Программа факультативного курса «Трудные случаи пунктуации»
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Иванова Светлана Вячеславовна

Программа факультативного курса для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_8_klass.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11

Программа

факультативного курса

«Трудные случаи пунктуации» для учащихся 8 класса

Составитель:

учитель русского языка Иванова С.В.

Березники 2023

Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа. Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным корпусом пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как с системой. Знаки препинания, ее образующие — это

графические знаки, служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации.

Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учетом основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти специально не изучаются в 8 классе, однако последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к ним. Выполняя те или иные

задания, объясняя постановку знаков препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его интонационные особенности

Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена тем

, что в программе по русскому языку в основном рассматриваются базовые правила постановки знаков препинания, а употребление факультативных

знаков препинания, особых случаев постановки их в простом предложении, к сожалению, часто остаются за рамками урока, потому программа данного курса предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц, взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования, роли в языковом общении.

Данный курс не предполагает полное систематическое повторение

программы средней школы по русскому языку, но ряд тем дается шире и глубже, чем в школьной программе.

Цели курса:

  1. углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации простого предложения;
  2. развитие коммуникативно-речевой культуры;
  3. расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора учащихся.

Задачи курса:

овладеть основными нормами русского литературного языка; совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

формировать языковую и лингвистическую компетенции;

формировать навыки работы с научно-популярной и справочной литературой;

развивать речевую культуру учащихся.

Формы работы:

  1. групповая;
  2. индивидуальная

Ожидаемые результаты:        Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  1. находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять / выделять знаками препинания; обосновывать выбор

знаков препинания и расставлять их в предложениях на основе изученных правил;

  1. ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными

членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях, наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;

  1. приобрести опыт проведения первых научных исследований;
  2. выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
  3. создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
  4. создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Содержание программы Тема 1. Основные понятия синтаксиса (3 ч)

Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Синтаксис и пунктуация.

Тема 2. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (3 ч)

Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах. Точка при членении

предложения.

Тема 3. Знаки препинания в простом предложении (3 ч)

Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Запрет на постановку тире между подлежащим и сказуемым. Тире в эллиптическом и неполном предложениях. Соединительное тире. Выделительное тире.

Тема 4. Знаки препинания при однородных членах предложения (5 ч)

Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Парцелляция однородных членов предложения и различных их комбинаций. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова в деловой и научной речи. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире.

Тема 5. Знаки препинания при повторяющихся членах предложения (3 ч)

Запятая при повторяющихся словах. Запрет на запятую между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, при повторении слова с частицей так для усиления смысла. Дефисное написание повторяющихся слов.

Тема 6. Знаки препинания при обособленных членах предложения (7 ч)

Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Разные функциональные свойства обособленных и необособленных определительных оборотов. Запрет на обособление определений, включенных в состав сказуемого; имеющих двойную синтаксическую связь; стоящих после отрицательных, неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними единую интонационную группу. Влияние в стихотворной речи на обособление- необособление интонации произношения, ритма стиха.

Употребление запятой и тире при обособленных и необособленных приложениях. Одиночное тире при приложениях.

Обособленные        обстоятельства,        выраженные        деепричастными конструкциями, существительными, наречиями.

Тема        7.        Знаки        препинания        при        ограничительно-выделительных оборотах (3 ч)

Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и

замещения. Два значения оборота со словом кроме. Оборот с предлогом

вместо.

Тема 8. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (4 ч)

Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них (повторение и обобщение материала). Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Слова и словосочетания, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми.

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Универсальный знак препинания – скобки. Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.

Тема 9. Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах (3 ч)

Знаки препинания при обращениях, междометиях (повторение и обобщение материала). Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.

Оценка знаний, умений, навыков

Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.

Возможны различные формы контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для учащихся. 2-е издание. М.: Просвещение, 2008
  3. Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2005
  4. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005
  5. Демина М.В., Петухова Н.Н. Диктанты по русскому языку. 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008
  6. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Федорова В.А., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 – 9 классы. Учебно- методическое пособие. М.:Дрофа, 2003
  7. Постникова И.И. , Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. М.:

Просвещение, 1985

  1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М.: Высшая школа, 1996
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и Образование, 2002
  3. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс

Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). ...

Факультативный курс «Трудные вопросы пунктуации», 11 класс

Программа факультативного курса «Трудные вопросы пунктуации» рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении основных разделов языкознания....

Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса

      Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для  9 класса...