Урок русского языка в 5 классе на тему:«Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с ролью антонимов в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.antonimy.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №5 г. Беслан РСО-Алания
Дзестелова Лариса Викторовна
Тема урока: «Антонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с ролью антонимов в речи.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать логическое мышление: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов в речи
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент. Мотивация (2,5 минуты) | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Учитель читает сказку об антонимах В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их антонимы, синонимы и омонимы. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах. | Слушают, рассуждают, делают выводы. | Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
2.Актуализация изученного. Работа в группах (5 минут) | 1 группа В тексте найдите синонимы, объясните, для чего они употреблены автором. Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. 2.Дате определение синонимам. 2 группа Лингвистический эксперимент. Задание для 3-ей группы. Найдите в этом тексте синонимы, замените слово изумрудная его синонимом зелёная. Как от этого изменится текст? От сырости ёжится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. 3 группа. Запишите синонимы, расположив слова по степени нарастания признака, действия. 1.Грусть, скорбь, печаль; 2.Ярость гнев, бешенство; 3. Гигантский, громадный, большой, огромный;4.Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать; -Терминологический диктант.(2 слайд) 1.Слова, имеющие одно лексическое значение. 2.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написании, но разные по лексическому значению. 3.Слова, имеющие несколько лексических значений. 4.Основное лексическое значение слова. 5 Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого значения. | Учащиеся:
определяют признак, делают выводы. Вывод. Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют наиболее точно выразить мысль. Записывают термины, проговаривают. | Познавательные:
Коммуникативные:
|
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания (слайд 3) Фронтальная устная работа. | Учитель: Чем по значению отличаются данные пары слов? Сиять – сверкать, блестеть Сырой – мокрый, влажный Свет- сияние, свечение Нежно- мягко, ласково | 1.Учащиеся анализируют, делают открытие. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Записывают тему урока: Антонимы. | Познавательные:
• осознанное построение речевого высказывания. Регулятивное:
Коммуникативные:
|
4. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. | Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи. | Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Сегодня мы будем говорить о словах с противоположным значением. | Регулятивные:
|
5. Открытие новых знаний | Работа с учебным материалом. -Что такое антонимы? -Что означает слово антоним, каково его происхождение? (слайд4) -Могут ли быть антонимами слова разных частей речи? | Записывают определение антонимов. | |
5.Динамическая пауза Динамическая пауза «Наоборот» | Учитель дает команды Например: - Руки вверх! (дети опускают вниз) Наклониться влево! (дети – вправо)Повернуться направо! (дети – налево) На месте стоять смирно!(дети- шагают) | Учащиеся выполняют разминку: наоборот. | Личностное:
|
6. Первичное закрепление. (5,6,7 слайды) Работа в парах. | Учитель организует поисковую работу. 1)Найдите среди этих слов антонимы и запишите их попарно, обозначьте орфограммы в корне слова. Наказать, поздний, вверху, нападать, взлетать, внизу, ранний, близкий, садиться, день, поощрить, ночь, приземлиться, защищать. 2) Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях (7слайд): Добрый друг - ………….. (злой враг) Теплый день - ………….. (холодная ночь) Хорошее начало - ………. (плохой конец) Полезный труд - …………. (вредное безделье) Утренний уход - ………….. (вечерний приход) Последнее поражение - ………… (первая победа) | Учащиеся выполняют задание: находят антонимы, обозначают орфограммы. Подбирают антонимы, корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Учащиеся выполняют упражнение № 554: записывают существительные, имеющие форму только единственного числа, продолжают перечисление названий по группам. | Познавательные:
Коммуникативные:
| ||
7.Самостоятельная работа с проверкой. | Учитель даёт задание. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). Что необычного в задании? | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. Делают вывод: Если у слова несколько значений, у него может быть несколько антонимов. | Коммуникативные:
Познавательные:
Регулятивные:
|
8. Игра «Кто больше?» Работа в группах. (слайды 8,9,10) (11 слайд) | Записать пары антонимов, обозначающие: 1ряд. Чувство, характер человека 2 ряд. Пространство 3 ряд. Время Подобрать синонимы и антонимы к словам, составить 2 предложения с антонимами(8 слайд)1. Шторм 2. Идти 3. Красивый 4. Легко1. Шторм (синонимы): буря, ураган; (антонимы): штиль | Записывают, подбирают антонимы и синонимы, записывают пословицы. Наблюдают, исследуют, отвечают на вопросы. Записывают термин и его значение. Анафора - это повторение одинаковых слов, выражений, созвучий или синтаксических конструкций в начале стихотворных строк или фраз. | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: коррекция результатов своей деятельности. |
8.Включение новых знаний в систему. (12 слайд) | (Устно) Восстановите авторский текст, заменив выделенные слова антонимами Было УЖЕ довольно ПОЗДНО, когда я УСНУЛ, но солнце заливало ЕЩЁ ТУСКЛЫМ светом всю комнату. МЕДЛЕННО одевшись, ПОДНЯЛСЯ я в сад, а оттуда в рощу. Я пробирался СЮДА, где РЕЖЕ зелень, где смолистее запах деревьев и куда ГРУСТНЕЕ заглядывал ЛУННЫЙ луч, ПЕЧАЛЯСЬ, что удалось там и сям пронизать мглистую густоту листьев. Было УЖАСНОЕ утро. Учитель: Мы восстановили текст, автором которого является великий русский писатель Ф.М.Достоевский. Какие средства выразительности использовал автор в этом отрывке? Учитель: Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся. Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть. Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Делают вывод: - Антонимы могут служить для связи предложений в тексте. Исправляют, корректируют. | Познавательные:
Регулятивная:
Коммуникативные:
Личностные:
|
9.Итоги. Рефлексия. | Закончи правильно. Антонимы - это слова _______части речи с_____ значением. Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, ... Я сегодня научился на уроке…Мне трудно было…Мне было интересно… | Рассуждают, подводя итог своей деятельности на уроке. | Регулятивные:
|
10. Домашнее задание. |
| Слушают, записывают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....