Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс)

        Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 8 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе

                Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 8 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

Задания для 8 класса

ЕЕ ГЛАЗА НА ЗВЕЗДЫ НЕ ПОХОЖИ

Формат текста: составной.

Текст 1

130 сонет

Её глаза на звёзды не похожи

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И чёрной проволокой вьётся прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щёк. А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И всё ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Уильям Шекспир

Текст 2

Песня группы «Би-2»

Её глаза на звезды непохожи,

В них бьётся мотыльком живой огонь.

Ещё один обычный вечер прожит,

А с ней он каждый раз другой.

Её упреки – вестники прохлады,

Как скошенная в августе трава.

И пусть в её словах ни капли правды,

Она божественно права.

Припев

Где-то ангелы кричат:

Прости – прощай! Плавится душа,

Как свеча

Разлилась по сердцу печаль:

Я на веки твой, ты –ничья.

Её сиянье затмевает солнце

И замерзает кровь в её тени.

Такое счастье дорого даётся:

Венец, откуда ни взгляни.

Любой валет в её большой колоде

Падёт, как жертва ревности слепой.

Она одна и от меня уходит

Давно проторенной тропой.

Лева Би-2 и Ян Николенко

Задания

Какой предстаёт возлюбленная в тексте 1? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста.

Репродукцию какой из предложенных картин (рис.1–2) вы могли бы соотнести с сонетом Шекспира и почему?

Назовите другое, более, по вашему мнению, подходящее к предложенному тексту, произведение живописи.

Какой предстаёт возлюбленная в тексте 2? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста.

Нужно ли поклонникам группы «Би-2» знать творчество Шекспира,

Чтобы понимать смысл песни? Объясните свою позицию

Как сравнение двух текстов обогащает понимание современной песни?

Если бы вам как режиссёру нужно было снимать клип на песню «Би-2»

«Её глаза», как ими визуальными средствами вы бы дополнили общую картину? Использовали бы вы сюжет произведений У.Шекспира?

Рис. 1. И. Крамской «Неизвестная»

Рис. 2. М. Врубель «Царевна-лебедь»

ДЕРЕВЕНСКОЕ ОКНО

Формат текста: сплошной

Текст

Фотография, на которой меня нет (отрывок)

        В школу я не ходил больше недели. Бабушка меня лечила и баловала, давала варенья, брусницы, настряпала отварных сушек, которые я очень любил. Целыми днями сидел я на лавке, глядел на улицу, куда мне ходу пока не было, от безделья принимался плевать на стекла, и бабушка стращала меня, мол, зубы заболят. Но ничего зубам не сделалось, а вот ноги, плюй не плюй, всё болят, всё болят. Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.

        Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками – и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину–и уже без листьев.

        Бабушка объяснила причуду эту так:

- Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.

        Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною, выдумывала разные штуковины, но много лет спустя, у писателя Александра Яшина, прочёл о том же: рябина от угара – первое средство. Народные приметы не знают границ и расстояний.

Бабушкины окна и соседские окна изучил я буквально – досконально, по выражению предсельсовета Митрохи.

        У дяди Левонтия нечего изучать. Про межрам у них ничего не лежит, и стекла в рамах не все целы – где фанерка прибита, где тряпками заткнуто, в одной створке красным пузом выперла подушка. В доме наискосок, у тетки Авдотьи, меж рам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение–цветочки. Они, эти бумажные цветочки, синие, красные, белые, отслужили свой век на иконах, на угловике и теперь попали украшением меж рам. И ещё у тётки Авдотьи за рамами красуется одноногая кукла, безносая собака-копилка, развешаны побрякушки без ручек и конь стоит без хвоста и гривы, с расковыренными ноздрями. Все эти городские подарки привозил деткам муж Авдотьи, Терентий, который где ныне находится–она и знать не знает. Года два и даже три может не появляться Терентий. Потом его словно коробейники из мешка вытряхнут, нарядного, пьяного, с гостинцами и подарками. Пойдёт тогда шумная жизнь в доме тётки Авдотьи. Сама тётка Авдотья, вся жизнью издёрганная, худая, бурная, бегучая, всё в ней навалом – и легкомыслие, и доброта, и бабья сварливость.

        Дальше тетки Авдотьиного дома ничего не видать. Какие там окна, что в них – не знаю. Раньше не обращал внимания – некогда было, теперь вот сижу да поглядываю, да бабушкину воркотню слушаю. Какая тоска!

В.П.Астафьев

Задания

Установите соответствие между описанием окна и хозяйкой дома.

