Формирование и развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Маркитанова Наталья Николаевна
Статья посвящена важности формирования и развития читательской грамотности учащихся в современной школе в условиях цифровой эпохи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие читательской грамотности

на уроках русского языка и литературы

        Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать и анализировать информацию из текстов в различных контекстах. Она является одним из ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и жизни в современном обществе.

        На уроках русского языка и литературы читательская грамотность играет важную роль. С помощью чтения и анализа текстов ученики могут развивать свои навыки понимания, интерпретации и оценки информации. Они учатся определять основную идею текста, выделять ключевые моменты, анализировать структуру и стиль изложения, а также делать выводы на основе прочитанного.

        Для развития читательской грамотности на уроках русского языка и литературы можно использовать различные методы и приёмы. Например, можно предложить ученикам прочитать текст и ответить на вопросы о его содержании, структуре и стиле. Можно также попросить учеников сравнить два или более текстов на одну тему и определить их сходства и различия.

        Кроме того, на уроках можно проводить дискуссии о прочитанных текстах, чтобы ученики могли выразить своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Также можно предлагать ученикам писать эссе или рецензии на прочитанные тексты, чтобы они могли проявить свои аналитические способности и критическое мышление.

       Примеры популярных педагогических технологий, применяемых при обучении чтению на уровне основного общего образования:

       - Технологии развития критического мышления через чтение и письмо по И.В. Муштавинской (стадия вызова: поэтапное заполнение таблиц «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Плюс – Минус – Интересно»; стадия осмысления: конспектирование текста в виде «Бортового журнала» (вопросы – новая информация) или трехчастного «Дневника» (реакция на прочитанное с цитатами и комментариями – собственные размышления и ассоциации – вопросы, оставшиеся неразрешенными); стадия рефлексии: написание статьи для Википедии, создание рекламного буклета и пр.).

         - Технологии проблемного обучения (нахождение противоречий; ведение проблемного диалога на основе прочитанного; восстановление деформированного текста). 

        - Технологии работы в аутентичном информационном потоке:

       Приём «Верю или не верю». Способствует вдумчивой работе с текстом, критическому восприятию информации, умению делать выводы о точности и ценности данных. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. 

        Приём «Кубик Блума». Учитель (ученик) бросает кубик, на гранях которого написаны задания: предложи, назови, придумай, почему, объясни, поделись. Необходимо сформулировать вопрос к тексту по той грани, на которую выпадает кубик.    

           Развитие читательской грамотности помогает ученикам не только лучше понимать и интерпретировать тексты, но и применять полученные знания в реальной жизни. Это важный навык, который пригодится им в дальнейшем обучении, работе и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....