Урок в 6 классе "Повторение об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ягафарова Рузиля Маснавиевна

Конспект урока может быть использован при повторении сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uroka_russkogo_yazyka_v_6.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Повторение об имени прилагательном"

Учитель Ягафарова Р.М.

Тема: Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе.

Цели:

  • создать условия воспроизведения опорных знаний и умений; стимулировать поисковую деятельность;
  • формировать умения использовать прилагательные в речи;
  • воспитывать через упражнения любовь к красоте природы, внутренней красоте человека; интерес к предмету.

Оборудование: 

  • таблица,
  • перфокарты,
  • тесты,
  • учебник литературы,
  • дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Игра “Ответил и сел”.

Вставить пропущенную букву.

Хорош…го, красн… (дугу), свеж… (колечком), пуш…стая, бел…нькая, ж…лтенькая, ро…кий, бли…кий, счас…ливые, уд…вительное, в…рховые.

II. Сообщение темы и цели урока

На доске написано: “Повторение … ”

Учитель: Ребята, помогите мне сформулировать тему урока. (Дети отвечают). Правильно, а как вы догадались?

Дети: В игре использовались имена прилагательные, значит, будем повторять об имени прилагательном. А так как мы ещё не изучали эту тему, то будем повторять материал 5 класса.

– Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Дети отвечают). Как вам нужно работать, чтобы я вас похвалила и поставила хорошие оценки?

III. Актуализация учебных знаний

– Выполним тест.

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает?

а) что делать?
б) когда? где?
в) какой?

Каким членом предложения является?

а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.

Совместно выводится правило, о том, что называется именем прилагательным.

– А помните ли вы, какова начальная форма прилагательного? (Именительный п., муж. род, ед. число.)

– Какие морфологические признаки прилагательного вам известны? (Род, число, падеж.)

IV. Тренировочные упражнения

1. Работа по учебнику

– Откроем учебник на странице 106 и проверим, всё ли мы вспомнили. Что мы упустили? (Прилагательные бывают полные и краткие.)

2. Упражнение на образование краткой формы прилагательного

Один из учащихся выполняет работу на оборотной стороне доски. Выполнив, учащиеся меняются с соседом по парте и проверяют.

Могучий, дремучий, дорогой, вкусный, плохой, огромный, белый, чистый, свежий, светлый.

– Какие признаки полных прилагательных сохраняются у кратких? (Род, число.)

– Каким членом предложения являются краткие прилагательные? (Сказуемым.)

3. Заполнение перфокарты

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

Большого, хорошего, чужого, колючем, прыгучего, свежего, дремучего, горячего. 

О

Х

 

Х

 

 

 

 

 

Е

 

Х

 

Х

Х

Х

Х

Х

Самопроверка по оборотной стороне доски. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".

4. Работа со стихотворением

Чёрное и серое

Чёрное тихонько
Дремало на полу.
Серое тихонько
Пряталось в углу.

Чёрное тихонько
Лапой шевельнуло,
Серое проворно
Хвостиком вильнуло.

– Найдите прилагательные. Что с ними произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих вечных спутников существительных? (Они превратились в существительные.)

– Как называется этот способ словообразования? (Переход одной части речи в другую.)

V. Творческий диктант

– Мир без покладистых и дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.

Задание дифференцированное: одни учащиеся пишут диктуемый текст, другие вставляют, где возможно, имена прилагательные.

Было (прекрасное) утро. (Недалёкое) озеро чуть рябило от (лёгкой) зыби. Глаза невольно сжимались от (ослепительного) блеска (солнечных) лучей, которые сверкали (алмазными) искрами в воде. (Плакучие) берёзы купали в воде свои ветви, и кое-где берега поросли (густой) осокой, в которой прятались (большие, жёлтые) цветы.

– Сравним два текста. Какой из них вам понравился больше и почему? За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?

VI. Работа со стихотворением А.С. Пушкина “Зимнее утро”

– Какую роль играют прилагательные в поэтическом тексте? (Чтобы нарисовать образную картину.)

– Как эти выразительные средства называются? (Эпитеты.)

Задание: выписать из стихотворения эпитеты.

