Повторение по теме "Имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок обобщения материала по теме "Имя прилагательное", 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_izuchennogo_po_teme_imya_prilagatelnoe.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста.
Цель урока: систематизировать и обобщить основные морфологические признаки имени прилагательного и повторить роль имени прилагательного в тексте.
Задачи: 1) умение использовать лексический материал при работе с текстом;
2) совершенствование и систематизация знаний, умений и навыков на примере комплексного анализа текста;
3) прививать любовь учащихся к родному краю на примере фрагмента из произведения известного русского писателя Владимира Солоухина.
Оборудование: доска, мел, компьютер, интерактивная доска, диск, репродукции, детские рисунки.
Ход урока.
1 Слово учителя.
1) Сообщение учителем темы и цели урока.
2) Запись числа в тетрадях учащихся.
2 Знакомство с творчеством Владимира Солоухина.
Слайд: портрет В. Солоухина.
Ребята, мы сегодня на уроке будем анализировать текст нашего Владимирского поэта и писателя Владимира Солоухина. Родился Владимир Солоухин в крестьянской семье, в деревне Олепино Владимирской области, на берегу реки Ворша. В своих произведениях он показал пленительную прелесть цветущих лугов и тихоструйных речек,. Сквозящие в полдневной дрёме перелески, Суздаль с его немеркнущей красой, дорожные встречи и ночлеги в незнакомых местах.
3 Знакомство с текстом.
Слайд: репродукция «Зимняя ночь».
Ребята, отрывок, который мы сегодня с вами сегодня будем анализировать, взят из рассказа Владимира Солоухина «Зимний день». Послушайте этот отрывок.
Чтение текста учителем.
В мире стояла звездная, лунная, сказочная тишина. Лес был затоплен лунным светом, как водоросли – хрустальной аквариумной водой. На крыльцо избушки падала тень от огромной замшелой ели. Оттого что сам я стоял в тени, вселенная казалась еще голубее и ярче. А оттого что время от времени похрустывало в лесу, еще прозрачнее казалась подлунная тишина.
Все события дня (кроме самого раннего сиренево-розового утра) стали казаться мне унылыми и нелепыми.
Вдалеке пронзительно взвился кверху визгливый вой. Должно быть, собирались на пир голодные желтозубые волки.
4 Анализ текста.
1. Тема, идея, основная мысль текста
1) Ребята, как вы думаете, какова тема этого отрывка?
- Красота сказочной, тихой, лунной ночи.
2) Какова основная мысль текста?
- Таинственная тишина ночи в лесу.
3) Как бы вы озаглавили данный текст?
- Сказочная тишина. Лунная ночь. Тишина сказочной, лунной ночи.
2. Строение текста.
- Сколько абзацев можно выделить в этом тексте?
-Три.
- Выделите микротемы в этом тексте.
(Этот план заранее записан )
1) Тишина ночи.
2) Воспоминания автора.
3) Вой волков.
(Открывается слайд, дети записывают план в тетради)
3 Тип речи.
-Каков тип речи?
- Описание с элементом рассуждения.
- Где здесь рассуждение? Назовите.
- Все события дня (кроме самого раннего сиренево-розового утра) стали казаться мне унылыми и нелепыми.
Вдалеке пронзительно взвился кверху визгливый вой. Должно быть, собирались на пир голодные желтозубые волки.
- Как вы это определили? По каким признакам?
-Автор нам описывает то, что видел сам – красоту тихой звездной ночи. А помогают ему красочно описать увиденное – имена прилагательные. Именно имена прилагательные используются в качестве основного признака описания художественного стиля. Если художники, чтобы нарисовать картину используют краски и кисть, то писатели владеют только словом. И писателю важно подобрать такие слова, чтобы ярче, красочнее изобразить красоту русской природы, чтобы читатели могли себе представить мысленно то, что видел когда-то автор. И помогают писателю именно определения, функцию которых выполняют имена прилагательные.
