Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс)

Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

         Использование реальной ситуации в заданиях по формированию читательской грамотности, представленной в различных контекстах, способствует, с одной стороны, социализации обучающихся и обогащению их личного социального опыта, а с другой – наполняет практическим смыслом учебную деятельность обучающихся, стимулирует познавательный интерес и повышает мотивацию к обучению.

         Включение в образовательную деятельность заданий по читательской грамотности, отвечающих требованиям концептности, контекстности, комплексности и компетентности, предполагает изменение форм образовательной деятельности, используемых технологий и методов. Последние должны способствовать деятельностному освоению учебного материала, обеспечивать обучающимся возможность адекватно представить реальную проблему, трансформировать ее в соответствующую предметную (межпредметную) модель, которую необходимо решить (исследовать) и далее интерпретировать результаты в контексте реальной ситуации.

Формирование читательской грамотности направлено на освоение обучающимися новых видов предметных и метапредметных умений, совокупность которых следует рассматривать как адаптационный потенциал как в ежедневных жизненных ситуациях, так и в будущей профессии.

        Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 9 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе

        Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

        Использование реальной ситуации в заданиях по формированию читательской грамотности, представленной в различных контекстах, способствует, с одной стороны, социализации обучающихся и обогащению их личного социального опыта, а с другой – наполняет практическим смыслом учебную деятельность обучающихся, стимулирует познавательный интерес и повышает мотивацию к обучению.

        Включение в образовательную деятельность заданий по читательской грамотности, отвечающих требованиям концептности, контекстности, комплексности и компетентности, предполагает изменение форм образовательной деятельности, используемых технологий и методов. Последние должны способствовать деятельностному освоению учебного материала, обеспечивать обучающимся возможность адекватно представить реальную проблему, трансформировать ее в соответствующую предметную (межпредметную) модель, которую необходимо решить (исследовать) и далее интерпретировать результаты в контексте реальной ситуации.

Формирование читательской грамотности направлено на освоение обучающимися новых видов предметных и метапредметных умений, совокупность которых следует рассматривать как адаптационный потенциал как в ежедневных жизненных ситуациях, так и в будущей профессии.

        Задания направлены на формирование и диагностику сформированности

 читательской грамотности обучающихся 9 классов на уроках литературы.        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в 

зависимости от поставленных целей и задач.

      Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используются различные ситуации, социально и личностно близкие обучающимся.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

ДУЭЛЬ

Формат текста: несплошной.

Текст 1

Герой нашего времени (фрагмент «Дуэль»)

        Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придётся первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу; спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

        Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий со своею совестью?

– Бросьте жребий, доктор!–сказал капитан.

Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял её к верху.

– Решётка! – закричал Грушницкий поспешно, как человек, которого вдруг разбудил дружеский толчок.

– Орёл!–сказал я.

Монета взвилась и упала, звеня; все бросились к ней.

– Вы счастливы, – сказал я Грушницкому, – вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьёте, то я не промахнусь – даю вам честное слово.

        Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство–выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! Одно могло этому помешать: мысль, что я потребую вторичного поединка.

– Пора! – шепнул мне доктор, дёргая за рукав, – если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то всё пропало. Посмотрите, он уж заряжает…если вы ничего не скажете, то я сам…

– Ни за что на свете, доктор!–отвечал я, удерживая его за руку,–вы всё испортите; вы мне дали слово не мешать… Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…

Он посмотрел на меня с удивлением.

-О, это другое!.. только на меня на том свете не жалуйтесь… Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то; другой мне.

        Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае лёгкой раны не опрокинуться назад.

        Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…

Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.

Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

– Не могу,– сказал он глухим голосом.

– Трус!–отвечал капитан.

        Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперёд, чтоб поскорей удалиться от края.

– Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! – сказал капитан,–теперь твоя очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! – Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха. – Не бойся, – прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого, – всё вздор на свете!.. Натура– дура, судьба– индейка, а жизнь–копейка!

        После этой трагической фразы, сказанной с приличною важностью, он отошёл на свое место; Иван Игнатьич со слезами обнял также Грушницкого, и вот он остался один против меня. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.

        Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть лёгкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку.

-Я вам советую перед смертью помолиться Богу, – сказал я ему тогда.

– Не заботьтесь о моей душе больше, чем о своей собственной. Об одном вас прошу: стреляйте скорее.

– И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

– Господин Печорин! – закричал драгунский капитан, –вы  здесь не для того, чтоб исповедовать, позвольте вам заметить… Кончим те скорее; неравно кто-нибудь проедет по ущелью–и нас увидят.

– Хорошо. Доктор, подойдите ко мне.

Доктор подошёл. Бедный доктор! он был бледнее, чем Грушницкий десять минут тому назад.

Следующие слова я произнёс нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор:

Рис. 1. М. А. Врубель.

Дуэль Печорина с Грушницким

-Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, –и хорошенько!