  • 1-я группа – из первой строфы. (Чудесный, прелестный.) 
  • 2-я группа – из второй строфы. (Мутном, бледное, мрачные, печальная.)
  • 3 группа – из третьей строфы. (Голубыми, великолепными, прозрачный.) 

– Что помогли выразить эти эпитеты? (Настроение грусти и радости.)

– Какую картину помогли нарисовать? (Картину чудесной природы.)

VII. Творческая работа

– Прилагательные очень гибкие слова, они могут приспособиться к любому существительному. Попытаемся нарисовать портрет человека

VIII. Работа в парах

– Подберём к данным существительным прилагательные для описания:

  • лица – бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приветливое, … .
  • глаз – голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые, … .
  • улыбки – радостная, приветливая, грустная, счастливая, … .
  • носа – с горбинкой, прямой, картошкой, … .
  • взгляда – открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый, … .

– Мы с вами описали внешнюю красоту человека. А какая бывает у человека ещё красота ? (Внутренняя)

– Какие прилагательные подберём для описания внутренней красоты человека? (Добрый, ласковый, отзывчивый, бережливый, …)

IX. Работа в группах (задание для работы с одарёнными детьми)

– Бывают случаи, что не все прилагательные можно согласовать с существительными.

Задание: согласовать прилагательные с существительными.

  • 1-я группа. Дождевой – дождливый (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).
  • 2-я группа. Особенный – особый (внимание, голос, доверие, значение, интерес, красота).
  • 3-я группа. Короткий – краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ).

Х. Подведение итогов

Учащиеся сами выставляют себе оценки.

– Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Каждый выступает.)

ХI. Домашнее задание упр 165.

Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий

.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для  выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но  и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить,  как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока,  как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе  необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, можно предложить для  проведения анализа  и оценки  урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

  • Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).
  • Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, И КГ дают возможность реализации личностно-ориентированнрго подхода в обучении).

Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера).
Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока,  эффективному закреплению материала,  оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • как   применение   ИКТ   способствует   повышению эффективности и качества обучения;
  • какие    изменения    целесообразно    внести    при повторном проведении урока на эту же тем;
  • общее заключение об уроке.

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Литература: 

  1. Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006.
  2. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html 

Использование элементов технологии проектного обучения

на уроках литературы.

В течение этого учебного года на уроках литературы я использую элементы технологии проектного обучения. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении.                                                                                                                                   Мне хотелось бы остановиться на теоретических положениях проектной методики и поделиться своим пока еще небольшим опытом использования элементов технологии проектного метода обучения на уроках литературы.                                                                                                          Использование проектных приёмов нельзя назвать новым словом в обучении. Проекты многолики и многогранны, теперь чуть ли не каждое новое слово называют проектом, но это не так. У проектов своя философия, методология и практика.                                     Краткая историческая справка:                                                                                                     Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.                                                                                      В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес обучающихся к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и показать применение полученных знаний на практике.                                                                                                                       Обучение с использованием проектных приёмов на уроках русского языка и литературы имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

  • повышению значимости языка как средства общения;
  • развитию умения работать в коллективе;
  • расширению кругозора учащихся;
  • повышению мотивации учащихся;
  • поощрению творчества;
  • воспитание самостоятельности;
  • интеграция всех видов речевой деятельности;
  • развитию общеучебных умений.

Основные требования к использованию данного метода:

  • наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;
  • теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);
  • использование исследовательских методов:
  • определение проблемы;
  • определение задач исследования;
  • выдвижение гипотез;
  • обсуждение методов;
  • оформление результатов;
  • анализ данных;
  • выводы.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

  • вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
  • решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);
  • самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
  • создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением с преподавателем помогает лучше усваивать трудные темы программы);
  • учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
  • личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
  • адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Основной целью использования проектной методики является следующая – научить обучающихся самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике.

При использовании проектной технологии перед преподавателем стоят следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

    Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты.
2. Проекты-интервью.
3. Проект-производство.
4. Проекты-ролевые игры и драматические представления.

   Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.

