Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Именины у прилагательного.  (Прилагательное как часть речи.)

Цели урока:

  1. повторение изученного об имени прилагательном в начальной школе;
  2. научиться  определять морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль;
  3. определить роль прилагательного в художественном тексте.

Оборудование урока.

Доска представляет собой сказочную поляну «Прилагательное». На поляне имена прилагательные в виде цветочков, посередине дерево Имя Существительное.

На стенде газета «Знакомимся с именем прилагательным».

На двери афиша праздника.

Класс украшен шарами и плакатом «Именины у прилагательного».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

   Ребята, наверное, все со мной согласятся, что день рождения – это самый радостный и долгожданный праздник для каждого из нас. Знаете,  ведь ещё в прошлом веке дни рождения отмечали редко, чаще именины, что вовсе не одно и то же. Именины – день имянаречения.  Поэтому в один день именинники все Николаи, в другой все Веры и т.д.

   Сегодня именины у имени Прилагательного. И мы с вами приглашены в гости. Сейчас откроется дверь и…Ничего особенного  не произойдёт. И всё-таки каждый совсем немножко волнуется, ведь пойти в гости – событие значительное. Быть гостем и быть хозяином праздника – это целое искусство. Всем нужно постараться, чтобы не явилась на праздник неожиданная гостья Скука. Для этого на нашем празднике будут игры, шутки, сценки, стихи.

  1. Работа с классом.
  1. Прежде чем начать торжество, посвящённое именинам Прилагательного,

необходимо ответить на вопросы:

-  Почему Прилагательное прилагательным называется?

( Дословный перевод с греческого языка – «эпитет», а с латинского «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное»).

- Какое оно, имя Прилагательное, как оно выглядит?

( У доски ученики рассказывают о том, как они представляют прилагательное).

Ребята, по-моему, Прилагательное – это огромная поляна, на которой можно найти всё от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ ( деревянных, каменных, серебряных и т.д.); от характера  человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, порывистого ветра).

  1. Игра «Рыболовы». Необходимо поймать удочкой рыбку, на которой написано прилагательное и определить , какой признак оно обозначает (по величине, по  форме, по цвету, по запаху…).
  2. На волшебной поляне чудесных свойств и качеств растёт дерево Познания с зелёными листочками.

- Как вы думаете, что это за дерево?

Конечно, это дерево – Имя Существительное.

- Почему оно здесь растёт?

Прилагательному никак не прожить без друга – Имени Существительного. Кому же оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатства?

Ребята, посмотрите сценку  «Из жизни частей речи».

Сценка.

Автор.       – Как-то раз долго спорили части речи, кто из них самый главный, но тут вошло Прилагательное с подносом в руке.

Прилагат. – Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло. Ваша любимая языковая колбаса, из свиного языка.

Глагол       - Я тебя не звал!

Прилагат. – Я такая же часть речи, как и вы. Но вам я не подчиняюсь. Я во всём согласуюсь  только с Маэстро Существительным.

Существит. – Да-да! Это мой верный помощник и друг. Почему вы обижаете моих друзей?

Глагол      - Не вижу необходимости в нём. Зачем говорить языковая колбаса, когда можно сказать: колбаса из языка, язык свиньи.

Прилагат. – Дело вкуса.

Глагол- Вот-вот! Дело вкуса, а не вкусное дело. Обойдемся без прилагательного.

Прилагат. – Да, но этот самый язык свиньи, как вы изволили выразиться, - вкусная вещь. Или, может быть, вещь вкуса?

Существительное – И потом, эта языковая колбаса – жареная!

Глагол – Ну и что?

Прилагат. – А то, что жареная – это прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный! Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

                            (И. Бунин)

Глагол. - Красиво звучало! Мне понравилось.

Автор. -  С тех пор мир наступил в стране Частей речи. А прилагательное, помня поддержку  существительного, во всём ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.

  1. Ребята, ведь мы с вами совсем забыли о подарках. Давайте представим, что мы пришли в магазин, на полках лежит товар, который вы сможете купить, если заполните бланк заказа.

