Программа элективного курса «УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Иванова Светлана Вячеславовна

Элективный курс для 11 класса при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_11_klass.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11

Программа элективного курса

«УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»

для учащихся 11 класса

Составитель:

учитель русского языка Иванова С.В.

Березники 2024

Пояснительная записка

Актуальность элективного курса «Учимся рассуждать» заключается в том, что он способствует формированию языковой личности школьника, что

является требованием времени. Современный мир может быть определен как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуются коммуникативная и когнитивная функции языка, поэтому умение думать, грамотно и красиво рассуждать необходимо для успешной социализации и сдачи единого

государственного экзамена.

Цель курса: создание условий для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через освоение технологии написания сочинения-

рассуждения, развития умения выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.

Задачи курса:

знакомить учащихся с критериями оценки сочинений-рассуждений (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской

Федерации;

учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать еѐ, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный или читательский опыт;

учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приемы.

Основные формы организации занятий:

лекция, беседа, практикум.

Методы изучения курса: проблемный, поисковый, метод концептуального анализа.

В программе реализуются принципы научности, системности, взаимосвязи тем в содержании курса.

Предметный курс «Учимся рассуждать» предназначен для углубления знаний учащихся 10 - 11 классов о тексте, развития умения аргументировано рассуждать над прочитанным, формирования навыка создания собственного речевого высказывания на основе художественного и публицистического текстов и рассчитан на 34 часа в год (из них: лекций – 11, практических - 23) Результаты обучения.

В ходе изучения данного курса учащийся в целях совершенствования коммуникативной компетенции:

  1. усваивает:

основные понятия курса: «текст», «проблема», «позиция автора»,

«аргумент»;

критерии оценивания сочинения-рассуждения;

модель сочинения-рассуждения: приемы создания вступления, основной части и заключительной;

  1. формирует:

понимание проблемы текста, позиции автора;

личностную позицию в отношении анализа текста;

  1. развивает:

умение ориентироваться в критериях оценивания сочинения-рассуждения; умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста;

умение рассуждать по поводу поставленных проблем;

умения и навыки создания собственного речевого высказывания. Итоговое занятие предполагает написание сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому или научно-популярному тексту. сочинения-рассуждения.

Содержание курса.

Тема №1. Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Элективный курс по русскому языку . Учебные материалы и пособия для подготовки к единому государственному экзамену. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Структура демоверсии и характеристика контрольно-измерительных материалов.

Компетентностный подход в ЕГЭ: коммуникативная, языковая,

лингвистическая, культуроведческая компетенции. Сочинение-рассуждение в системе ЕГЭ. Рефлексия.

Тема №2. Текст, его типы.

Речеведческий анализ исходного текста. Смысловой анализ исходного текста.

Понятие «текст». Речеведческий анализ текста. Стили и типы речи.

Основные особенности текста-портрета, текста-проблемы. Схемы сочинения- рассуждения на текст-портрет и текст-проблему. Текст-рассуждение, текст с доминированием в нем описания, текст с доминированием в нем

повествования, текст-притча, текст с доминированием в нем

информационного компонента. Смысловой анализ текста. Понятия:

«проблема», «позиция автора», «аргумент». Метод ключевых фраз и слов, прием «рабочая матрица». Практикум по определению типа текста,

речеведческому и смысловому анализам исходного текста. Рефлексия. Тема №3. Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Характеристика критериев оценивания сочинения-рассуждения. Технология экспертизы сочинения-рассуждения. Рекомендации.

Практикум по экспертизе сочинения-рассуждения. Рефлексия. Тема №4. Алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Практикум по созданию и апробации алгоритма написания сочинения-

рассуждения. Основные аналитические действия: сформулируйте проблему исходного текста, прокомментируйте сформулированную проблему (избегайте чрезмерного цитирования); сформулируйте позицию автора по отношению к проблеме ; изложите собственное мнение по проблеме

(объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста), приведите 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт; пишите ярко и образно, выражайте мысли грамотно и красиво;

соблюдайте логику, выделяйте абзацы; соблюдайте фактологическую

точность и этические нормы; закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него еще раз, проверьте орфографию, пунктуацию, грамматику, речь.