   Работа над проектами включает в себя следующие шаги (алгоритм):

1 шаг – Определение темы.
2 шаг – Определение конечного продукта.
3 шаг – Определение структуры и времени.
4 шаг – Сбор информации.
5 шаг – Переработка информации и обсуждение.
6 шаг – Систематизация и подготовка презентации.
7 шаг – Презентация.
8 шаг – Вывод и рецензирование.

   В период выполнения проектов у обучающихся развиваются следующие умения:

общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики,  делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

    Особенностью системы выполнения проектов – совместная творческая работа преподавателя и обучающегося.

  В целом в работе над проектом преподаватель:

  • помогает обучающимся в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихсянад проектом.

      Если проанализировать деятельность преподавателя во время проекта, то на начальном этапе преподаватель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоя- тельной деятельности обучающихся.

    В результате недолгой работы по проектной методике (в течение одного года),  мною отмечены следующие положительные результаты обучения:

    Обучающиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме,  расширив тем самым словарный запас и кругозор,  закрепили имеющиеся грамматические навыки.

    Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в  группах.

    Повысили уровень автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.

     Элементы технологии проектного обучения я использую на уроках литературы при подготовке к сочинению по изученным произведениям. Метод проектов реализуется в данном случае через групповую работу. Целью данного проекта является создание сложного плана и написание сочинения.

     При проведении урока с использованием элементов технологии проектного обучения прослеживаются следующие этапы:

  • Подготовительный этап – разбиение на группы, выделение тем.
  • Основной этап – распределение обязанностей, работа по поиску, отбору и компоновке информации:
  • первый шаг – поиск информации;
  • второй шаг – анализ найденной информации;
  • третий шаг – отображение информации в форме сложного плана к сочинению.
  • Завершающий этап – подведение итогов работы обучающихся, оценка проделанной работы, которая, безусловно, положительная, даже если проект плана осуществлен не на 100% или что-то не получилось; совместная выработка конечного плана.

Опыт использования новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Борискова Божена Борисовна
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 58 с углубленным
изучением предметов естественно-
математического цикла г.Ярославля

Использование компьютерных технологий

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта - информационных технологий.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Применение метода проекта на уроках русского языка и литературы

Проектная технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

В настоящее время метод проекта всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий-проектов. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др.

К критериям оценки проектов относятся: социальная значимость проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономность, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов дети на эти критерии могут ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Развитие познавательных умений и навыков учащихся.
  2. Умение ориентироваться в информационном пространстве.
  3. Самостоятельно конструировать свои знания.
  4. Интегрировать знания из различных областей наук.
  5. Критически мыслить.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Хотелось бы ещё отметить преимущества персональных и групповых проектов.

Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у учащихся формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта;
  • у учащегося формируются важнейшие учебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные), а процесс данного формирования оказывается вполне управляемым.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определённом этапе;
  • в рамках проектной группы могут быть образованны подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения;
  • элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Компетентности, которые формируются в результате взаимодействия учителя и учеников на уроках с использованием компьютерной технологии и метода проекта:

  • интеллектуальная как способность работать с информацией разного типа, умения применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи, владение приемам самостоятельного добывания новых знаний; высокий уровень развития познавательных процессов, способность работать в условиях гипотезы, поиска, исследования;
  • личностная как желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость, волю, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества; возможность "добровольного" и осознанного выбора будущего профиля;
  • коммуникативная как способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа;
  • рефлексивная как способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению;
  • деловая (деятельностная) как способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение определять, самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях; способность работать в условиях выбора; индивидуальный стиль деятельности;
  • креативная как способность к самоактуализации (А. Маслоу), восприимчивость к новым идеям, способность любую учебную задачу решать творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения;
  • эмоциональная как система учебно-познавательных мотивов, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.

План - конспект урока литературы в 9 классе по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" (программа А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва и др.). "Уроки эксперимента" 

Конспект урока с использованием компьютерных технологий на тему: "Емельян Пугачёв: злодей или народный герой?" (по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка") (программа А.Г.Кутузова, А.К.Киселёва и др.) 

