Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс)
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности
читательской грамотности обучающихся 8 классов на уроках литературы. Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому
они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в
зависимости от поставленных целей и задач.
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_zadaniya_na_formirovanie_i_otsenku_chitatelskoy_gramotnosti_na_uroka_literatury.docx | 679.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности
читательской грамотности обучающихся 8 классов на уроках литературы. Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому
они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в
зависимости от поставленных целей и задач.
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.
Задания для 8 класса
ЕЕ ГЛАЗА НА ЗВЕЗДЫ НЕ ПОХОЖИ
Формат текста: составной.
Текст 1
130 сонет
Её глаза на звёзды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк. А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И всё ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Уильям Шекспир
Текст 2
Песня группы «Би-2»
Её глаза на звезды непохожи,
В них бьётся мотыльком живой огонь.
Ещё один обычный вечер прожит,
А с ней он каждый раз другой.
Её упреки – вестники прохлады,
Как скошенная в августе трава.
И пусть в её словах ни капли правды,
Она божественно права.
Припев
Где-то ангелы кричат:
Прости – прощай! Плавится душа,
Как свеча
Разлилась по сердцу печаль:
Я на веки твой, ты –ничья.
Её сиянье затмевает солнце
И замерзает кровь в её тени.
Такое счастье дорого даётся:
Венец, откуда ни взгляни.
Любой валет в её большой колоде
Падёт, как жертва ревности слепой.
Она одна и от меня уходит
Давно проторенной тропой.
Лева Би-2 и Ян Николенко
Задания
Какой предстаёт возлюбленная в тексте 1? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста. | |
Репродукцию какой из предложенных картин (рис.1–2) вы могли бы соотнести с сонетом Шекспира и почему? Назовите другое, более, по вашему мнению, подходящее к предложенному тексту, произведение живописи. | |
Какой предстаёт возлюбленная в тексте 2? Подтвердите свои рассуждения примерами из текста. | |
Нужно ли поклонникам группы «Би-2» знать творчество Шекспира, Чтобы понимать смысл песни? Объясните свою позицию | |
Как сравнение двух текстов обогащает понимание современной песни? | |
Если бы вам как режиссёру нужно было снимать клип на песню «Би-2» «Её глаза», как ими визуальными средствами вы бы дополнили общую картину? Использовали бы вы сюжет произведений У.Шекспира? | |
Рис. 1. И. Крамской «Неизвестная» | Рис. 2. М. Врубель «Царевна-лебедь» |
ДЕРЕВЕНСКОЕ ОКНО
Формат текста: сплошной
Текст
Фотография, на которой меня нет (отрывок)
В школу я не ходил больше недели. Бабушка меня лечила и баловала, давала варенья, брусницы, настряпала отварных сушек, которые я очень любил. Целыми днями сидел я на лавке, глядел на улицу, куда мне ходу пока не было, от безделья принимался плевать на стекла, и бабушка стращала меня, мол, зубы заболят. Но ничего зубам не сделалось, а вот ноги, плюй не плюй, всё болят, всё болят. Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.
Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками – и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину–и уже без листьев.
Бабушка объяснила причуду эту так:
- Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.
Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною, выдумывала разные штуковины, но много лет спустя, у писателя Александра Яшина, прочёл о том же: рябина от угара – первое средство. Народные приметы не знают границ и расстояний.
Бабушкины окна и соседские окна изучил я буквально – досконально, по выражению предсельсовета Митрохи.
У дяди Левонтия нечего изучать. Про межрам у них ничего не лежит, и стекла в рамах не все целы – где фанерка прибита, где тряпками заткнуто, в одной створке красным пузом выперла подушка. В доме наискосок, у тетки Авдотьи, меж рам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение–цветочки. Они, эти бумажные цветочки, синие, красные, белые, отслужили свой век на иконах, на угловике и теперь попали украшением меж рам. И ещё у тётки Авдотьи за рамами красуется одноногая кукла, безносая собака-копилка, развешаны побрякушки без ручек и конь стоит без хвоста и гривы, с расковыренными ноздрями. Все эти городские подарки привозил деткам муж Авдотьи, Терентий, который где ныне находится–она и знать не знает. Года два и даже три может не появляться Терентий. Потом его словно коробейники из мешка вытряхнут, нарядного, пьяного, с гостинцами и подарками. Пойдёт тогда шумная жизнь в доме тётки Авдотьи. Сама тётка Авдотья, вся жизнью издёрганная, худая, бурная, бегучая, всё в ней навалом – и легкомыслие, и доброта, и бабья сварливость.
Дальше тетки Авдотьиного дома ничего не видать. Какие там окна, что в них – не знаю. Раньше не обращал внимания – некогда было, теперь вот сижу да поглядываю, да бабушкину воркотню слушаю. Какая тоска!
