Программа элективного курса "Учись учиться"
элективный курс по химии (8 класс) на тему
Интегрированный (химия и психология) элективный курс для учащихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_himii.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №4 имени А. А. Леонова»
Элективный курс
для учащихся 8-го класса
«Учись учиться»
Вид: межпредметный (интеграция предметов химия и психология)
Автор: Денисова Ирина Анатольевна - учитель химии МБОУ «Средняя школа №4 имени А. А. Леонова»
Пояснительная записка.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. А оно приходит только с успехом в учении. Получается, как будто бы парадокс: для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость я бы назвал вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха».
В.А.Сухомлинский. "О воспитании"
Элективный курс «Учись учиться» ориентирован на учащихся 8-х классов. Необходимость курса продиктована нашей действительностью. Наш век быстро нарастающих объемов и темпов информации требует принципиально новых стратегических подходов в учебе. Парадокс: чем сложнее информация, тем проще должны быть способы нашей работы с ней. Иначе – не справиться. Иначе – мы тонем в потоке знаний, сведений, формул, исторических дат, географических названий... Только простая и ясная система дает эффективность.
Но что такое система в усвоении знаний? По-моему, это собственная личная позиция, это внутренняя уверенность и доброжелательная самостоятельность. Времена, когда человек учился только потому, что его учили и заставляли, безвозвратно уходят со скоростью курьерского поезда. Сейчас и далее люди будут учиться хорошо только тогда, когда им интересно это, когда они осознают необходимость новых знаний, когда они ответственно выбирают учебу как свой личный путь.
Учеба может быть не сухим и скучным занятием. Она может быть Очаровательным Таинством, Интеллектуальной Игрой, Волшебным Приключением – интересной и желанной частью Нашей Судьбы. Умение учиться эффективно – это реальная экономия времени и сил плюс системность и глубина знаний. А в результате – готовность к самому широкому спектру жизненных ситуаций, возможность выбирать профессию и круг общения, интересы и занятия... И это возможность быть динамичным, быстро осваивать новое.
Данный курс поможет учащимся научиться внимательно воспринимать информацию, долгосрочно хранить её в памяти с минимальным ущербом для физического и психического здоровья.
При изучении различных тем курса предполагается проектная деятельность учащихся, практические занятия.
Курс целесообразно начинать со второй четверти. Это поможет обнаружить позитивные результаты в сравнении с первой четвертью.
.
Курс рассчитан на 34 часа.
Цели курса:
1. Содействие в приобретении школьниками навыков самообразования; развитие психических процессов, необходимых для успешного обучения.
2 Активизация учебной деятельности
3. Повышение качества знаний
4. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
Задачи курса:
- научить учащихся рационально использовать своё время;
- познакомить их с основами здоровьесберегающих образовательных технологий и их использованием в процессе обучения;
- развивать внимание и долговременную память учащихся при изучении химии и других предметов школьного курса, формировать умение запоминать большие объёмы информации;
- развивать желание к самосовершенствованию и усвоению новых знаний;
- научить учащихся работать с учебной и научной литературой.
- формировать как общеучебные, так и специфические (для предмета химии) навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты обучения.
Личностными результатами изучения элективного курса «Учись учиться» в 8 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются:
знание приёмов и методов, делающих учёбу более эффективной
пробуждение интереса не только к изучаемой предметной области, но и к методам её усвоения
Программа курса.
1. Введение. Ключи к знаниям (1 час).
Составляющие успешности обучения. Физическое и психическое здоровье человека как условие успехов в школе.
Практическое занятие. Проведение тестов на оценку внимания и памяти.
2. Научная организация труда школьника с учётом его индивидуальных особенностей (4 часа).
Темперамент человека и его влияние на процесс обучения. Характеристики типов темперамента. Тест на выявление темперамента.
«Совы» и «жаворонки», физиологические особенности людей каждого типа. Особенности учебной деятельности «сов» и «жаворонков».
Организация рабочего места. Режим дня. Разумное сочетание учебной нагрузки и отдыха.
Сон, значение и гигиена сна.
Проектная деятельность учащихся. Составление суточного режима работы и отдыха с учётом индивидуальных особенностей.
3. Сохранение здоровья в процессе обучения (3 часа).
Понятие о релаксации. Способы быстрой психологической и физиологической релаксации.
Осанка человека, особенности позвоночника человека. Способы снятия физического напряжения на позвоночник. Физкультминутки.
Роль зрения в процессе учебной деятельности. Гигиена зрения. Гимнастика для глаз.
