Повторение по теме "Имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Хохлова Елена Юрьевна

Урок обобщения материала по теме "Имя прилагательное", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorenie_izuchennogo_po_teme_imya_prilagatelnoe.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста.

Цель урока: систематизировать и обобщить основные морфологические признаки имени прилагательного и повторить роль имени прилагательного в тексте.

Задачи: 1) умение использовать лексический материал при работе с текстом;

2) совершенствование и систематизация знаний, умений и навыков на примере комплексного анализа текста;

3) прививать любовь учащихся к родному краю на примере фрагмента из произведения известного русского писателя Владимира Солоухина.

Оборудование: доска, мел, компьютер, интерактивная доска, диск, репродукции, детские рисунки.

Ход урока.

1 Слово учителя.

1) Сообщение учителем темы и цели урока.

2) Запись числа в тетрадях учащихся.

2 Знакомство с творчеством Владимира Солоухина.

Слайд: портрет В. Солоухина.

Ребята, мы сегодня на уроке будем анализировать текст нашего Владимирского поэта и писателя Владимира Солоухина. Родился Владимир Солоухин в крестьянской семье, в деревне Олепино Владимирской области, на берегу реки Ворша. В своих произведениях он показал пленительную прелесть цветущих лугов и тихоструйных речек,. Сквозящие в полдневной дрёме перелески, Суздаль с его немеркнущей красой, дорожные встречи и ночлеги в незнакомых местах.

3 Знакомство с текстом.

Слайд: репродукция «Зимняя ночь».

Ребята, отрывок, который мы сегодня с вами сегодня будем анализировать, взят из рассказа Владимира Солоухина «Зимний день». Послушайте этот отрывок.

Чтение текста учителем.

В мире стояла звездная, лунная, сказочная тишина. Лес был затоплен лунным светом, как водоросли – хрустальной аквариумной водой. На крыльцо избушки падала тень от огромной замшелой ели. Оттого что сам я стоял в тени, вселенная казалась еще голубее и ярче. А оттого что время от времени похрустывало в лесу, еще прозрачнее казалась подлунная тишина.

Все события дня (кроме самого раннего сиренево-розового утра) стали казаться мне унылыми и нелепыми.

Вдалеке пронзительно взвился кверху визгливый вой. Должно быть, собирались на пир голодные желтозубые волки.

4 Анализ текста.

1. Тема, идея, основная мысль текста

1) Ребята, как вы думаете, какова тема этого отрывка?

- Красота сказочной, тихой, лунной ночи.

2) Какова основная мысль текста?

- Таинственная тишина ночи в лесу.

3) Как бы вы озаглавили данный текст?

- Сказочная тишина. Лунная ночь. Тишина сказочной, лунной ночи.

2. Строение текста.

- Сколько абзацев можно выделить в этом тексте?

-Три.

- Выделите микротемы в этом тексте.

(Этот план заранее записан )

1) Тишина ночи.

2) Воспоминания автора.

3) Вой волков.

(Открывается слайд, дети записывают план в тетради)

3 Тип речи.

-Каков тип речи?

- Описание с элементом рассуждения.

- Где здесь рассуждение? Назовите.

- Все события дня (кроме самого раннего сиренево-розового утра) стали казаться мне унылыми и нелепыми.

Вдалеке пронзительно взвился кверху визгливый вой. Должно быть, собирались на пир голодные желтозубые волки.

- Как вы это определили? По каким признакам?

-Автор нам описывает то, что видел сам – красоту тихой звездной ночи. А помогают ему красочно описать увиденное – имена прилагательные. Именно имена прилагательные используются в качестве основного признака описания художественного стиля. Если художники, чтобы нарисовать картину используют краски и кисть, то писатели владеют только словом. И писателю важно подобрать такие слова, чтобы ярче, красочнее изобразить красоту русской природы, чтобы читатели могли себе представить мысленно то, что видел когда-то автор. И помогают писателю именно определения, функцию которых выполняют имена прилагательные.

- Ребята, назовите эти имена прилагательные.

(Дети называют эти слова с места.)

- Звездная, лунная, сказочная, хрустальная, прозрачная.

4. С помощью каких языковых средств автор создает картину?

- С помощью эпитетов: звездная, лунная, сказочная, хрустальная, прозрачная.

-С помощью метафоры: лес затоплен лунным светом,

собирались на пир голодные волки

-С помощью олицетворения: вой взвился кверху,

события казались унылыми и нелепыми.

-С помощью сравнения: Лес затоплен , как водоросли – хрустальной аквариумной водой

5 Лексический разбор.

Хрустальной. Ребята, каково прямое значение слова «хрустальный»?

-Хрустальный – сделанный из хрусталя. Например, хрустальная ваза.

-А в данном тексте в каком значении употреблено это слово?

- В переносном.

-Автор сравнивает лес с водорослями. Он живой, красивый, сверкающий, прозрачный, переливающийся, как хрусталь.

Ребята, какие еще слова в этом тексте вам показались незнакомыми, интересными?

Называют слова: вселенная, замшелой.

Ребята, давайте подумаем над словом «вселенная». (Работа с толковым словарем.)

Значение слова прочитать.

-Почему автор использует это слово?

-Показать необъятные просторы русской земли.

- Похоже ли это слово по морфемному составу на имя прилагательное?

- Да.

- Назовите признаки, по которым вы это определили.

- Окончание –ая, как у имени прилагательного;

- В роли какой части речи оно выступает?

- Имени существительного.

Ребята, как вы понимаете значение слова «замшелый»?

Замшелый - заросший мхом.

- Ребята, каким настроением, по вашему мнению, проникнут этот текст?

-Владимир Солоухин в этом тексте создает радостное романтическое сказочное настроение.