В.П.Астафьев
Задания
Установите соответствие между описанием окна и хозяйкой дома. | ||
1 | Тётка Авдотья | …стёкла в рамах не все целы – где фанерка прибита, где тряпками заткнуто, водной створке красным пузом выперла подушка. |
2 | Жена дяди Левонтия Васеня | …межрам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками–и всё. |
2 | Бабушка | Межрам навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, но главное там украшение–цветочки. |
Почему главный герой «досконально» изучил деревенские окна? | ||
Как убранство деревенского окна характеризует его хозяйку? | ||
Тётка Авдотья | ||
Жена дяди Левонтия Васеня | ||
Бабушка | ||
С какой целью автор описывает деревенские окна? | ||
Какие детали убранства дома могут охарактеризовать хозяев? Приведите примеры. Какие детали вашего дома характеризуют вас (или ваших родных, друзей)? |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
ДУЭЛЬ
Формат текста: несплошной.
Текст 1
Герой нашего времени (фрагмент «Дуэль»)
Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придётся первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу; спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.
Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий со своею совестью?
– Бросьте жребий, доктор!–сказал капитан.
Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял её к верху.
– Решётка! – закричал Грушницкий поспешно, как человек, которого вдруг разбудил дружеский толчок.
– Орёл!–сказал я.
Монета взвилась и упала, звеня; все бросились к ней.
– Вы счастливы, – сказал я Грушницкому, – вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьёте, то я не промахнусь – даю вам честное слово.
Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство–выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! Одно могло этому помешать: мысль, что я потребую вторичного поединка.
– Пора! – шепнул мне доктор, дёргая за рукав, – если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то всё пропало. Посмотрите, он уж заряжает…если вы ничего не скажете, то я сам…
– Ни за что на свете, доктор!–отвечал я, удерживая его за руку,–вы всё испортите; вы мне дали слово не мешать… Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…
Он посмотрел на меня с удивлением.
-О, это другое!.. только на меня на том свете не жалуйтесь… Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то; другой мне.
Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае лёгкой раны не опрокинуться назад.
Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…
Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.
Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
– Не могу,– сказал он глухим голосом.
– Трус!–отвечал капитан.
Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперёд, чтоб поскорей удалиться от края.
– Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! – сказал капитан,–теперь твоя очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! – Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха. – Не бойся, – прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого, – всё вздор на свете!.. Натура– дура, судьба– индейка, а жизнь–копейка!
После этой трагической фразы, сказанной с приличною важностью, он отошёл на свое место; Иван Игнатьич со слезами обнял также Грушницкого, и вот он остался один против меня. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть лёгкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку.
-Я вам советую перед смертью помолиться Богу, – сказал я ему тогда.
– Не заботьтесь о моей душе больше, чем о своей собственной. Об одном вас прошу: стреляйте скорее.
– И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?
– Господин Печорин! – закричал драгунский капитан, –вы здесь не для того, чтоб исповедовать, позвольте вам заметить… Кончим те скорее; неравно кто-нибудь проедет по ущелью–и нас увидят.
– Хорошо. Доктор, подойдите ко мне.
Доктор подошёл. Бедный доктор! он был бледнее, чем Грушницкий десять минут тому назад.
Следующие слова я произнёс нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор:
Рис. 1. М. А. Врубель.
Дуэль Печорина с Грушницким
-Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, –и хорошенько!
– Не может быть! – кричал капитан, – не может быть! я зарядил оба пистолета; разве что из вашего пуля выкатилась… Это не моя вина! – А вы не имеете права перезаряжать… никакого права… это совершенно против правил; я не позволю…
– Хорошо! – сказал я капитану, – если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях…
Он замялся.
Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущённый и мрачный.
– Оставь их! Сказал он наконец капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора…–Ведь ты сам знаешь, что они правы.
Напрасно капитан делал ему разные знаки,–Грушницкий не хотел и смотреть.
Между тем доктор зарядил пистолет и подал мне. Увидев это, капитан плюнул и топнул ногой.
– Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем… По делом же тебе! околевай себе, как муха… – Он отвернулся и отходя, пробормотал: – А всё-таки это совершенно против правил.
– Грушницкий! – сказал я, – ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; вспомни –мы были когда-то друзьями…
Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
– Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…
Я выстрелил…
Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.
М.Ю.Лермонтов
Задания
Объясните, в каких фрагментах текста передано психологическое состояние Грушницкого во время дуэли |
Как Печорин испытывает на туру Грушницкого во время поединка? |
Какие позы героев на иллюстрации М.Врубеля передают их взаимоотношения? (рисунок 1) |
Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина? |
Какова идейно-композиционная роль сцены дуэли в структуре романа? |
Почему дуэль как распространённый способ защиты чести и достоинства в XVIII–XIX веках не приемлем в наше время? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7
Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...
Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов
Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...