1

Тётка Авдотья

…стёкла в рамах не все целы – где фанерка прибита, где тряпками заткнуто, водной створке красным пузом выперла подушка.

2

Жена дяди Левонтия Васеня

…межрам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками–и всё.

2

Бабушка

Межрам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение–цветочки.

Почему главный герой «досконально» изучил деревенские окна?

Как убранство деревенского окна характеризует его хозяйку?

Тётка Авдотья

Жена дяди Левонтия Васеня

Бабушка

С какой целью автор описывает деревенские окна?

Какие детали убранства дома могут охарактеризовать хозяев? Приведите примеры. Какие детали вашего дома характеризуют вас (или ваших родных, друзей)?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

ДУЭЛЬ

Формат текста: несплошной.

Текст 1

Герой нашего времени (фрагмент «Дуэль»)

        Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придётся первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу; спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

        Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий со своею совестью?

– Бросьте жребий, доктор!–сказал капитан.

Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял её к верху.

– Решётка! – закричал Грушницкий поспешно, как человек, которого вдруг разбудил дружеский толчок.

– Орёл!–сказал я.

Монета взвилась и упала, звеня; все бросились к ней.

– Вы счастливы, – сказал я Грушницкому, – вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьёте, то я не промахнусь – даю вам честное слово.

        Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство–выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! Одно могло этому помешать: мысль, что я потребую вторичного поединка.

– Пора! – шепнул мне доктор, дёргая за рукав, – если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то всё пропало. Посмотрите, он уж заряжает…если вы ничего не скажете, то я сам…

– Ни за что на свете, доктор!–отвечал я, удерживая его за руку,–вы всё испортите; вы мне дали слово не мешать… Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…

Он посмотрел на меня с удивлением.

-О, это другое!.. только на меня на том свете не жалуйтесь… Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то; другой мне.

        Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае лёгкой раны не опрокинуться назад.

        Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…

Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.

Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

– Не могу,– сказал он глухим голосом.

– Трус!–отвечал капитан.

        Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперёд, чтоб поскорей удалиться от края.

– Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! – сказал капитан,–теперь твоя очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! – Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха. – Не бойся, – прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого, – всё вздор на свете!.. Натура– дура, судьба– индейка, а жизнь–копейка!

        После этой трагической фразы, сказанной с приличною важностью, он отошёл на свое место; Иван Игнатьич со слезами обнял также Грушницкого, и вот он остался один против меня. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.

        Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть лёгкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку.

-Я вам советую перед смертью помолиться Богу, – сказал я ему тогда.

– Не заботьтесь о моей душе больше, чем о своей собственной. Об одном вас прошу: стреляйте скорее.

– И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

– Господин Печорин! – закричал драгунский капитан, –вы  здесь не для того, чтоб исповедовать, позвольте вам заметить… Кончим те скорее; неравно кто-нибудь проедет по ущелью–и нас увидят.

– Хорошо. Доктор, подойдите ко мне.

Доктор подошёл. Бедный доктор! он был бледнее, чем Грушницкий десять минут тому назад.

Следующие слова я произнёс нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор:

Рис. 1. М. А. Врубель.

Дуэль Печорина с Грушницким

-Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, –и хорошенько!

– Не может быть! – кричал капитан, – не может быть! я зарядил оба пистолета; разве что из вашего пуля выкатилась… Это не моя вина! – А вы не имеете права перезаряжать… никакого права… это совершенно против правил; я не позволю…

– Хорошо! – сказал я капитану, – если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях…

Он замялся.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущённый и мрачный.

– Оставь их! Сказал он наконец капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора…–Ведь ты сам знаешь, что они правы.

        Напрасно капитан делал ему разные знаки,–Грушницкий не хотел и смотреть.

Между тем доктор зарядил пистолет и подал мне. Увидев это, капитан плюнул и топнул ногой.

– Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем… По делом же тебе! околевай себе, как муха… – Он отвернулся и отходя, пробормотал: – А всё-таки это совершенно против правил.

– Грушницкий! – сказал я, – ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; вспомни –мы были когда-то друзьями…

Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.

– Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Я выстрелил…

Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

М.Ю.Лермонтов

Задания

Объясните, в каких фрагментах текста передано психологическое состояние Грушницкого во время дуэли

Как Печорин испытывает на туру Грушницкого во время поединка?

Какие позы героев на иллюстрации М.Врубеля передают их взаимоотношения? (рисунок 1)

Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

Какова идейно-композиционная роль сцены дуэли в структуре романа?

Почему дуэль как распространённый способ защиты чести и достоинства в XVIII–XIX веках не приемлем в наше время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса

Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе

Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...