– Не может быть! – кричал капитан, – не может быть! я зарядил оба пистолета; разве что из вашего пуля выкатилась… Это не моя вина! – А вы не имеете права перезаряжать… никакого права… это совершенно против правил; я не позволю…

– Хорошо! – сказал я капитану, – если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях…

Он замялся.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущённый и мрачный.

– Оставь их! Сказал он наконец капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора…–Ведь ты сам знаешь, что они правы.

        Напрасно капитан делал ему разные знаки,–Грушницкий не хотел и смотреть.

Между тем доктор зарядил пистолет и подал мне. Увидев это, капитан плюнул и топнул ногой.

– Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем… По делом же тебе! околевай себе, как муха… – Он отвернулся и отходя, пробормотал: – А всё-таки это совершенно против правил.

– Грушницкий! – сказал я, – ещё есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; вспомни –мы были когда-то друзьями…

Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.

– Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Я выстрелил…

Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

М.Ю.Лермонтов

Задания

Объясните, в каких фрагментах текста передано психологическое состояние Грушницкого во время дуэли

Как Печорин испытывает на туру Грушницкого во время поединка?

Какие позы героев на иллюстрации М.Врубеля передают их взаимоотношения? (рисунок 1)

Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

Какова идейно-композиционная роль сцены дуэли в структуре романа?

Почему дуэль как распространённый способ защиты чести и достоинства в XVIII–XIX веках не приемлем в наше время?

ЗАЧЕМ ПРИДУМЫВАЮТ ФЕЙКИ?

Тип текста: составной.

Текст 1

Горе от ума (отрывок)

Действие 3

Явление 14

София (про себя)

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

Г.N. (подходит)

Вы в размышленье.

София

Об Чацком.

Г.N.

Как его нашли по возвращеньи?

София

Он не в своем уме.

Г.N.

Уж ли с ума сошёл? София (помолчавши)

Не то, чтобы совсем...

Г.N.

Однако есть приметы?

София (смотрит на него пристально)

Мне кажется.

Г.N.

Как можно, в эти леты!

София

Как быть! (В сторону.)

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

У год ноль на себе примерить?

(Уходит.)

Явление 15

Г.N., потом г.D.Г.N.

Сума сошёл!.. Ей кажется... вот на!

Не даром? Стало быть... с чего б взяла она!

Ты слышал?

Г.D.

Что?

Г.N.

Об Чацком?

Г.D.

Что такое?

Г.N.

Сума сошёл!

Г.D.

Пустое.

Г.N.

Не я сказал, другие говорят.

Г.D.

А ты расславить это рад?

Г.N.

Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает.

(Уходит.)

Явление 16

Г.D.,потом Загорецкий.

Г.D.

Верь болтуну!

Услышит вздор, и тот час повторяет!

Ты знаешь ли об Чацком?

Загорецкий

Ну? Г.D.

С ума сошел! Загорецкий

А! знаю, помню, слышал.

Как мне не знать? примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут...

Схватили, в жёлтый дом, и на́ цепь посадили.

Г.D.

Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.

Загорецкий

Так сцепи, стало быть, спустили.

Г.D.

Ну, милый друг, с тобой не надобно газет,

Пойду-ка я, расправлю крылья,

У всех повыспрошу; однако, чур! секрет.

(Уходит.)

<…>Действие 4

Явление 14 Фамусов

<…>

Сама его безумным называла!

Нет! Глупость на меня и слепота напала!

Всё это заговор, и в заговоре был

Он сам, и гости все. За что я так наказан!..

Чацкий

(Софии)

Так этим вы мыслом я вам ещё обязан?

Фамусов

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подерётесь, не поверю.

<…>

Чацкий

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!–

Карету мне, карету!

Явление 15

Кроме Чацкого.

Фамусов

Ну что? Не видишь ты, что он сума сошел?

Скажи сурьёзно: Безумный! Что он тут за чепуху молол!

Низко поклонник! тесть! И про Москву так грозно!

А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

А.С.Грибоедов

Текст 2

Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

Уинстон Черчилль

Слово «фейк» прочно закрепилось в лексиконе интернет-пользователей, хотя оно употребляется не только на просторах сети, но и в реальной жизни. Произошел термин из английского языка – «fake». В дословном переводе он означает «подделка», «обман», «фальшивка», «имитация». В ряде ситуаций он используется как глагол – «прикидываться», «мошенничать». В общем, под ним принято понимать все, что не имеет отношения к реальному, настоящему.