План - конспект урока литературы в 9 классе по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" (программа А.Г Кутузова, А.К Киселёва и др.).
"Уроки эксперимента"

Цели урока: 

  • учить анализировать текст, оценивать интерпретацию;
  • развивать критическое мышление;
  • продолжать формировать навык письменного полного ответа.

Содержание урока 

1. Презентация биографии Булгакова М.А., подготовленная учениками.

2. Слово учителя.

В курсе литературы мы с вами постоянно говорим о своеобразии художественного мира того или иного писателя. Обсуждали мы и художественный мир Михаила Булгакова, опираясь на прочитанные произведения, в частности на такие, как "Роковые яйца" и "Записки юного врача". Сейчас я хочу проверить, насколько усвоен этот материал вами. В течение 7 минут вы должны заполнить карточки.

Итак, переходим к работе с видеофрагментами фильма "Собачье сердце" ("Энциклопедия литературы").

3. Просмотр отрывков фильма с последующей записью вопросов для обсуждения.
а) "Новые люди" новой России. Кто они?
б) Почему профессор Преображенский не любит пролетариат?
в) Шарик - Шариков. Благое ли это превращение в ночь на Рождество?
г) Мировоззрение Шарикова. Что это значит: все отнять и поделить?
д) Почему профессор утверждает, что до конца жизни надо прожить с чистыми руками? А если рядом швондеры и шариковы?
е) Что значит быть человеком?

4. Итог урока.

5. Домашнее задание: написать эссе "Уроки эксперимента".

Вопросы и задания по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

1. В образной системе повести выделяются два оппозиционных лагеря. Каких?
2. Как вслед за действующими лицами делится пространство в повести?
3. Каким предстает внешний мир на первых страницах повести? Какие образы - символы заявляют о себе?
4. Что представляет собой образ председателя домкома Швондера? На примере текста покажите догматизм его мышления. С помощью какого художественного приема автор изображает членов домкома?
5. Используя подобранный дома цитатный материал, охарактеризуйте образ профессора Преображенского, его жизненные принципы и отношение к новой власти.
6. Что представляет собой конфликт между профессором Преображенским и Швондером?
7. Шарик как объект эксперимента. Почему так легко "новый человек" поддается влиянию домкома? Каковы результаты швондеровского воспитания Шарикова? Дайте общую характеристику "шариковщины" как социального и морального явления. Чем страшны шариковы?
8. Какие черты революционной эпохи находят свое отражение в повести? Что превращает трагедию в фарс?
9. Исследуйте речь персонажей и сделайте вывод: как речь человека помогает понять его характер?
10. Изучите приемы комического: сарказм, сатиру, юмор, иронию.Что из этих видов комического используется в повести?

Конспект урока с использованием компьютерных технологий на тему: "Емельян Пугачёв: злодей или народный герой?" (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (программа А.Г. Кутузова, А.К. Киселёва и др.)

Цель урока:

  • Развивать умение анализировать и делать выводы;
  • Воспитывать чувство справедливости и нравственности;
  • Развивать навыки работы с художественным текстом.

Эпиграфы к уроку: 

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва.
Петров С.М.

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.
Броневский В.Б.

Ход урока: 

1. Вступительное слово учителя 

Прежде чем начать разговор, касающийся темы нашего урока, я хочу напомнить вам, что А.С. Пушкин поставил точную дату окончания работы над романом - 19 октября 1836 года. 19 октября, как вам известно, - день встречи лицеистов. К этому дню Пушкин написал последнее послание друзьям "Была пора: наш праздник молодой…", отрывок из которого я вам прочту:

Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари…

Итак, тема нашего урока: "Емельян Пугачёв: злодей или народный герой". Запишите тему в тетради. Теперь попробуйте сформулировать цель урока. Верно, мы должны разобраться, кем же был Емельян Пугачёв в романе Пушкина.

2. Работа с классом 

Поделите тетрадь на 2 части; в первой вы будете записывать злодейские черты, а во второй - черты народного героя.

Перед вами первый эпиграф. Подумайте, в какую колонку мы его запишем.

Так как тема сформулирована в форме проблемного вопроса, то я предоставляю вашему вниманию второй эпиграф. Определите его место в таблице и запишите.

