Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
методическая разработка по литературе (6 класс)
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности
читательской грамотности обучающихся 6 классов на уроках литературы. Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому
они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в
зависимости от поставленных целей и задач.
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_zadaniya_na_formirovanie_i_otsenku_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_literatury.docx | 305.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности
читательской грамотности обучающихся 6 классов на уроках литературы. Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому
они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в
зависимости от поставленных целей и задач.
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.
Задания для 6 класса
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Формат текста: составной.
Текст 1
Три пальмы
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы не слышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На толь мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем изноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
раб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросали ловил он копьё на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор за стучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнём.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне всё дико и пусто кругом–
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
М.Ю.Лермонтов
Текст 2
Незаконная вырубка леса идёт рука об руку с человеком с незапамятных времен. По мнению ученых, на месте одной из величайших пустынь земного шара когда-то шумели дубравы, не были редкостью и многие деревья, ныне занесённые в Красную книгу. В наше время уничтожение жизненно необходимого для всего человечества ресурса достигло угрожающих масштабов. Согласно статистике, в год по всему миру вырубается порядка 200 тысяч квадратных километров леса, что приводит к гибели десятков тысяч животных. Исчезновение лесов–проблема общечеловеческая, угрожающая необратимой экологической катастрофой для каждого из нас.
Задания
В туристическом агентстве вам предлагают путевку в Египет. Рекламируя отель, менеджер турагентства произносит слово «оазис». Попробуйте объяснить значение слова «оазис», опираясь на первую строфу произведения М.Ю.Лермонтова. |
С какой целью автор вводит в эпизод уничтожения пальм образы «малых» детей? |
Каким образом можно было согреться путникам ночью в пустыне, не причинив вреда окружающей природе? |
Какую проблему поднимает автор в финале произведения? Приведите примеры существования подобной проблемы в вашем городе |
Чем схожи и различны тексты? |
Рассмотрите рисунок. Какая страна в наибольшей степени пострадала от вырубки лесов? Какой тезис из текста 2 может быть проиллюстрирован данным рисунком?
Рис.1.Материалы Интернета
РИСУНКИ
Формат текста: несплошной.
Текст
Сказка Антуанаде Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Глава 1
Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит пол года подряд, пока не переварит пищу».
Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок №1. Вот что я нарисовал:
показал моё творение взрослыми спросил, не страшно ли им.
– Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Вот мой рисунок №2:
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с
шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев не удачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Задания
Что поразило рассказчика в книге «Правдивые истории»? |
Почему взрослые не понимали рисунок №1? |
Почему взрослым «всегда нужно всё объяснять»? |
К чему привели советы взрослых не рисовать змей? |
Как вы думаете, почему автор включил в свой текст рисунки? |
Как вы думаете, каким человеком вырос мальчик, который рисовал змей снаружи и изнутри? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7
Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...
Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов
Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...