- Ребята, назовите эти имена прилагательные.
(Дети называют эти слова с места.)
- Звездная, лунная, сказочная, хрустальная, прозрачная.
4. С помощью каких языковых средств автор создает картину?
- С помощью эпитетов: звездная, лунная, сказочная, хрустальная, прозрачная.
-С помощью метафоры: лес затоплен лунным светом,
собирались на пир голодные волки
-С помощью олицетворения: вой взвился кверху,
события казались унылыми и нелепыми.
-С помощью сравнения: Лес затоплен , как водоросли – хрустальной аквариумной водой
5 Лексический разбор.
Хрустальной. Ребята, каково прямое значение слова «хрустальный»?
-Хрустальный – сделанный из хрусталя. Например, хрустальная ваза.
-А в данном тексте в каком значении употреблено это слово?
- В переносном.
-Автор сравнивает лес с водорослями. Он живой, красивый, сверкающий, прозрачный, переливающийся, как хрусталь.
Ребята, какие еще слова в этом тексте вам показались незнакомыми, интересными?
Называют слова: вселенная, замшелой.
Ребята, давайте подумаем над словом «вселенная». (Работа с толковым словарем.)
Значение слова прочитать.
-Почему автор использует это слово?
-Показать необъятные просторы русской земли.
- Похоже ли это слово по морфемному составу на имя прилагательное?
- Да.
- Назовите признаки, по которым вы это определили.
- Окончание –ая, как у имени прилагательного;
- В роли какой части речи оно выступает?
- Имени существительного.
Ребята, как вы понимаете значение слова «замшелый»?
Замшелый - заросший мхом.
- Ребята, каким настроением, по вашему мнению, проникнут этот текст?
-Владимир Солоухин в этом тексте создает радостное романтическое сказочное настроение.
-Можно ли Солоухина назвать художником?
-Да.
-Какие слова помогают ему создать колорит таинственной ночи?
Называют слова: звездная, лунная, сказочная тишина; лунным светом; хрустальной аквариумной водой; вселенная казалась еще голубее и ярче.
А еще помогают ему – цвета - голубой, прозрачный, желтый, зеленый. Цвет тоже отражает настроение самого автора. И в этом тексте цвета подобраны светлые, радостные, чистые.
6. Ребята, теперь наступила очередь систематизации теоретических знаний, которые вы освоили при изучении темы «Имя прилагательное».
Начнем с орфографии.
На доске предварительно записаны виды орфограмм, изученные в теме «Имя прилагательное». Учитель во время работы галочками отмечает названные орфограммы.
Виды орфограмм.
1. Н, НН в суффиксах ИП.
2. Правописание Не с ИП.
3. Правописание сложных ИП.
4. Правописание суффиксов –К-, -СК- ИП.
5. Гласные о-е в суффиксах ИП.
Пока мы будем работать коллективно, 3 человека будут работать по карточкам.
1 карточка
1) Рассказать орфограмму н, нн в суффиксах ИП.
2) Правописание Не с ИП.
2 карточка.
1) Правописание сложных ИП.
2) Правописание суффиксов –К-, -СК- ИП.
3 карточка.
1) Рассказать орфограмму гласные о-е в суффиксах ИП.
2) Рассказать способы образования степеней ИП.
Назовите виды орфограмм в данном тексте, которые вы изучили по теме «Имя прилагательное». Выпишите примеры, группируя их по видам орфограмм. Орфограмму подчеркните.
1 Орфограмма Н, НН в суффиксах ИП.
Звездная, лунная, сказочная, хрустальной, аквариумной, огромной, подлунная, раннего, голодные.
Ученик, работающий с 1 карточкой, рассказывает теорию, новые примеры ученики записывают в тетради.
2 Орфограмма НЕ с ИП.
Нелепыми.
Дополните ряд правописания НЕ с ИП своими словами.
