О русском языке с любовью.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
О русском языке с любовью.
Задача воспитания интереса обучающихся к русскому языку очень важна и актуальна.
Необходимо поднять значимость русского языка в глазах детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О русском языке с любовью. | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
О русском языке с любовью.
Ушёл в историю 2007 год - год русского языка, но не ушла проблема, над которой много лет работают учителя - словесники: привитие школьникам любви к русскому языку, чувства гордости, воспитание истинного гражданина, любящего свой родной язык.
Велико значение русского языка в современном мире. Он стал языком единства, сотрудничества и дружбы многих государств. Русский язык существенно обогатил культуры других народов, позволил приобщиться к великим культурным ценностям человечества.
В сложившихся условиях значительно возрастает роль учителя - словесника современной школы не только в подготовке грамотных учащихся, но и в воспитании настоящих граждан своей Родины, любящих родной язык как национальное достояние страны. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Именно поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна.
Как поднять значимость русского языка в глазах детей, сознание которых заполнено уже укоренившейся иностранной лексикой, стирающей грани между своим и чужим? К.Д. Ушинский отводил ведущее место в школе русскому языку, указывал пути и методы работы учителя- словесника, стремящегося вызвать интерес и любовь к русскому языку и его создателю, великому русскому народу. Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьников в процессе самостоятельного « открытия» новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда. Учитель-словесник должен помнить, что в основе работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, которые сделали его одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Достичь высоких результатов можно лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке.
Показать красоту русского языка, прибегнув к эмоциональным высказываниям классиков о нём, бесспорно, необходимо. Но вопрос встаёт о том, как лучше это сделать. К. Д. Ушинский считал, что интерес к родному языку должен быть не созерцательным, а действенным. Эта мысль нацеливает учителя на практическую направленность в работе с детьми. На мой взгляд, будет целесообразнее, если учитель поможет найти школьнику нужную цитату, указав лишь автора и произведение. Ученик, проведя большую поисково-исследовательскую работу, перелопатив горы полезных книг, по крупице собирая материал по проблеме, соприкоснётся с мыслями и чувствами автора высказывания и трепетно преподнесёт найденный материал своим одноклассникам на уроке. Такой метод работы оставит яркий след в сознании школьников ещё и потому, что к этому высказыванию юный исследователь подготовит портрет автора или небольшое сообщение о нём. Например, при подготовке к уроку в 10 классе по данной теме были представлены не только известные высказывания о русском языке, которые они заучивают наизусть, но и ряд других находок:
«Как материал словесности язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед европейскими». (А. С.Пушкин.)
« Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нём раздолье».
(К. Д. Бальмонт).
« Как по-татарски мне сказать - закат
В реке волнуется полоской узкой?
Я сын родной родного языка,
Но сладостно мне говорить по-русски ». (Р. Бухарает).
«Слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно». ( К. Г. Паустовский).
«Я ко всем народам ключ имею.
Я со всей планетою знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком». (С. Данилов).
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн).
Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А. Н. Толстой).
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н. В. Гоголь).
Учащиеся не могли не вспомнить и о том, что ещё в18 веке М. В. Ломоносов говорил, что русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а через 100 лет ему вторил А. И. Герцен, которому русский язык представлялся « гибким, могучим, способным выдержать и самые отвлечённые идеи германской метафизики, и лёгкую, сверкающую игру французского остроумия».
Готовясь к уроку, посвящённому роли русского языка в современном мире, мои школьники делают интересные проекты на основе СМИ, личных наблюдений, исторических справок, сопоставлений, социологических опросов населения. В результате проведённой многогранной работы юные исследователи узнают о том, что русский язык – язык русской нации и средство межнационального общения, один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков», как государственный язык функционирует во всех сферах общественной жизни. Он преподаётся во всех школах, в вузах России и во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. Свыше 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Эти факты не могут не вызвать чувство гордости юных лингвистов.
Опыт показывает, что только творческий подход учителя поможет создать атмосферу понимания сути проблемы и желание воспитанников стать достойными преемниками языка наших классиков. Специфика внеклассной работы по предмету должна также способствовать не только углублению знаний по русскому языку, но и привитию интереса и любви к нему. При этом наиболее эффективными формами работы могут быть разнообразные викторины, кроссворды, шарады, метаграммы, лингвистические сказки, олимпиады, которые развивают интерес школьников к изучению родного языка, помогают им почувствовать красоту и силу русского слова. Вот одна из лингвистических сказок, придуманных детьми о русском языке.
В древнерусском городе Чистословенске много лет тому назад жил-был простой русский парень необыкновенной красоты по имени Язык. В детстве он любил взбираться на вершины, касаясь высоких слов, и спускаться вниз, соприкасаясь с просторечиями. Юноша был весёлым и певучим во время народных гуляний, метким и ловким во время охоты на красноречия. Одежда Языка отличалась нежными красками, тонкими оттенками, что делало его лёгким и живым как жизнь. Вырос он вскоре и стал великим и могучим, каких не знала земля русская. И влюбился он в местную красавицу по имени Грамматика. Она слыла неподкупной, величественной и таинственной особой. Девушка ответила Языку взаимностью. Казалось, счастье было рядом. Но завистливая фея Сквернословие решила навести злые чары на молодого юношу и напоила его зельем, соединившим в себе слова всех известных словарей земли. И занемог юноша. Страшная болезнь лишила его умения говорить и мыслить, отравила чувство юмора. Силы Языка постепенно таяли. Он едва мог произносить родные русские слова, которые уже не были столь яркими и красочными, как прежде. Кроме того, невольно просачивалась в сознание Языка иностранная лексика. Она давила душу, уменьшала силу и значение русского слова. Последнее, что успел произнести Язык, было: «SOS».Услышала Грамматика позывные милого и примчалась к нему со скоростью мысли. Окропила она парня живой водой, смешанной с песней соловья, запахом русских полевых цветов, неуловимым благозвучием и девичьей красотой. Открыла Грамматика глаза Языку, и стал он ещё краше, пластичнее, богаче. Молодые теперь вместе живут да пробуждают в окружающих чуткость к красоте родного слова.