Рефлексия.

Тема №5. Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения. Вступление, его назначение. Основные способы и приемы моделирования вступления сочинения-рассуждения: «именительный темы», «вопросы-

стимулы», «картина», «название» и др.

Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.

Тема №6. Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения.

Основная часть, ее назначение. Основные способы и приемы

комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции: «комментированный пересказ», «ниточка», «что делать?»,

«оппонент» и др.

Практикум по проектированию основной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.

Тема №7. Способы моделирования заключительной части сочинения- рассуждения.

Заключительная часть, ее назначение. Основные способы и приемы

моделирования заключительной части сочинения-рассуждения: «отклик»,

«цитата» и др.

Особенности концовки-вывода (сжатый в несколько строк итог), концовки- ответа (ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), концовки- цитаты (цитата, содержащая суть проблемы текста).

Практикум по проектированию заключительной части сочинения- рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия. Тема №8. Модель сочинения-рассуждения.

Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение, проектированию модели и клише сочинения-рассуждения. Рефлексия. Тема №9. Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза.

Особенности сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному текстам.

Практикум по написанию и экспертизе контрольного сочинения- рассуждения.

Тематическое планирование элективного курса

«Учимся рассуждать».

Поурочное планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Введение в элективный курс «Учимся

1 ч.

рассуждать» Концептуальные основы сочинения-рассуждения.

2

Текст, его типы.

1 ч.

3

Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения.

1 ч.

4

Алгоритм написания сочинения- рассуждения.

1 ч.

5,6

Сочинение-рассуждение (практикум).

2 ч.

7,8

Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения.

2 ч.

9,10

Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения.

2 ч.

11,12

Практикум по написанию сочинения- рассуждения.

2 ч.

13,14

Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения.

2 ч.

15

Практикум по написанию заключительной части сочинения-

рассуждения.

1 ч.

16

Сочинение-рассуждение (практикум).

2 ч.

17

Речевые стандарты-клише (лекция).

1 ч.

19.

Речевые стандарты-клише(практикум).

1 ч.

20,21

Лексические и речевые средства организации связного текста.

2 ч.

22,23

Модель сочинения-рассуждения.

2 ч.

24

Микротема.

1 ч.

25

Определение микротем в тексте.

Составление плана по ключевым словам.

1 ч.

27

Нахождение аргументов в тексте для подтверждения собственных суждений.

1 ч.

27

Практикум «Виды аргументов в тексте».

1 ч.

28

Практикум по написанию сочинения- рассуждения.

1 ч.

29

Стили русского литературного языка.

1 ч.

30

Использование особенностей стилей сочинения-рассуждения.

1 ч.

31

Написание рассуждения по

1 ч.

прочитанному тексту.

32

Публичное выступление на заданную тему.

1 ч.

33

Составление текстов по предложенному плану.

1 ч.

Итоговый урок

1ч.

Литература

Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык.

Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 кл./ В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 4-е изд., стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 127 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные

программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации – М.: АПКиПРО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...

программа элективного курса "Учимся писать эссе"

Программа состоит из пояснительй записки и тематического планирования курса, который реализуется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Рассчитана на одно полугодие (18 часов)...

Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...

Программа элективного курса "Учимся радиоэлектронике"

Данный элективный курс позволяет учащимся 9 класса более углубленно изучить разделы физики "Электричество и магнетизм", применить свои знания на практике, получить много информации для подготовки к ГИ...

Рабочая программа элективного курса "Учись учиться"

Рабочая программа элективного курса "Учись учиться" рассчитана на 17 часов...

Программа элективного курса "Учись учиться"

Интегрированный (химия и психология) элективный курс для учащихся 8 класса....