Факультативный курс «Трудные вопросы пунктуации», 11 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс) на тему
Программа факультативного курса «Трудные вопросы пунктуации» рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении основных разделов языкознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_fak.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс «Трудные вопросы пунктуации», 11 класс
Программа факультативного курса «Трудные вопросы пунктуации» рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении основных разделов языкознания.
Программа включает в себя:
• теоретический материал;
• вопросы и задания практического характера.
Цель – способствовать углубленному изучению языкознания, росту речевой культуры школьника, более углубленная подготовка к выпускным экзаменам.
Основными задачами курса являются:
- при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
- при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; конструировать, составлять, сопоставлять;
- при изучении простых предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять односоставные и двусоставные предложения; согласовывать сказуемое с подлежащим; употреблять и при необходимости обособлять второстепенные предложения; употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;
- при изучении сложных предложений – научить различать ССП и СПП; определять виды связи в сложном предложении; различать параллельное и последовательное подчинение; конструировать сложные предложения с разными видами связи; расставлять знаки препинания в соответствии с целью высказывания и правилами пунктуации;
- при работе с текстом и стилями речи – познакомить с основными признаками текста, с языковыми явлениями, которые могут быть использованы в разного рода текстах, со способами связи предложений в тексте; познакомить с жанром рецензии и правилами её написания.
Вопросы и задания практического характера нацелены на выработку навыков правильного написания, верной расстановки знаков препинания, а также на расширение лингвистического кругозора учащихся.
В ходе изучения факультативного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
- Углубить знания по основным разделам языкознания;
- Совершенствовать уровень орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков;
- Совершенствовать уровень речевых умений;
- Высказывать собственную точку зрения по прочитанному тексту;
- Стремиться быть грамотными, повышать уровень знаний;
- Чувствовать себя более подготовленными к сдаче выпускных экзаменов.
Используемое учебное пособие: Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова «Современный русский язык». Москва, «Айрис-пресс», 1997 г.
Тематическое планирование№ | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки |
1. | Активные процессы в современном русском языке. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. | 1 ч. | |
2. | Основные нормы русского литературного произношения ударения в русском языке. | 1 ч. | |
3. | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. | 1 ч. | |
4. | Лексическое значение слова. Русская лексика с точки зрения её употребления. | 1 ч. | |
5. | Морфология и орфография. Принципы русской орфографии. | 1 ч. | |
6 – 7. | Знаменательные части речи. | 2 ч. | |
8. | Буквы Н и НН в причастиях, прилагательных и наречиях на –О, -Е. | 1 ч. | |
9. | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 ч. | |
10. | Речь. Стили речи. Типы речи. | 1 ч. | |
11. | Текст. Основные признаки текста. Строение текста. | 1 ч. | |
12. | Практическое занятие. Морфология, орфография, словообразование. | 1 ч. | |
13. | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации. | 1 ч. | |
14. | Словосочетание как синтаксическая единица. | 1 ч. | |
15. | Основные виды подчинения. | 1 ч. | |
16. | Простое предложение и пунктуация в нем. | 1 ч. | |
17. | Типы простых предложений. | 1 ч. | |
18. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 ч. | |
19. | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. | 1 ч. | |
20. | Обособление второстепенных членов предложения. | 1 ч. | |
21. | Слова, не являющиеся членами предложения. | 1 ч. | |
22. | Сложное предложение и его виды. | 1 ч. | |
23. | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. | 1 ч. | |
24. | Виды придаточных предложений. | 1 ч. | |
25. | Виды связи в сложном предложении. | 1 ч | |
26. | Параллельное и последовательное подчинение. | 1 ч. | |
27-28. | Трудные случаи пунктуации. | 2 ч | |
29. | Сложные предложения с разными видами связи (многочлены). | 1 ч. | |
30. | Языковые особенности текста. | 1 ч. | |
31. | Способы связи предложений в тексте. | 1 ч. | |
32. | Рецензия. | 1 ч. | |
33. | Сочинение по прочитанному тексту. | 1 ч. | |
34. | Итоговое занятие по теме «Трудные вопросы языкознания». | 1 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации"
Данный курс предназначен для профильного обучения учащихся 10-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, относится к предметной обл...
Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов....
Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...
Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс
Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). ...
Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации"
Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах ...
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе
Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений ...
Программа факультативного курса «Трудные случаи пунктуации»
Программа факультативного курса для 8 класса...