программа элективного курса "Учимся писать эссе"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Программа состоит из пояснительй записки и тематического планирования курса, который реализуется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Рассчитана на одно полугодие (18 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Учимся писать эссе»
Пояснительная записка
Современные условия развития образования, в том числе литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие «личности» ученика, новые подходы к современному литературному образованию предполагают выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»)
В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия, среди них – письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень)
Ещё одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной.
Цель курса: освоение нового жанра сочинения.
Задачи курса:
а) дать представление об особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;
б) сформировать умение работать в жанре эссе;
в) пополнить словарный запас учащихся новыми словами и понятиями;
г) познакомить 9-тиклассников со специфическими видами деятельности: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и практических работ, сопоставительной работой с разными видами справочной литературы, презентацией и защитой творческих работ;
д) развивать индивидуальные способности учащихся;
е) помочь определиться с дальнейшим профилем обучения на старшей ступни.
Курс рассчитан на 18 часов и реализуется в 9 классе в течение полугодия в качестве элективного в рамках предпрофильной подготовки 9-тиклассников.
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № | Тема | Содержание занятия |
1 | Понятие о жанре эссе | Работа со словарями, сравнение различных определений жанра | |
2 | История жанра эссе | История зарождения жанра на Западе, Русская эссеистика 18-19 веков, обращение к эссе писателей 20 века | |
3 | Законы жанра эссе | Подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора, свободное владение темой, включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах. | |
4 | Анализ образцов эссе | Обучение умению отличать эссе по жанровым признакам | |
5 | Творческая работа | Написание сочинения-описания впечатлений от путешествий, встреч с новыми местами. Определение жанра своей работы | |
6 | Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой | Закрепление умения видеть содержательные, структурные особенности эссе, воплощённые в разных литературных формах, их особенностях, языковом оформлении | |
7-8 | Подготовка к творческой работе в эпистолярном жанре, написание сочинения | Работа со справочными материалами, составление понятийного словаря. Написание сочинения | |
9 | Анализ творческих работ учащихся в эпистолярном жанре | Представление и обсуждение работ | |
10 | Зависимость формы эссе от адресата и задач автора | Упражнения на выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора | |
11 | Эссе в стихах и в прозе | Сравнение примеров стихотворных и прозаических эссе | |
12 | Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами | Сопоставительный анализ эссе с целью показать творческие возможности в рамках одного жанра | |
13 | Анализ литературно-критических эссе | Какие возможности открывает авторам жанр эссе? | |
14 | Литературно-критические эссе, написанные в форме слова | Знакомство со словом как жанром ораторской прозы | |
15 | Знакомство с приёмом ассоциации при создании эссе | Обучение школьников восприятию ассоциаций художников слова | |
16-17 | Написание сочинения в форме эссе, анализ сочинений | Анализ ученических сочинений – один из этапов обучения написанию эссе | |
18 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходим...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...
Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...
Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...
Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...