-Можно ли Солоухина назвать художником?

-Да.

-Какие слова помогают ему создать колорит таинственной ночи?

Называют слова: звездная, лунная, сказочная тишина; лунным светом; хрустальной аквариумной водой; вселенная казалась еще голубее и ярче.

А еще помогают ему – цвета - голубой, прозрачный, желтый, зеленый. Цвет тоже отражает настроение самого автора. И в этом тексте цвета подобраны светлые, радостные, чистые.

6. Ребята, теперь наступила очередь систематизации теоретических знаний, которые вы освоили при изучении темы «Имя прилагательное».

Начнем с орфографии.

На доске предварительно записаны виды орфограмм, изученные в теме «Имя прилагательное». Учитель во время работы галочками отмечает названные орфограммы.

Виды орфограмм.

1. Н, НН в суффиксах ИП.

2. Правописание Не с ИП.

3. Правописание сложных ИП.

4. Правописание суффиксов –К-, -СК- ИП.

5. Гласные о-е в суффиксах ИП.

Пока мы будем работать коллективно, 3 человека будут работать по карточкам.

1 карточка

1) Рассказать орфограмму н, нн в суффиксах ИП.

2) Правописание Не с ИП.

2 карточка.

1) Правописание сложных ИП.

2) Правописание суффиксов –К-, -СК- ИП.

3 карточка.

1) Рассказать орфограмму гласные о-е в суффиксах ИП.

2) Рассказать способы образования степеней ИП.

Назовите виды орфограмм в данном тексте, которые вы изучили по теме «Имя прилагательное». Выпишите примеры, группируя их по видам орфограмм. Орфограмму подчеркните.

1 Орфограмма Н, НН в суффиксах ИП.

Звездная, лунная, сказочная, хрустальной, аквариумной, огромной, подлунная, раннего, голодные.

Ученик, работающий с 1 карточкой, рассказывает теорию, новые примеры ученики записывают в тетради.

2 Орфограмма НЕ с ИП.

Нелепыми.

Дополните ряд правописания НЕ с ИП своими словами.

Ученик, работающий с 1 карточкой, рассказывает теорию, новые примеры ученики записывают в тетради.

3 Сложные ИП.

Сиренево-розового, желтозубые.

Ученик, работающий со 2 карточкой, рассказывает теорию, новые примеры ученики записывают в тетради.

- Какую орфограмму мы еще с вами не встретили в тексте?

4. -1) Правописание суффиксов –К-, -СК- ИП.

Ученик, работающий со 2 карточкой, рассказывает теорию, примеры ученики записывают в тетради.

5. -2)Гласные О-Е в суффиксах ИП.

Ученик, работающий с 3 карточкой, рассказывает теорию, примеры ученики записывают в тетради.

Ученик, работающий с 3 карточкой, рассказывает способы образования степеней сравнения ИП.

-Ребята, а есть ли в нашем тексте прилагательные в какой-либо степени сравнения?

-Простая сравнительная степень ИП.: голубее, ярче, прозрачнее. Записать в тетради.

-Примеры составной сравнительной степени ИП и превосходной степени, которые привел ученик, работающий по карточке 3, записать в тетради. Выделить суффиксы степеней ИП.

- Здесь есть словарные слова: сиреневый, аквариумной.

Ребята, давайте посмотрим на функцию имен прилагательных в первом предложении данного текста.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Выписывают предложение. Делают разбор по членам предложения, составляют схему

В мире стояла звездная, лунная, сказочная тишина.

-Имена прилагательные в предложении являются однородными определениями.

-А какую еще функцию могут выполнять имена прилагательные в предложении?

-Могут быть сказуемыми как в полной форме, так и в краткой.

-А в этом тексте есть краткие имена прилагательные?

-Нет.

Назовите пример, чтобы краткое прилагательное выступало в роли сказуемого.

Предложение записать краткие прилагательные подчеркнуть как члены предложения.

Утренний воздух чист и свеж.

8 Задание «Редактор».

Цель- использовать навык работы со словом, проявить свои творческие способности.

Появляется текст без ИП.

В мире стояла тишина. Лес был затоплен светом, как водоросли – водой. На крыльцо избушки падала тень от ели. Оттого что сам я стоял в тени, вселенная казалась еще ... А оттого что время от времени похрустывало в лесу, еще казалась тишина.

Все события дня (кроме утра) стали казаться мне .

Вдалеке пронзительно взвился кверху вой. Должно быть, собирались на пир волки.

-Узнаете ли вы этот текст по ключевым словам?

-Что же случилось с этим текстом?

-Нет ИП.

-Что же теряет текст без ИП?

-Смысл, настроение.

-Мы можем с помощью своих слов создать другой текст, передать чувство страха, тревоги, неуютности.

В мире стояла мертвая, гулкая тишина. Лес был затоплен тусклым мутно-желтым светом, как водоросли – темной, болотной водой. На крыльцо избушки падала тень от большой старой черной ели. Оттого что сам я стоял в тени, вселенная казалась еще темнее и мрачнее. А оттого что время от времени похрустывало в лесу, еще страшнее казалась глухая тишина.

Все события дня (кроме самого раннего яркого утра) стали казаться мне грустными и невыносимыми.

Вдалеке пронзительно взвился кверху душераздирающий вой. Должно быть, собирались на пир голодные злые серые волки.

-Какова же роль ИП в тексте?

ИП играют особую роль в тексте. С помощью их создается яркая образная картина. Оттого, какие мы используем ИП, зависит настроение, тональность текста.

9 Домашнее задание: упражнение 336.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"

Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе....

Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Презентация к уроку "Обобщающее повторение. Тема: "Имя прилагательное".

Дополнительные материалы в виде презентации для интерактивного проведения урока....