Практическое занятие. Составление физкультминутки.
4. Внимание человека (3 часа).
Понятие о внимании. Виды внимания. Физиологические основы внимания. Способы развития внимания. Внимательность.
Практическое занятие. Приёмы развития внимания и внимательности.
5. Память (3 часа).
Память как психофизиологическое явление. Виды памяти. Развитие памяти. Приёмы запоминания.
Практическое занятие. Проверяем и тренируем память.
6. Ведение записей (3 часа).
Конспект. Метод опорных схем и опорных слов. Приёмы составления конспекта текста.
Реферат. План реферата. Алгоритм работы над рефератом. Правила написания и оформления реферата. Титульный лист. Оформление сносок. Библиография.
Практическое занятие. Отработка отдельных приёмов конспектирования и написания реферата. Составление опорного конспекта.
7. Наблюдение и эксперимент (1час).
Обучение наблюдению во время демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов, практических работ. Предсказание результатов эксперимента.
Умения, необходимые для выполнения эксперимента.
8. Химия и смежные предметы (1 час).
Основные теоретические понятия из смежных предметов, используемые на уроках химии.
Обозначение физических величин, использование математических формул, алгебраического способа решения задач.
9. Составление формул (2 часа).
Составление формул бинарных соединений, гидроксидов, солей. Составление формул веществ по их названию.
10. Составление уравнений реакций (2 часа).
Алгоритм составления уравнений реакций. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Электронно-ионный метод расстановки коэффициентов.
11. Решение задач (4 часа).
Алгоритмы решения задач по химическим формулам и уравнениям реакций.
Решение экспериментальных задач. Выбор рационального пути решения задачи.
12. Прогнозирование (2 час).
Прогнозирование свойств веществ, способов их получения и применения на уровне теоретического объяснения, как выводов из законов и теорий, и на эмпирическом уровне при наблюдении, эксперименте, при проведении аналогий.
13. Работа над ошибками (1 час).
Наиболее часто встречающиеся ошибки в процессе изучения курса химии.
Работа над ошибками в классе и дома.
14. Выполнение домашних заданий (1 час).
Этапы выполнения домашнего задания. Особенности выполнения письменных и устных заданий.
Проектная деятельность учащихся. Секреты подготовки домашнего задания
15. Сдача экзаменов (2 часа).
Подготовка к сдаче экзамена. Приёмы повторения экзаменационного материала.
Психологическая готовность к экзамену. Приёмы коррекции эмоционального состояния.
Поведение экзаменуемого во время экзамена.
Как готовиться к экзаменам по химии.
Практическое занятие. Репетируем экзамен.
16. Итоговое занятие (1 час).
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий (формы организации) | Количество часов | Дидактические единицы. Понятия. | Оборудование |
1. | Составляющие успешного обучения (лекция, тестирование, беседа). | 1 | Обучение. Физиологическое и психическое здоровье человека. Внимание. Внимательность. Память. | 1. Пирамида потребностей человека Маслоу. 2. Тест на оценку внимания и памяти. |
2. | Темперамент человека и его влияние на процесс обучения. | 2 | Типы темперамента. «Совы», «Жаворонки». Особенности их учебной деятельности. | Тест «Темперамент» |
3. | НОТ школьника (лекция, тестирование, проектная деятельность) | 2 | Научная организация труда. Гигиена умственного труда. Режим дня. Сон. Фазы сна. Значение и гигиена сна. | |
4. | Сохранение здоровья в процессе обучения (обзорная лекция, практическое занятие). | 3 | Здоровьесберегающие технологии. Психологическая и физиологическая релаксация. Осанка. Физкультминутка. | Таблицы 1.Опорно-двигательная система человека. 2. Зрительный анализатор. |
5. | Внимание человека (обзорная лекция, практическое занятие) | 3 | Внимание. Внимательность. Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Развитие внимания. Физиологические основы внимания. | Раздаточный материал для тренировки внимания. |
6. | Память человека (обзорная лекция, практическое занятие) | 3 | Память. Виды памяти. Память кратковременная и долговременная. Зрительная, слуховая, моторная память. Развитие памяти. Способы запоминания: ассоциации, сочинение рассказа из запоминаемых слов. | Схемы и рисунки для тренировки зрительной памяти. |
7. | Написание реферата (лекция) | 1 | Реферат. План реферата. Алгоритм работы над рефератом. Библиография. Титульный лист. | Раздаточный материал с правильным оформлением титульного листа. |
8. | Составление конспекта (лекция, практическое занятие) | 2 | Конспект. Метод опорных слов. Алгоритмы составления конспекта. | Текст произведения |
9. | Наблюдение и эксперимент (лекция с элементами беседы, демонстрационные опыты, лабораторные опыты). | 1 | Предсказания результатов эксперимента, умения, необходимые для выполнения эксперимента. | Таблицы по правилам техники безопасности при работе с химическими реактивами, реактивы для проведения опытов «Признаки химических реакций». |
10. | Химия и смежные предметы (семинар) | 1 | Физические величины, математические формулы. | Т-ца «Наименование и единицы измерения физич. величин |
11.
