Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:
- обобщение речеведческих знаний учащихся;
- развитие навыков грамотной речи в различных ситуациях общения;
- подготовка учащихся к выполнению заданий частей А и С экзамена в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) по русскому языку в новой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obtcheniye_ek_r9.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Славянский район, х. Черный Ерик
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 51
хутора Черный ерик муниципального
образования славянский район
Утверждено
решением педсовета № ___
от “__”_________2011 г.
Председатель педсовета
____________ Чёрная Л. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА
элективного курса «Учимся общаться»
Ступень обучения: основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 8,5 Уровень: базовый
Учитель: Конотоп Александр Вячеславович
Программа разработана на основе пособия «Русский язык и культура речи». Автор: Н. В. Кузнецова. Издательство: М.: Форум, 2009.
2012 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:
- обобщение речеведческих знаний учащихся;
- развитие навыков грамотной речи в различных ситуациях общения;
- подготовка учащихся к выполнению заданий частей А и С экзамена в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) по русскому языку в новой форме.
Рабочая программа разработана на основе пособия Н. В. Кузнецовой «Русский язык и культура речи» и рассчитана на 8,5 часов (0,25 часа в неделю).
Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что оно способствует успешной подготовке учащихся к сдаче ГИА-9 по русскому языку, так как:
1) включённый в него теоретический материал содержит сведения по речеведению, отражённые в Примерной программе основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, и практические задания на их основе;
2) активизирует внимание учащихся к собственной устной и письменной речи, что способствует преодоление ими психологических трудностей по отношению к языку в различных сферах общения.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по рабочей программе |
1. | Функциональные стили речи. Типы речи | 3 |
2. | Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях | 5,5 |
ИТОГО: | 8,5 |
2. Содержание обучения
Функциональные стили речи. Типы речи (3 ч)
Функциональные стили речи.
Типы речи.
Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика.
Практикум № 1: «Синонимическая замена слов, имеющих различную эмоционально-экспрессивную окраску (по материалу заданий части А демоверсии ГИА-2012)».
Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (5,5 ч)
Общение в условиях диалектной среды. Адекватное использование диалектизмов.
Общение в молодёжной среде. Жаргонизмы, недопустимость их использования в литературной речи.
Сфера делового общения. Профессиональные слова.
Этикетные формулы общения.
Сфера профессионального общения. Язык СМИ.
Практикум № 2: «Синонимическая замена слов, которые используются в различных сферах общения и речевых ситуациях (по материалу заданий части А демоверсии ГИА-2012)».
Сфера эпистолярного общения. Письмо. Структура письма. Письмо как жанр публицистики.
Общение с аудиторией. Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления.
Практикум № 3: «Создание развёрнутого ответа на вопрос в форме письма или в форме публичного выступления (по материалу заданий части С демоверсии ГИА-2012)».
Культура общения по телефону. Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет. Культура общения в компьютерных сетях.
3. Перечень практических работ
Практикумы - 3.
4. Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
- функциональные стили речи и типы речи;
- структурные особенности высказывания на лингвистическую тему и развёрнутого ответа на вопрос по тексту (тезис, аргументы, заключение);
- различные пласты русской лексики (диалектные и профессиональные слова, слова, имеющие различную эмоционально-экспрессивную окраску);
- особенности общения в различных сферах и ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
- производить синонимическую замену слов, имеющих различную эмоционально-экспрессивную окраску, а также слов, которые используются в различных сферах и ситуациях общения;
- создавать развёрнутый ответ на вопрос в форме письма или в форме публичного выступления.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
УМК:
1. Кузнецова, Н. В. Русский язык и культура речи. - М.: Форум, 2009
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения.
КИМы:
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Составитель Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
5. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авторы-составители Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература:
6. Барлас, Л. Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1998.
7. Жукова, В. В. Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов «Язык в сферах общения». - Опубликовано: http://festival.1september.ru/articles/572759/
8. Никитина, Е. И. Русская речь. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы:
9. 9 класс. Экзамен в новой форме: контрольные измерительные материалы, методические письма, рекомендации для экспертов и шкалы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2011.
10. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2011.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от «___»___________2011 г. № ___ Руководитель МО ___________________________ ___________________Ф. И. О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ ___________________ Ф. И. О. «____»______________2011 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...
Рабочая программа элективного курса "Учись учиться"
Рабочая программа элективного курса "Учись учиться" рассчитана на 17 часов...
Рабочая программа элективного курса "Учимся работать с текстом"
Рабочая программа...
Рабочая программа элективного курса"Учиться языку как искусству"
Рабочая программа элективного курса "Учиться языку как искусству"...
Рабочая программа элективного курса «Учимся решать» для 7 класса основного общего образования
Курс расчитан на 34 часа в год. В нем затронуты все основные темы курса 7 класса...