С мухой / ( зачитать после ответа «…В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха…» и «…Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп…/
3В. -Какое жалованье в год получает Башмачкин?(«…жалованье у него мизерное- 400 руб. в год»)
4В. - От чего умирает Акакий Акакиевич Башмачкин? (Потрясенный, в дырявой шинели, с открытым от изумления ртом, он возвращается домой; случилась вьюга. «Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. На другой же день обнаружилась у него сильная горячка»; «…явился доктор… и объявил ему через полтора суток непременный капут». Так и не очнувшись (в бреду ему видится шинель с западнями для воров), «сквернохульничая» на Его Превосходительство, А.А.умирает)
Желтая дорожка
Чей это портрет? «Помещик…еще вовсе человек не пожилой, имеющий глаза сладкие, как сахар» / Манилов из «Мертвых душ»/
1В. - Кому из героев Чичиков подал бы медный грош, если бы встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей? /Плюшкину/
2В. - Кто предлагал Чичикову это угощение: «Ватрушки, из которых каждая была больше тарелки» /Собакевич/
3В. - Кто предлагал Чичикову купить серого коня, потом каурую кобылу, потом собак, потом шарманку? /Ноздрев/
Красная дорожка
«Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц…» /черт/
1В. - Какой литературный прием использует автор в следующем пейзаже: «глянули звезды», «месяц…заглядывал», «месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру»? / олицетворение/
2В. - В какой сборник повестей вошла «Ночь перед Рождеством»? /«Вечера на хуторе близ Диканьки»/
ТРЕТИЙ АГОН
Зеленая дорожка
«Он был и мертвый прекрасен: лицо его, все еще выражало чудную красоту, черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты» /Андрий/
1В. - Кого из сыновей Тараса Бульбы автор сравнивает с «бессловесным барашком»? /Андрия/
2В. - Чьи страдания так описаны автором: «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше не сходили с него», «Он уходил в луга…, и слеза капала одна за другою»
/Тараса Бульбы»/
3В. - Где учились сыновья Тараса Бульбы? /в Киевской академии, бурсе/
4В. - Кто из сыновей учился с неохотой? /Остап/ (зачитать после ответа «…в первый год еще бежал. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю…»
Желтая дорожка
Он умнее своего барина, любит самому себе читать нравоучение для своего барина: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится» /Осип, слуга/
1В. - С кем из писателей Хлестаков, по его словам, был на «дружеской ноге»? /с Пушкиным/
2В. - Кто из героев комедии не знал ни слова по - русски? /доктор Христиан Иванович/
3В. - Кто из героев брал взятки борзыми щенками? /Аммос Федорович, судья/
Красная дорожка
«…имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения…, умел увертываться от наказания» /Андрий/
1В. - Кому «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела»? /Остапу/
2В. - О ком сказано: «О! да , этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»? /Об Остапе /
БЛИЦ – КОНКУРС
(для вышедших в финал)
1. Чем увлекался Н.В.Гоголь, когда учился в гимназии? (рисованием и театром)
2. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
3. Как называлась большая конторская книга, заведенная Гоголем в Нежине? («Книга всякой всячины или подручная энциклопедия»
4. Назовите русского поэта, автора стихотворения «Блажен незлобивый поэт», посвященного Н.В.Гоголю (Н.А.Некрасов)
5. Назовите сборники произведений Н.В.Гоголя, о которых писал В.Г.Белинский: «Что такое каждая из его повестей? Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и все это вместе называется жизнь» (Сборники 1835 года «Миргород» и «Арабески»).
6. Кто из русских писателей восторженно отозвался о «Вечерах…» Н.В.Гоголя? (А.С.Пушкин)
7. Кто подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Мертвых душ» и «Ревизора»? (А.С.Пушкин)
8. Назовите автора некролога: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы…». (И.С.Тургенев)
9. Назовите авторов памятников Гоголю в Москве (Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский)
АГОН ОТБОРОЧНЫЙ
(По поэме «Мертвые души»)
- Закончи фразу: «Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником…» (погоняет)
- Кто из героев имел привычку наступать на ноги?
(Собакевич)
- Кому принадлежат предметы: «два ружья – одно в триста, а другое – в восемьсот рублей»? (Ноздреву)
- Кому принадлежит тот или иной предмет интерьера?
«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок» (Коробочке)
- Кто предлагал Чичикову это угощение: «Индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем»? (Собакевич)
- Кого из помещиков Чичиков назвал «дубинноголовой»?
(Коробочку)
- Кого автор называет «прорехой на человечестве»? (Плюшкина)
- Кто передал Чичикову мертвых душ безвозмездно, а купчую взял на себя? (Манилов)
- Чей это дом: «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей…и дикими стенами, дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»? (Собакевича)
- Кто это? «…Господин, не красавец, но и недурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». (Чичиков)
- Кто из героев, по его собственному утверждению, выпил 17 бутылок шампанского за обедом? (Ноздрев)
- Кто из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать? (Коробочка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя
Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...
Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»
Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...
Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя (8 класс).
Игра "Счастливый случай"...
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...
Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи
Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению "Ночь перед Рождеством "для 6 класса...
Тест по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" и по творчеству Н.В.Гоголя
тест состоит из 3 частей: тестовой, ответа без вариантов, творческой( развертнутый ответ). Тест реализует дифференцированный подход и проблемное обучение....