( На доске написаны слова, обозначающие различные предметы, которые можно подарить на именины.  Через одну минуту витрина закроется, нужно записать слова, которые ребята запомнили. ). (Задание проверяют помощники).

Знаете, совсем не обязательно, чтобы подарок был вещественным. Можно, например, подарить символический торт, который «испечён» из 4 и 5, полученных на уроке. (На доске нарисован торт, в течение урока помощники цветными мелками будут выставлять оценки).

  1. Что бы мы ни делали,  где бы мы ни были, человек стремиться назвать не только назвать предмет, но и оценить его, определить. Нас всюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? Отвечая на эти вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет.

Послушайте стихотворение Бакалдина и запомните прилагательные, обозначающие признаки существительного ХЛЕБ.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Хлеб не только

Белый,

Серый, Сдобный,

Докторский,

Ржаной.

Он еще сказать к примеру,

Трудовой

И даровой

Лёгкий – тяжелый,

Горький – сладкий,

Хлеб различен меж собой, У него свои повадки,

У него характер свой…

- У каждого из вас на столе лежит листочек с дерева Имя существительное, на котором написано название предмета. Подберите к названию предмета подходящие названия признаков (1, 5 – 2 минуты).

- А вот  и стихотворение о зеленом листочке, который оторвался от большого клёна. Мы уже выяснили, что прилагательное  всегда согласуется с существительным, то есть род, число и падеж прилагательного и  существительного будут одинаковыми.

- Определите  род, число, падеж  словосочетаниями  зеленый  лист. ( Проверяют помощники).

- Ребята, а как вы думаете, можно ли по прилагательным узнать, о каком предмете идет речь? (Можно).

К доске выходят два ученика, выигрывает тот, кто отгадывает больше существительных.

Серый, хищный, жадный…(волк)

Рыжая, хитрая, ловкая…(лиса)

Косой, слабый, трусливый…( заяц)

Большой, косолапый…(медведь)

Сухое, свежее, душистое…(сено)

Солнечный, весёлый…(зайчик)

Серое, хмурое…(утро)

Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (иголка с ниткой).

Земля беленькая,  а птички на ней чёрненькие. (книга с буквами).

  1. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение – «озарять предметы».

- Как называются такие прилагательные?  (Эпитеты). Порадуем Прилагательное,   прочитаем в его честь стихотворение и укажем эпитеты.

Задремали звёзды золотые.

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…

                              (С. Есенин)

       7) Представьте себе, что однажды  прилагательные решили поиграть в прятки и убежали из художественного текста. Попробуйте найти их и вернуть на своё место.  (Каждый ученик получает текст, в котором необходимо к подчёркнутым существительным подобрать подходящие по смыслу прилагательные).

       7) Ребята, посмотрите, какой торт мы «испекли» для Имени Прилагательного. Думаю, оно осталось довольным, а мы с вами, побывав на именинах этой удивительной части поняли, что

Очень замечательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представьте-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получиться?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре.

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

Прилагательные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

3.Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы побывали на именинах у Имени Прилагательного. На память о сегодняшнем празднике, ребята, возьмите с волшебной поляны по одному цветочку с именем прилагательным. Ведь гостям тоже принято дарить подарки.

Приложение.

а)  Слова для магазина: шоколад, пирожное, мармелад, мороженое, йогурт, крекер, зефир, халва, мандарины, черешня.

б) Задания для викторины по произведениям литературы.

-Славный, работящий, немой.(«Муму» Тургенев).

-Снежная, бессердечная, злая. («Снежная королева» Андерсен).

- Стойкий, мужественный, оловянный.(«Стойкий оловянный солдатик» Андерсен)

-  Весёлый, хитрый, озорной. («Том С.» Марк Твен)

- Маленький, заботливый, внимательный. («Маленький принц» Экзюпери).



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Именины у прилагательного.  (Прилагательное как часть речи.)

Цели урока:

  1. повторение изученного об имени прилагательном в начальной школе;
  2. научиться  определять морфологические признаки прилагательного и его синтаксическую роль;
  3. определить роль прилагательного в художественном тексте.

Оборудование урока.

Доска представляет собой сказочную поляну «Прилагательное». На поляне имена прилагательные в виде цветочков, посередине дерево Имя Существительное.

