Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс)

        Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 7 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе

                Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 7 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Формат текста: составной.

Текст 1

        Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

        Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что-то или иное произведение надо прочесть (по школьной липрограмме или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем свами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.<…>

«Не за интересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.<…>

Классическое произведение–то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, своё время.

Д.С.Лихачев

Текст 2

Любите читать!

        Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

        Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.<…>

        Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, со существующими справочными пособиями разного типа.

        Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

        «Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведёт к заболеванию внимания.

Д.С.Лихачев

URL:https://iknigi.net/avtor-dmitriy-lihachev/72775-pisma-o-dobrom-dmitriy-lihachev/ read/page-4.html

Задания

«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой». Как вы понимаете высказывание Д.С.Лихачева?

Существует множество списков для чтения (см.ниже).

  • Список от Бродского. Книги, которые должен прочесть каждый.
  • Академики РАН: Каждый должен прочесть эти книги!
  • 100 романов по версии журнала «НГ-Exlibris»
  • 200 лучших книг поверсии BBC
  • 1001 книга, которую нужно прочитать. Часть I

  • 1001 книга, которую нужно прочитать. Часть II
  • 110 книгобразованного человека по версии «Daily Telegraph»
  • 100 величайших романов всех времен по версии газеты The Observer
  • Список книг для обязательного чтения от П.Флоренского Как выбрать «свой» список?

Вам предстоит подготовить доклад по истории.

К какой ситуации чтения будет относиться поиск информации?

Ситуации использования текста (по данным PISA)

  • Чтение для личных целей (например, личных писем), 25%
  • Чтение для общественных целей (например, официальных документов), 25%
  • Чтение в профессиональной деятельности (например, отчетов), 20%
  • Чтение для получения образования (например, учебной литературы), 30%

Бросьте книжный вызов своим одноклассникам. (см.рис 1)

Рис.1

УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ

Формат текста: составной.

Текст 1

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает–но я её понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней, и во мне живёт одно и тоже чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонёк.

Смерть налетит, махнёт на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк? Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой.

И.С.Тургенев

Текст 2

        Собаки понимают до 250 слов и жестов, считают до пяти и могут решать простейшие математические задачи. Интеллектуально они на уровне двухлетних детей. Собаки помогают больным людям. Есть даже специальный термин «канистерапия». Он означает реабилитационные и лечебные мероприятия с использованием собак. Порода тут совершенно не важна, главное, чтобы хвостатый доктор был умён, максимально терпелив и добродушен. Такое лечение помогает детям с ДЦП, синдромом Дауна, олигофренией, аутизмом, заболеваниями сердца, имеющим трудности с социальной адаптацией. После занятий с собаками у детей улучшается память, координация движений, речь, они становятся более общительными.

По материалам Интернета

Задания

Найдите верное утверждение:

1) В стихотворении три действующих лица;

2) Герой с собакой оказались на улице вовремя бури;

3) Автор считает, что между собакой и человеком есть разница;

4) Автор считает, что собака и человек равны перед смертью

Стихотворение названо И.С.Тургеневым «Собака». Возможен ли другой вариант названия? Дайте аргументированный ответ.

Почему И.С.Тургенев обращает внимание именно на глаза человека и животного?

Твой друг давно мечтает о собаке, но его родители против домашнего питомца. Используя информацию из текстов 1 - 2, подготовь сообщение (монологическое выступление), которое поможет другу убедить родителей завести собаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса

Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе

Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...