Программа элективного курса «УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Элективный курс для 11 класса при подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_11_klass.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Программа элективного курса
«УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ»
для учащихся 11 класса
Составитель:
учитель русского языка Иванова С.В.
Березники 2024
Пояснительная записка
Актуальность элективного курса «Учимся рассуждать» заключается в том, что он способствует формированию языковой личности школьника, что
является требованием времени. Современный мир может быть определен как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуются коммуникативная и когнитивная функции языка, поэтому умение думать, грамотно и красиво рассуждать необходимо для успешной социализации и сдачи единого
государственного экзамена.
Цель курса: создание условий для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через освоение технологии написания сочинения-
рассуждения, развития умения выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Задачи курса:
знакомить учащихся с критериями оценки сочинений-рассуждений (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской
Федерации;
учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать еѐ, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный или читательский опыт;
учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приемы.
Основные формы организации занятий:
лекция, беседа, практикум.
Методы изучения курса: проблемный, поисковый, метод концептуального анализа.
В программе реализуются принципы научности, системности, взаимосвязи тем в содержании курса.
Предметный курс «Учимся рассуждать» предназначен для углубления знаний учащихся 10 - 11 классов о тексте, развития умения аргументировано рассуждать над прочитанным, формирования навыка создания собственного речевого высказывания на основе художественного и публицистического текстов и рассчитан на 34 часа в год (из них: лекций – 11, практических - 23) Результаты обучения.
В ходе изучения данного курса учащийся в целях совершенствования коммуникативной компетенции:
- усваивает:
основные понятия курса: «текст», «проблема», «позиция автора»,
«аргумент»;
критерии оценивания сочинения-рассуждения;
модель сочинения-рассуждения: приемы создания вступления, основной части и заключительной;
- формирует:
понимание проблемы текста, позиции автора;
личностную позицию в отношении анализа текста;
- развивает:
умение ориентироваться в критериях оценивания сочинения-рассуждения; умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста;
умение рассуждать по поводу поставленных проблем;
умения и навыки создания собственного речевого высказывания. Итоговое занятие предполагает написание сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому или научно-популярному тексту. сочинения-рассуждения.
Содержание курса.
Тема №1. Введение в элективный курс «Учимся рассуждать». Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Элективный курс по русскому языку . Учебные материалы и пособия для подготовки к единому государственному экзамену. Цель проведения итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Структура демоверсии и характеристика контрольно-измерительных материалов.
Компетентностный подход в ЕГЭ: коммуникативная, языковая,
лингвистическая, культуроведческая компетенции. Сочинение-рассуждение в системе ЕГЭ. Рефлексия.
Тема №2. Текст, его типы.
Речеведческий анализ исходного текста. Смысловой анализ исходного текста.
Понятие «текст». Речеведческий анализ текста. Стили и типы речи.
Основные особенности текста-портрета, текста-проблемы. Схемы сочинения- рассуждения на текст-портрет и текст-проблему. Текст-рассуждение, текст с доминированием в нем описания, текст с доминированием в нем
повествования, текст-притча, текст с доминированием в нем
информационного компонента. Смысловой анализ текста. Понятия:
«проблема», «позиция автора», «аргумент». Метод ключевых фраз и слов, прием «рабочая матрица». Практикум по определению типа текста,
речеведческому и смысловому анализам исходного текста. Рефлексия. Тема №3. Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Характеристика критериев оценивания сочинения-рассуждения. Технология экспертизы сочинения-рассуждения. Рекомендации.
Практикум по экспертизе сочинения-рассуждения. Рефлексия. Тема №4. Алгоритм написания сочинения-рассуждения.
Практикум по созданию и апробации алгоритма написания сочинения-
рассуждения. Основные аналитические действия: сформулируйте проблему исходного текста, прокомментируйте сформулированную проблему (избегайте чрезмерного цитирования); сформулируйте позицию автора по отношению к проблеме ; изложите собственное мнение по проблеме
(объясните, почему вы согласны или нет с автором прочитанного текста), приведите 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт; пишите ярко и образно, выражайте мысли грамотно и красиво;
соблюдайте логику, выделяйте абзацы; соблюдайте фактологическую
точность и этические нормы; закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него еще раз, проверьте орфографию, пунктуацию, грамматику, речь.
