Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
методическая разработка по литературе (6 класс)

        Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 6 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса

                Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 6 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

Задания для 6 класса

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Формат текста: составной.

Текст 1

Три пальмы

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зелёных листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы не слышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студёной

Ещё не склонялся под кущей зелёной,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

«На толь мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем изноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шёл, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И чёрные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

раб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, поражённый стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросали ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их весёлый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор за стучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнём.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом–

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскалённый заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

М.Ю.Лермонтов

Текст 2

        Незаконная вырубка леса идёт рука об руку с человеком с незапамятных времен. По мнению ученых, на месте одной из величайших пустынь земного шара когда-то шумели дубравы, не были редкостью и многие деревья, ныне занесённые в Красную книгу. В наше время уничтожение жизненно необходимого для всего человечества ресурса достигло угрожающих масштабов. Согласно статистике, в год по всему миру вырубается порядка 200 тысяч квадратных километров леса, что приводит к гибели десятков тысяч животных. Исчезновение лесов–проблема общечеловеческая, угрожающая необратимой экологической катастрофой для каждого из нас.

Задания

В туристическом агентстве вам предлагают путевку в Египет. Рекламируя отель, менеджер турагентства произносит слово «оазис». Попробуйте объяснить значение слова «оазис», опираясь на первую строфу произведения М.Ю.Лермонтова.

С какой целью автор вводит в эпизод уничтожения пальм образы «малых» детей?

Каким образом можно было согреться путникам ночью в пустыне, не причинив вреда окружающей природе?

Какую проблему поднимает автор в финале произведения?

Приведите примеры существования подобной проблемы в вашем городе

Чем схожи и различны тексты?

Рассмотрите рисунок. Какая страна в наибольшей степени пострадала от вырубки лесов? Какой тезис из текста 2 может быть проиллюстрирован данным рисунком?

Рис.1.Материалы Интернета

РИСУНКИ

Формат текста: несплошной.

Текст

Сказка Антуанаде Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Глава 1

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит пол года подряд, пока не переварит пищу».

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал:

показал моё творение взрослыми спросил, не страшно ли им.

– Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Вот мой рисунок №2:

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с

шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев не удачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Задания

Что поразило рассказчика в книге «Правдивые истории»?

Почему взрослые не понимали рисунок №1?

Почему взрослым «всегда нужно всё объяснять»?

К чему привели советы взрослых не рисовать змей?

Как вы думаете, почему автор включил в свой текст рисунки?

Как вы думаете, каким человеком вырос мальчик, который рисовал змей снаружи и изнутри?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса

Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе

Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...