Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Юный лингвист"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Бодунова Марина Владимировна

Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_lingvist_9_klass.docx456.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность по русскому языку «Юный лингвист» предназначена для обучающихся 9 класса.

        Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями, развитие творческих способностей учащихся.  

        Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; подготовки учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

        На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.

        Общий объем программы: 34 часа.

        Срок освоения программы: 1 год обучения.

Планируемые результаты освоения программы курса:

Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками.

Предметные: знать/понимать/уметь

знать трудные случаи правописания.

понимать их роль в общекультурном развитии человека.

объяснять языковое явление.

уметь применять знания при тестировании.

формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.

формировать научный тип мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:

активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

работать над расширением словарного запаса;

опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); 

четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

выполнять различные типы тестовых заданий;

самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

правильно отмечать в бланке вариант ответа;

вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

Тематическое планирование с указанием количества часов

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

1

Структура ОГЭ по русскому языку в 9 классе

2

2

Сжатое изложение

6

Сжатое изложение

3

Сочинение-рассуждение

6

Сочинение-рассуждение

4

Тестовая часть. Повторение основных норм русского языка

14

Тестирование

5

Работа с текстом.

4

Анализ текста

6

Итоговая зачётная работа в форме ОГЭ

2

Итоговый зачёт

Итого:

34

Содержание курса

Введение. Содержание ГИА по русскому языку. 

Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы

 Сжатое изложение.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 13.1. 

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Сочинение-рассуждение 13.2 Объяснение смысла фрагмента текста.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.3.: тезис – аргументы – вывод. 

Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 13.1.

Написание сочинения-рассуждения 13.2. Объяснение смысла фрагмента текста.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 13.3.

           Тестовая часть. Повторение основных норм русского языка

            Синтаксический анализ текста. 

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Типы сказуемых. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения. Однородные члены. Виды связи в сложных предложениях.

           Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

         Синтаксический анализ. 

 Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Орфографический анализ.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Работа с текстом. 

Анализ содержания текста.

Анализ средств выразительности. 

Лексический анализ.  

                                             

Литература

1.ОГЭ -2024: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – АСТ: «Астрель», 2021.

2.С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Готовимся к итоговой аттестации. – «Интеллект-Центр».

3. А.Г. Нарушевич. Эффектная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...