Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Юный лингвист"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_lingvist_9_klass.docx | 456.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность по русскому языку «Юный лингвист» предназначена для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями, развитие творческих способностей учащихся.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; подготовки учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.
Общий объем программы: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Планируемые результаты освоения программы курса:
Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами
и сверстниками.
Предметные: знать/понимать/уметь
∙ знать трудные случаи правописания.
∙ понимать их роль в общекультурном развитии человека.
∙ объяснять языковое явление.
∙ уметь применять знания при тестировании.
∙ формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.
∙ формировать научный тип мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:
∙ активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
∙ определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
∙ работать над расширением словарного запаса;
∙ опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
∙ работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
∙ четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
∙ выполнять различные типы тестовых заданий;
∙ самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
∙ четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
∙ хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
∙ правильно отмечать в бланке вариант ответа;
∙ вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Структура ОГЭ по русскому языку в 9 классе | 2 | |
2 | Сжатое изложение | 6 | Сжатое изложение |
3 | Сочинение-рассуждение | 6 | Сочинение-рассуждение |
4 | Тестовая часть. Повторение основных норм русского языка | 14 | Тестирование |
5 | Работа с текстом. | 4 | Анализ текста |
6 | Итоговая зачётная работа в форме ОГЭ | 2 | Итоговый зачёт |
Итого: | 34 |
Содержание курса
Введение. Содержание ГИА по русскому языку.
Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы
Сжатое изложение.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 13.1.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Сочинение-рассуждение 13.2 Объяснение смысла фрагмента текста.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.3.: тезис – аргументы – вывод.
Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 13.1.
Написание сочинения-рассуждения 13.2. Объяснение смысла фрагмента текста.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 13.3.
Тестовая часть. Повторение основных норм русского языка
Синтаксический анализ текста.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Типы сказуемых. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения. Однородные члены. Виды связи в сложных предложениях.
Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ.
Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Орфографический анализ.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Работа с текстом.
Анализ содержания текста.
Анализ средств выразительности.
Лексический анализ.
Литература
1.ОГЭ -2024: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – АСТ: «Астрель», 2021.
2.С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Готовимся к итоговой аттестации. – «Интеллект-Центр».
3. А.Г. Нарушевич. Эффектная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...