На стенде газета «Знакомимся с именем прилагательным».

На двери афиша праздника.

Класс украшен шарами и плакатом «Именины у прилагательного».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

   Ребята, наверное, все со мной согласятся, что день рождения – это самый радостный и долгожданный праздник для каждого из нас. Знаете,  ведь ещё в прошлом веке дни рождения отмечали редко, чаще именины, что вовсе не одно и то же. Именины – день имянаречения.  Поэтому в один день именинники все Николаи, в другой все Веры и т.д.

   Сегодня именины у имени Прилагательного. И мы с вами приглашены в гости. Сейчас откроется дверь и…Ничего особенного  не произойдёт. И всё-таки каждый совсем немножко волнуется, ведь пойти в гости – событие значительное. Быть гостем и быть хозяином праздника – это целое искусство. Всем нужно постараться, чтобы не явилась на праздник неожиданная гостья Скука. Для этого на нашем празднике будут игры, шутки, сценки, стихи.

  1. Работа с классом.
  1. Прежде чем начать торжество, посвящённое именинам Прилагательного,

необходимо ответить на вопросы:

-  Почему Прилагательное прилагательным называется?

( Дословный перевод с греческого языка – «эпитет», а с латинского «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное»).

- Какое оно, имя Прилагательное, как оно выглядит?

( У доски ученики рассказывают о том, как они представляют прилагательное).

Ребята, по-моему, Прилагательное – это огромная поляна, на которой можно найти всё от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ ( деревянных, каменных, серебряных и т.д.); от характера  человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, порывистого ветра).

  1. Игра «Рыболовы». Необходимо поймать удочкой рыбку, на которой написано прилагательное и определить , какой признак оно обозначает (по величине, по  форме, по цвету, по запаху…).
  2. На волшебной поляне чудесных свойств и качеств растёт дерево Познания с зелёными листочками.

- Как вы думаете, что это за дерево?

Конечно, это дерево – Имя Существительное.

- Почему оно здесь растёт?

Прилагательному никак не прожить без друга – Имени Существительного. Кому же оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатства?

Ребята, посмотрите сценку  «Из жизни частей речи».

Сценка.

Автор.       – Как-то раз долго спорили части речи, кто из них самый главный, но тут вошло Прилагательное с подносом в руке.

Прилагат. – Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло. Ваша любимая языковая колбаса, из свиного языка.

Глагол       - Я тебя не звал!

Прилагат. – Я такая же часть речи, как и вы. Но вам я не подчиняюсь. Я во всём согласуюсь  только с Маэстро Существительным.

Существит. – Да-да! Это мой верный помощник и друг. Почему вы обижаете моих друзей?

Глагол      - Не вижу необходимости в нём. Зачем говорить языковая колбаса, когда можно сказать: колбаса из языка, язык свиньи.

Прилагат. – Дело вкуса.

Глагол- Вот-вот! Дело вкуса, а не вкусное дело. Обойдемся без прилагательного.

Прилагат. – Да, но этот самый язык свиньи, как вы изволили выразиться, - вкусная вещь. Или, может быть, вещь вкуса?

Существительное – И потом, эта языковая колбаса – жареная!

Глагол – Ну и что?

Прилагат. – А то, что жареная – это прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный! Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

                            (И. Бунин)

Глагол. - Красиво звучало! Мне понравилось.

Автор. -  С тех пор мир наступил в стране Частей речи. А прилагательное, помня поддержку  существительного, во всём ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.

  1. Ребята, ведь мы с вами совсем забыли о подарках. Давайте представим, что мы пришли в магазин, на полках лежит товар, который вы сможете купить, если заполните бланк заказа.

( На доске написаны слова, обозначающие различные предметы, которые можно подарить на именины.  Через одну минуту витрина закроется, нужно записать слова, которые ребята запомнили. ). (Задание проверяют помощники).

Знаете, совсем не обязательно, чтобы подарок был вещественным. Можно, например, подарить символический торт, который «испечён» из 4 и 5, полученных на уроке. (На доске нарисован торт, в течение урока помощники цветными мелками будут выставлять оценки).