Ученик, работающий с 1 карточкой, рассказывает теорию, новые примеры ученики записывают в тетради.
3 Сложные ИП.
Сиренево-розового, желтозубые.
Ученик, работающий со 2 карточкой, рассказывает теорию, новые примеры ученики записывают в тетради.
- Какую орфограмму мы еще с вами не встретили в тексте?
4. -1) Правописание суффиксов –К-, -СК- ИП.
Ученик, работающий со 2 карточкой, рассказывает теорию, примеры ученики записывают в тетради.
5. -2)Гласные О-Е в суффиксах ИП.
Ученик, работающий с 3 карточкой, рассказывает теорию, примеры ученики записывают в тетради.
Ученик, работающий с 3 карточкой, рассказывает способы образования степеней сравнения ИП.
-Ребята, а есть ли в нашем тексте прилагательные в какой-либо степени сравнения?
-Простая сравнительная степень ИП.: голубее, ярче, прозрачнее. Записать в тетради.
-Примеры составной сравнительной степени ИП и превосходной степени, которые привел ученик, работающий по карточке 3, записать в тетради. Выделить суффиксы степеней ИП.
- Здесь есть словарные слова: сиреневый, аквариумной.
Ребята, давайте посмотрим на функцию имен прилагательных в первом предложении данного текста.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Выписывают предложение. Делают разбор по членам предложения, составляют схему
В мире стояла звездная, лунная, сказочная тишина.
-Имена прилагательные в предложении являются однородными определениями.
-А какую еще функцию могут выполнять имена прилагательные в предложении?
-Могут быть сказуемыми как в полной форме, так и в краткой.
-А в этом тексте есть краткие имена прилагательные?
-Нет.
Назовите пример, чтобы краткое прилагательное выступало в роли сказуемого.
Предложение записать краткие прилагательные подчеркнуть как члены предложения.
Утренний воздух чист и свеж.
8 Задание «Редактор».
Цель- использовать навык работы со словом, проявить свои творческие способности.
Появляется текст без ИП.
В мире стояла тишина. Лес был затоплен светом, как водоросли – водой. На крыльцо избушки падала тень от ели. Оттого что сам я стоял в тени, вселенная казалась еще ... А оттого что время от времени похрустывало в лесу, еще казалась тишина.
Все события дня (кроме утра) стали казаться мне .
Вдалеке пронзительно взвился кверху вой. Должно быть, собирались на пир волки.
-Узнаете ли вы этот текст по ключевым словам?
-Что же случилось с этим текстом?
-Нет ИП.
-Что же теряет текст без ИП?
-Смысл, настроение.
-Мы можем с помощью своих слов создать другой текст, передать чувство страха, тревоги, неуютности.
В мире стояла мертвая, гулкая тишина. Лес был затоплен тусклым мутно-желтым светом, как водоросли – темной, болотной водой. На крыльцо избушки падала тень от большой старой черной ели. Оттого что сам я стоял в тени, вселенная казалась еще темнее и мрачнее. А оттого что время от времени похрустывало в лесу, еще страшнее казалась глухая тишина.
Все события дня (кроме самого раннего яркого утра) стали казаться мне грустными и невыносимыми.
Вдалеке пронзительно взвился кверху душераздирающий вой. Должно быть, собирались на пир голодные злые серые волки.
-Какова же роль ИП в тексте?
ИП играют особую роль в тексте. С помощью их создается яркая образная картина. Оттого, какие мы используем ИП, зависит настроение, тональность текста.
9 Домашнее задание: упражнение 336.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"
Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...
Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"
Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....
План-конспект урока "Планета Земля -родной дом" (Обобщающее повторение по теме "Прилагательное") 6 класс
Обобщающее повторение по теме "Прилагательное" 6 класс...
Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"
Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе....
Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).
Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....
Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"
урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...
Презентация к уроку "Обобщающее повторение. Тема: "Имя прилагательное".
Дополнительные материалы в виде презентации для интерактивного проведения урока....