Рефлексия.
Тема №5. Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения. Вступление, его назначение. Основные способы и приемы моделирования вступления сочинения-рассуждения: «именительный темы», «вопросы-
стимулы», «картина», «название» и др.
Практикум по проектированию вступительной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.
Тема №6. Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения.
Основная часть, ее назначение. Основные способы и приемы
комментирования проблемы, позиции автора, выражения личностной позиции: «комментированный пересказ», «ниточка», «что делать?»,
«оппонент» и др.
Практикум по проектированию основной части сочинения-рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия.
Тема №7. Способы моделирования заключительной части сочинения- рассуждения.
Заключительная часть, ее назначение. Основные способы и приемы
моделирования заключительной части сочинения-рассуждения: «отклик»,
«цитата» и др.
Особенности концовки-вывода (сжатый в несколько строк итог), концовки- ответа (ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), концовки- цитаты (цитата, содержащая суть проблемы текста).
Практикум по проектированию заключительной части сочинения- рассуждения разными приемами. Презентация проектов. Рефлексия. Тема №8. Модель сочинения-рассуждения.
Практикум по созданию памятки пишущему сочинение-рассуждение, проектированию модели и клише сочинения-рассуждения. Рефлексия. Тема №9. Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза.
Особенности сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному текстам.
Практикум по написанию и экспертизе контрольного сочинения- рассуждения.
Тематическое планирование элективного курса
«Учимся рассуждать».
Поурочное планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение в элективный курс «Учимся | 1 ч. |
рассуждать» Концептуальные основы сочинения-рассуждения. | |||
2 | Текст, его типы. | 1 ч. | |
3 | Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения. | 1 ч. | |
4 | Алгоритм написания сочинения- рассуждения. | 1 ч. | |
5,6 | Сочинение-рассуждение (практикум). | 2 ч. | |
7,8 | Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения. | 2 ч. | |
9,10 | Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения. | 2 ч. | |
11,12 | Практикум по написанию сочинения- рассуждения. | 2 ч. | |
13,14 | Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. | 2 ч. | |
15 | Практикум по написанию заключительной части сочинения- рассуждения. | 1 ч. | |
16 | Сочинение-рассуждение (практикум). | 2 ч. | |
17 | Речевые стандарты-клише (лекция). | 1 ч. | |
19. | Речевые стандарты-клише(практикум). | 1 ч. | |
20,21 | Лексические и речевые средства организации связного текста. | 2 ч. | |
22,23 | Модель сочинения-рассуждения. | 2 ч. | |
24 | Микротема. | 1 ч. | |
25 | Определение микротем в тексте. Составление плана по ключевым словам. | 1 ч. | |
27 | Нахождение аргументов в тексте для подтверждения собственных суждений. | 1 ч. | |
27 | Практикум «Виды аргументов в тексте». | 1 ч. | |
28 | Практикум по написанию сочинения- рассуждения. | 1 ч. | |
29 | Стили русского литературного языка. | 1 ч. | |
30 | Использование особенностей стилей сочинения-рассуждения. | 1 ч. | |
31 | Написание рассуждения по | 1 ч. |
прочитанному тексту. | |||
32 | Публичное выступление на заданную тему. | 1 ч. | |
33 | Составление текстов по предложенному плану. | 1 ч. | |
Итоговый урок | 1ч. |
Литература
Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 кл./ В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 4-е изд., стереотип. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 127 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные
программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации – М.: АПКиПРО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...
Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...
программа элективного курса "Учимся писать эссе"
Программа состоит из пояснительй записки и тематического планирования курса, который реализуется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Рассчитана на одно полугодие (18 часов)...
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
Программа элективного курса "Учимся радиоэлектронике"
Данный элективный курс позволяет учащимся 9 класса более углубленно изучить разделы физики "Электричество и магнетизм", применить свои знания на практике, получить много информации для подготовки к ГИ...
Рабочая программа элективного курса "Учись учиться"
Рабочая программа элективного курса "Учись учиться" рассчитана на 17 часов...
Программа элективного курса "Учись учиться"
Интегрированный (химия и психология) элективный курс для учащихся 8 класса....