На чём делает акцент Петров? (На чертах русского национального характера). А Броневский? (На качествах личности).

Мы знаем, что прежде Пушкин написал "Историю Пугачёвского бунта". Давайте и мы обратимся к истории: кем же был Емельян Пугачёв? (Выступление ученицы).

Отмечаем в положительных качествах смелость (дослужился до чина хорунжего), манифесты с обещанием определённых прав и свобод крестьянам и казакам, а в отрицательные - дезертирство, казни дворян, судей, дворовых.

Итак, под предводительством Пугачёва начинается народное восстание, погасить которое Екатерина II сразу не смогла.

Обратите внимание на карту. Какие территории подверглись нападению Пугачёва? (По карте работает ученик).

Хочу обратить ваше внимание, что в основе своей войско Пугачёва состояло из национальных меньшинств (татар, башкир) и беглых казаков-старообрядцев.

Но почему народ пошёл за Пугачёвым? Найдите ответ в раздаточном материале "Точки зрения на личность Пугачёва". Запишите в соответствующую колонку.

Точка зрения на личность Пугачёва 

Неожиданность открываемого духовного мира мятежника, обаяние его личности, невольная симпатия к делам, поступкам и думам Пугачёва и рождали ту "чару"…, которая завораживает читателя.
Г.П. Макогоненко

Пугачёв… плутоватый и ловкий казак, немного разбойник в песенном стиле.
В.Г. Короленко

… Пугачёв был для народа законной властью…
… многочисленная московская чернь, пьянствуя по улицам, с явным нетерпением ожидала Пугачёва.
Мы проходили через селения, разорённые Пугачёвым .Бедные жители не знали, кому повиноваться… Шайки разбойников злодействовали повсюду. Состояние всего края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт - "бессмысленный и беспощадный".
А.С. Пушкин

Известный самозванец и бунтовщик Пугачёв… произвёл зверства над обывателями, чиновниками и помещиками, им захваченными или приводимыми к нему взбунтовавшимися крестьянами, а также убивал священников и церковников. Только в одном Алатырском уезде было убито 250 человек.
Генерал-губернатор Нижегородской губернии А. Ступишин (1773-1783).

Восстание состояло из двух этапов. Мы встречаемся с Пугачёвым после разгрома первого этапа, в главе "Вожатый".

Найдите в тексте главы слова-эпитеты, относящиеся к Емельяну. Распределите по колонкам.

Имя ещё не названо, ещё и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринёва, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой строится личность масштабная и противоречивая.

Вновь обратимся к "Истории Пугачёвского бунта". На экране - списки людей, погибших от рук Пугачёва. Обратите внимание на социальный статус погибших. Найдите слова в раздаточном материале, подтверждающие, что сии зверства имели место.

А какому эпиграфу соответствует данная сцена и эти чудовищные списки? Отметьте в колонке Пугачёв - "император" Пётр.

Обратите внимание на экран - это манифест, "собственная подпись", которую рассказчик иронично называет "каракульки", и именная печать.

В чём ещё проявляется жестокость Пугачёва? Подтвердите текстом.

А что происходит далее? Наряду с жестокостью проявляется… великодушие. Когда происходит метаморфоза? Почему Пугачёв пощадил Гринёва? Царь - может дарить самое дорогое - жизнь. А как ещё одарил Пугачёв Гринёва? Царский это подарок? Отметьте в своих тетрадях. В чём ещё проявляется великодушие? Записать.

Сделаем вывод: Пугачёв должен был казнить, ибо он вор, волк, а он помиловал ("долг платежом красен") - благодарность злодея за стакан вина и заячий тулупчик.

Обратимся к раздаточному материалу "Взгляд на самозванство". Докажите правильность данных высказываний.

Взгляд на самозванство 

…Самозванцы как раз паразитировали на святом отношении к царю. Ведь мало кому из людей могло прийти в голову, что русский человек дерзнёт объявлять себя законным царём, на самом деле не является таковым. Самозванство казалось кощунственным. Но когда это всё же обнаруживалось, гневу народа не было предела: самозванец не просто политический преступник ("вор"), он преступник религиозный.
Протоирей Лев Лебедев.