| Составление формул (семинар, самостоятельная работа). | 2 | Молекулярные и структурные формулы. Валентность и степень окисления. | Алгоритм составления формул веществ, разработанный учащимися в ходе семинара. |
12. | Составление уравнений реакций (семинар, самостоятельная работа). | 2 | Коэффициенты. Метод электронного баланса. Электронно-ионный метод. | Алгоритм составления уравнений реакций, разработанный учащимися. |
13. | Решение задач (семинар, лабораторные опыты). | 4 | Задачи по химическим формулам и уравнениям реакций. Экспериментальные задачи. Выбор рационального пути решения задачи. | Реактивы для проведения качественных реакций на катионы и анионы неорганических веществ. |
14. | Прогнозирование (беседа, групповая работа). | 2 | Прогнозирование свойств веществ, способов их получения и применения. | Карточки с заданиями для групповой работы. |
15. | Работа над ошибками (групповая и индивидуальная работа, игра) | 1 | Наиболее часто встречающиеся ошибки в процессе изучения курса химии | Тексты статей с заведомо допущенными химическими ошибками |
16. | Выполнение домашних заданий (лекция, проектная деятельность). | 1 | Этапы выполнения домашнего задания. Письменные и устные задания. | Памятка «Секреты подготовки домашнего задания», выработанная в процессе проектной деятельности учащихся». |
17. | Сдача экзаменов (беседа, практическое занятие). | 2 | Экзамен. Подготовка к экзамену. Эмоциональное состояние. | Задания для практического занятия «Репетируем экзамен». |
18. | Итоговое занятие (беседа, тестирование). | 1 | Исходный тест на внимание и память. |
Список литературы для учителя.
1. Минченков Е. Е. Совершенствование умений осуществлять умственные действия.
Журнал «Химия в школе» № 1, 2000г.
2. Иодко А. Г. «Учим учащихся рассуждать». Журнал «Химия в школе» № 6, 2000г.
3. Владер Ю. М. «Как развивать внимание». Журнал «Химия в школе» № 1, 2001г.
4. Скопина Ю. И. «Использование структурно-логических схем в процессе обучения».
Журнал «Химия в школе» № 3, 2007г.
5. Тихомирова Л Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника».
Ярославль «Академия развития»,2006 г.
6. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога», М., Владос, 1999 г.
7. Маркина И. В. Химическая мнемоника или мнемоническая химия.
Журнал «Химия в школе» № 2, 2007г.
8.Рики Линксман
«Как быстро изучить любой предмет», серия «Живите с умом», Минск, ООО «Попурри», 2003 г.
9.Тони Бьюзен
«Максимально используйте свой разум», серия «Живите с умом», Минск, ООО «Попурри», 2001 г.
Список литературы для ученика.
1.Андреев О.А.
«Учимся быть внимательными», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004
2. Арцишевский А.А.
«Нескучные уроки», Алма-Ата, «Жалын», 1980 г.
3.Вивюрский В. Я. «Учись приобретать и применять знания по химии»
Москва. Владос, 1999 г.
4.Никитина Т.Б.
«Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания)», Москва,
«Международное агентство АD&T», 2001г.
5. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л.
«Для тебя и о тебе», Москва, «Просвещение», 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...
Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...
программа элективного курса "Учимся писать эссе"
Программа состоит из пояснительй записки и тематического планирования курса, который реализуется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Рассчитана на одно полугодие (18 часов)...
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
Программа элективного курса "Учимся радиоэлектронике"
Данный элективный курс позволяет учащимся 9 класса более углубленно изучить разделы физики "Электричество и магнетизм", применить свои знания на практике, получить много информации для подготовки к ГИ...
Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...
Рабочая программа элективного курса "Учись учиться"
Рабочая программа элективного курса "Учись учиться" рассчитана на 17 часов...