В. Сухомлинский писал: «Подлинный мастер - словесник добивается того, что его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе. Ему хочется стать лучше, чем он есть…». Постичь тайны слова на практике, выразить своё отношение к нему помогают и творческие конкурсы юных поэтов о русском языке. На своих уроках я приобщаю школьников к великому искусству слова: учу писать сказки, рассказы, стихи о русском языке. При этом у меня выработана собственная методика: сначала читаю детям произведение для обсуждения, написанное мною, затем предлагаю школьникам следовать примеру. Вот некоторые из них, посвящённые русскому языку.
Мой язык - душа народа.
Средь земных наследств незримых
Человек привык
Получать, как дар бесценный,
Свой родной язык.
Мне достался от потомков
Пушкина язык.
С ним вершины небывалой
Классик наш достиг.
Благозвучен и прозрачен,
Как лесной родник,
Краской мудрости наполнен
Русский наш язык.
С ним в нелегких испытаньях
Выживал народ.
Песню русскую, простую
Вторил хоровод.
Гибкий, нежный и могучий,
Как же ты велик!
Гордый, славный, неподкупный,
Русский наш язык.
Ты открыл мне мир безбрежный.
Чтоб его познать,
Надо трепетно и стойко
Русский изучать.
Мой язык - душа народа,
Радость, память, кровь.
Он несет надежду миру,
Счастье и любовь.
Как прекрасен язык и велик.
Мало быть гражданином России
И по – русски уметь говорить.
Свой родной и великий русский
Надо просто по – русски любить.
Так любить, чтобы каждое слово,
Как росинка, купаясь в лучах,
Серебрилось, лаская душу,
В твоих нежных и сладких речах.
Пусть гармония ярких созвучий
Пополняет русский язык.
Лишь тогда ты поймёшь, пожалуй,
Как прекрасен он и велик!
Путь к познанью велик и долог,
Сколько б вам не дано прожить.
Пусть не каждый из нас филолог,
С языком должен каждый дружить!
(Логачёва Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы).
Мне другой язык не нужен.
Родные русские слова
Покрыли россыпью жемчужин
Леса, поля и небеса,
И мне другой язык не нужен.
И я поспорить с иноземцем
Любым сейчас вполне готов
О том, что русский – самый лучший
Среди известных языков.
Он изменений претерпел немало
На долгом жизненном пути,
И языка прекрасней в мире
Сейчас, пожалуй, не найти.
(Манько Павел, 10 класс).
Гимн русскому языку.
Язык родной мой русский,
Я гимн пою тебе.
Ты не погиб в сраженьях,
Ты выстоял в борьбе.
Пусть время быстротечно,
И пусть бегут года.
Не властны над тобою
Ни зависть, ни беда.
Ты нежной позолотой
Окрасить можешь речь,
К устам умелым русским
Незрячего привлечь.
Твоих богатств несметных
В казне не сосчитать.
Стремятся иностранцы
Наш русский изучать.
Так процветай, любимый,
Могучий и родной,
Язык великий русский,
Навеки мы с тобой!
(Сивкова Елена, 10 класс).
Я обязан язык беречь.
Я на русской земле родился.
Мне понятна лишь русская речь.
И, как истинный сын России,
Я обязан язык беречь.
Тот язык, что Сергей Есенин,
Как бесценный свой дар берёг.
И искрилось в устах его слово,
По- другому поэт не мог.
Его нежно родные берёзы,
Как невесты, роняют слёзы:
Старину они просят беречь
И родную русскую речь.
Но сегодня иная картина:
Иностранная речь, как лавина,
Как ужасный и грозный смерч,
Засоряет русскую речь.
Если б предки сейчас посмотрели!
В мишуру мы язык свой одели,
В иностранно-чужие одежды,
На Руси невиданные прежде.
Я за то, чтоб язык мой русский
Укреплял мировой прогресс.
Но при этом к русскому слову
Не терялся живой интерес.
Верю я, что язык наш русский
Обретёт триумфальный лик.
И на всех языках отзовётся:
«Как прекрасен он и велик!».
(Логачёв Роман, 11 класс).
Свои произведения оформляем в виде книжек-малышек, которые пополняют творческую копилку «Лингвистические находки», а также публикуем в стенгазете «Школьный вестник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Портфолио учителя русского языка и литературы Якименко Любови Николаевны
Портфолио учителя русского языка и литературы...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
«Кристалл» школьного издания, или любовь к «царственному слову» (Головко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы, редактор независимого детско-юношеского журнала «Мы» МБОУ «Гимназия№96» г.Казани)
Школьное издание в XXI веке, отражая многообразную жизнь учеников и их учителей как в учебное, так и в внеурочное время, не может пройти мимо освещения жизни и творчества писателей, которые заст...
Коммуникативно-ситуативные упражнения для развития связной речи на уроках русского языка, объединённые общей темой – любовью к Родине, малой родине
Данные упражнения развивают навыки связной устной речи....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...