…Основным в данном преступлении (самозванстве) оказывается отречение от своего имени, данного человеку в святом крещении, и, следовательно, от своего ангела-хранителя, а это автоматически делает человека орудием нечистых сил. Принимая иное имя, человек принимает личину иного человека, то есть, становится оборотнем. И поскольку в данном случае принимается образ православного царя, то это уже прямо дьявольское действо. Так будет происходить в конце мира, когда явится самозванец, лже-Христос, лжемиссия-антихрист.
Современный исследователь русской культуры А.М. Панченко.

Пугачёв постоянно перевоплощается, ускользает от однозначного определения. Двойственно и его положение человека-оборотня, и поведение. Подтвердите это.

А вы заметили, что Пушкин иронизирует над героем? Подтвердите это цитатами.

Пугачёв - фигура трагическая. В жизни ему тесно, как в заячьем тулупчике Гринёва. Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм своего положения. Поэтому он и цепляется за Петра: зовёт его на пир - по велению сердца (записать в тетрадь), хочет одарить его властью (сделать фельдмаршалом), хотя заранее знает ответ. В Пугачёве одолевает человек, а не злодей, а в Гринёве - воин, принявший присягу. Пугачёв надеется на согласие, но понимает невозможность этого. Цветаева эту сцену назвала "поединком великодушия" (записать).

Итак, Пугачёв страшно одинок. Перед казнью он - старообрядец! - крестится. Почему? Потому, что не вынес духовного одиночества.

Пугачёв знает свою судьбу. Докажите это.

Какие варианты своей судьбы рассматривает Пугачёв? (Поход на Москву, возможный триумф (Гришка Отрепье), война с прусским королём). Какой вариант реализуется?

Казнь Пугачёва. Обратите внимание на репродукцию. Сломлен ли Пугачёв? А теперь видеофрагмент.

В каких ещё словах Гринёва слышится сочувствие Пушкина? Симпатизирует Пушкин Пугачёву? Авторские симпатии очевидны. Я хотела бы обратить ваше внимание на сцену, в которой Швабрин разоблачает Гринёва, выдавая Машу. Почему омрачилось в этот момент лицо Пугачёва? Гринёв уронил себя ложью в его глазах, не доверился, и между тем Пугачёв прощает.

Пушкин показывает, что трагедия Пугачёва не в том, что его предали, обманули, а в том, что он обманулся сам. Сильная, незаурядная личность, воплотившая в себе черты русского национального характера, потерялась в этом чужом мире.

Какие черты русского национального характера вырисовываются автором? (Ум, смелость, широта натуры, способность совершать благородные поступки, сила, память на добро, свободолюбие).

В каких словах эпиграфа это отражено?

3. Заключение.

Давайте обобщим всё сказанное. Посмотрите на свои записи. Кто же Пугачёв: злодей или народный герой? Кого жалеет Гринёв-Пушкин? (Пугачёву-человеку сочувствует, Пугачёва-самозванца осуждает).

Главное, к чему приводит своих читателей Пушкин, не силой, не железной рукой, не кровью устанавливается власть, а благородством, честностью, духовным превосходством - вот что хотел сказать Пушкин, вот что сказал он в пропущенной главе: "Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки. Вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".

На экране - слова Ю. Лотмана: "Для Пушкина в "Капитанской дочке" верный жизненный путь состоит… в том , чтобы подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей".

Запишите их себе после таблицы.

4. Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос, заявленный в теме.

Литература и программное обеспечение:

1. Энциклопедический словарь "Русские писатели от А до Я (в 2-х томах)"

2. Пушкин А.С. "Капитанская дочка"

3. Пушкин А.С. "История Пугачёвского бунта"

4. Мультимедиа энциклопедия "А.С. Пушкин в зеркале двух столетий"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Обобщающее повторение имени прилагательного"

Урок-презентация разработан для повторения морфологических признаков прилагательного, правил написания прилагательных....

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Конспект урока русского языка «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные».

Урок на тему " Разряды прилагательных . Качественные прилагательные " проведен в 6 классе...