По материалам Интернета

Текст 3

Фейковые новости – действительно острая проблема. В социальных сетях и Интернете они разлетаются с огромной скоростью, и это хороший инструмент для тех, кто хочет ввести общественность в заблуждение ради достижения собственных целей. Так поступают желающие хайпануть, выступить против чужого (верного) мнения, собрать как можно больше подписчиков и даже заработать на этом. Проблема в том, что в социальных сетях много молодежи, и далеко не все её представители в силу отсутствия определённого жизненного опыта могут разграничить правду и вымысел, найти достоверный источник информации. Некоторые верят всему, что пишут в Интернете, а если ещё у аккаунта полно подписчиков, полагают, что ему явно можно доверять. Многие ребята не станут смотреть новости, заходить на официальные сайты, чтобы проверить факты, потому что им лень это делать. Они просто не заподозрят и не увидят в опубликованном посте лжи, но при этом своими лайками помогут создателям и дальше активно распространять фейковую информацию. Мы напоминаем: не всей информации стоит безоговорочно доверять. Ведь ещё Владимир Ильич Ленин предупреждал:

«Проблема цитат в сети Интернет заключается в том, что люди безоговорочно верят в их подлинность».

Сергей Клишевич

URL: https://www.yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.sb.by%2Farticles

%2Fvsya-pravda-o-feyk-nyuz.html

Текст 4

Вот эти духоподъёмные строки, активно распространяющиеся в Сети: «Александр Сергеевич Пушкин, находясь на карантине по поводу холеры в Болдино, обращается к нам сегодняшним!!!

Позвольте, жители страны,

В часы душевного мученья

Поздравить вас из за точенья

С великим праздником весны!

Всё утрясется, всё пройдет,

Уйдут печали и тревоги,

Вновь станут гладкими дороги

И сад, как прежде, за цветёт.

На помощь разум призовём,

Сметём болезнь силой знаний

И дни тяжелых испытаний

Одной семьёй переживём.

Мы станем чище и мудрей,

Не сдавшись мраку и испугу,

Воспрянем духом и друг другу

Мы станем ближе и добрей.

И пусть за праздничным столом

Мы вновь пора дуемся жизни,

Пусть в этот день пошлёт Всевышний

Кусочек счастья в каждый дом!

А.С.Пушкин,1827год.

        Мне эти стихи прислал по Ватсапу приятель. Между прочим, учитель с высшим образованием. «Какая весна? – ответил я. – Какой 1827 год? Пушкин был в холерном карантине в Болдино в сентябре-ноябре 1830 года. Фейк!»

        Однако друзья продолжали слать карантинные стихи. За мель калиони и в моей фейсбучной ленте. Зазвучали на радио, ТВ… Живущий ныне в Германии Альфред Кох, зампредседателя правительства РФ в 90-е годы, сам литератор, номинант премии «Большая книга», тоже купился, разместил стихи в Фейсбуке.

        Тогда я решил отыскать настоящего автора.

        Оказалось, настоящий автор – сетевой поэт из Казахстана под псевдонимом Урри Грим. Но в мистификации Грим ни капельки не виноват.         Обычно он пишет иронические стихи, но 21 марта в Фейсбуке разместило это, снабдив таким предисловием:

21 марта в 07:05 ·

Саламалейкум, честной народ!

Как говорится, коронавирус – коронавирусом, а Наурыз по распорядку.

Это единственный праздник, к которому я отношусь трепетно, ибо только он олицетворяет собой пробуждение от сна и наступление новой жизни.

От души поздравляю вас, люди доброй воли!

P.S. Кстати, сегодня также отмечается Всемирный день поэзии. Я ни на что не намекаю, но И никаких подписей–Пушкин,1827год…

        Теперь понятно, откуда у «затворника болдинской осени Александра Сергеевича» взялся праздник весны?

        Обратите внимание: стихи появились в Сети 21 марта. И всего за несколько дней обрели сверхпопулярность, разлетелись по миру. Это тоже понятно. В условиях вселенской паники, падения мировой экономики, цены барреля, жутких ежедневных новостей о всё новых и новых жертвах коронавируса, карантинов, самоизоляций, чудовищных фейков людям нужен хоть какой-то лучик света, кусочек счастья, надежда на будущее.

        Всё это и дает нам оптимистичное стихотворение Урри Грима. Он ведь сам в карантине, как и другие жители Алматы. Старается не падать духом.

        Но, согласитесь, на стихи неведомого поэта мало кто обратил бы внимание. Чтобы они тронули души огромного количества людей, требовалась мистификация, громкое имя. Кто-то мудрый в Сети сотворил добрый фейк, приписав актуальнейшее сегодня стихотворение Александру Сергеевичу Пушкину. Благо, тот тоже был в «заточеньи», в холерном карантине в Болдино.

URL: https://www.krsk.kp.ru/daily/27109.4/4184623/

Задания

Из чего зародился слух о сумасшествии Чацкого?

Какая тема объединяет тексты?

Зачем придумывают фейки?

Чем опасна не проверенная, лживая информация?

Найдите в представленных текстах фейковую информацию. Как вы смогли это определить?

Как отличить фейк?

Какова причина популярности фейков в наше время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса

Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов...