Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, город Кореновск
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ №20
____________
«
« » __ 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Учитель Кусачёва Е. Н.
Класс 6
Учебный год 2016 / 2017
УМК Разумовская М.М. «Русский язык. 6 класс».
– Москва: Дрофа, 2015.
Кореновск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком при письменном общении . В результате обучения у учащихся должна укрепиться уверенность в целесообразности и мотивированности системы русского правописания. На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме.
Цель: углубление и систематизация знаний по орфографии и пунктуации; расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надёжной базы орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- формирование языковой и лингвистической компетенции.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания);
- практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую компетенции; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил; приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации, решение тестов по типу ГИА на заданное время и т.п.
Содержание курса
Тема 1. Орфография (14 ч.)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы / И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О / Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК / -ЩИК; -ЕК- / -ИК; -К- / -СК-; -Н- / -НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 2. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение (9 ч.)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.
Тема 3. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч.)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога.
Тема 4. Сложное предложение (3 ч.)
Знаки препинания в сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Учебно-тематический план
№ п/п | Сроки | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Орфография. Система правил правописания | 1 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искажённого текста | |
2-3 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 2 | ||
4-6 | Виды орфограмм в корне слова | 3 | ||
7-8 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | 2 | ||
9-10 | Трудные случаи правописания суффиксов | 2 | ||
11-12 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 2 | ||
13-14 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | 2 | ||
15 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний | 1 | Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи | |
16 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами | |
17 | Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | ||
18 | Тире в простом предложении | 1 | ||
19-20 | Вводные слова и предложения | 2 | ||
21-22 | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи | 2 | ||
23 | Уточняющие члены предложений | 1 | ||
24-25 | Прямая речь. Диалог. | 2 | Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. | |
26 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты | |
27 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | ||
28 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 |
Литература
- Букчина Б.З. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. – Москва, 1998.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – Москва, 1983.
- Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современные русские орфограммы. – Москва, 1992.
- Львова С.И. Использование схем при обучении орфограммам и пунктуации. – Москва, 1995.
- Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.
Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...
Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6-7 классов....
Спецкурс "Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка" 40 часов, 11 класс
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...
Рабочая программа по элективному курсу «Трудные случаи орфографии» для 9 класса
Данный элективный курс связан с подготовкой к ГИА.Рассчитан на 17 часов....
элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов
Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика. Данный курс учитывает с...