  1. Что бы мы ни делали,  где бы мы ни были, человек стремиться назвать не только назвать предмет, но и оценить его, определить. Нас всюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? Отвечая на эти вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет.

Послушайте стихотворение Бакалдина и запомните прилагательные, обозначающие признаки существительного ХЛЕБ.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Хлеб не только

Белый,

Серый, Сдобный,

Докторский,

Ржаной.

Он еще сказать к примеру,

Трудовой

И даровой

Лёгкий – тяжелый,

Горький – сладкий,

Хлеб различен меж собой, У него свои повадки,

У него характер свой…

- У каждого из вас на столе лежит листочек с дерева Имя существительное, на котором написано название предмета. Подберите к названию предмета подходящие названия признаков (1, 5 – 2 минуты).

- А вот  и стихотворение о зеленом листочке, который оторвался от большого клёна. Мы уже выяснили, что прилагательное  всегда согласуется с существительным, то есть род, число и падеж прилагательного и  существительного будут одинаковыми.

- Определите  род, число, падеж  словосочетаниями  зеленый  лист. ( Проверяют помощники).

- Ребята, а как вы думаете, можно ли по прилагательным узнать, о каком предмете идет речь? (Можно).

К доске выходят два ученика, выигрывает тот, кто отгадывает больше существительных.

Серый, хищный, жадный…(волк)

Рыжая, хитрая, ловкая…(лиса)

Косой, слабый, трусливый…( заяц)

Большой, косолапый…(медведь)

Сухое, свежее, душистое…(сено)

Солнечный, весёлый…(зайчик)

Серое, хмурое…(утро)

Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (иголка с ниткой).

Земля беленькая,  а птички на ней чёрненькие. (книга с буквами).

  1. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, в художественной литературе прилагательные получают дополнительное значение – «озарять предметы».

- Как называются такие прилагательные?  (Эпитеты). Порадуем Прилагательное,   прочитаем в его честь стихотворение и укажем эпитеты.

Задремали звёзды золотые.

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…

                              (С. Есенин)

       7) Представьте себе, что однажды  прилагательные решили поиграть в прятки и убежали из художественного текста. Попробуйте найти их и вернуть на своё место.  (Каждый ученик получает текст, в котором необходимо к подчёркнутым существительным подобрать подходящие по смыслу прилагательные).

       7) Ребята, посмотрите, какой торт мы «испекли» для Имени Прилагательного. Думаю, оно осталось довольным, а мы с вами, побывав на именинах этой удивительной части поняли, что

Очень замечательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представьте-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получиться?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре.

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

Прилагательные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

3.Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы побывали на именинах у Имени Прилагательного. На память о сегодняшнем празднике, ребята, возьмите с волшебной поляны по одному цветочку с именем прилагательным. Ведь гостям тоже принято дарить подарки.

Приложение.

а)  Слова для магазина: шоколад, пирожное, мармелад, мороженое, йогурт, крекер, зефир, халва, мандарины, черешня.

б) Задания для викторины по произведениям литературы.

-Славный, работящий, немой.(«Муму» Тургенев).

-Снежная, бессердечная, злая. («Снежная королева» Андерсен).

- Стойкий, мужественный, оловянный.(«Стойкий оловянный солдатик» Андерсен)

-  Весёлый, хитрый, озорной. («Том С.» Марк Твен)

- Маленький, заботливый, внимательный. («Маленький принц» Экзюпери).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка модульного урока по теме "Повторение изученного о прилагательном"

Модульное обучение содействует развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Дети учатся работать самостоятельно, учатся целеп...

Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный пр...

Урок-игра по теме "Имя прилагательное"

Презентация к уроку по теме " Имя прилагательное". Урок-обобщение пройденного материала....

Урок-игра по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" в 6 классе....

Урок-игра «Сокровища старого пирата Флинта» (Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе)

Этот урок проводился в 6 классе при повторении изученного об имени прилагательном в 5 классе. Урок проводился в форме игры. Выполнив все задания, дети получили шоколадные монетки, которые находились в...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

В гостях у прилагательного... Урок-игра. Урок обобщения знаний.

Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное":развитие умения находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ  проверки;  редактировать и во...