О русском языке с любовью.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Логачёва Татьяна Владимировна

                               О русском языке с любовью.

Задача воспитания интереса обучающихся к русскому языку очень важна и актуальна.

Необходимо  поднять значимость русского языка в глазах детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О русском языке с любовью.21.2 КБ

Предварительный просмотр:

                               О русском языке с любовью.

Ушёл в историю  2007 год - год русского языка, но не ушла проблема, над которой  много  лет работают учителя - словесники: привитие школьникам любви к русскому языку, чувства гордости, воспитание  истинного гражданина, любящего свой родной язык.

Велико значение русского языка в современном мире. Он стал языком единства, сотрудничества и дружбы многих государств. Русский язык существенно обогатил культуры других народов, позволил приобщиться к великим культурным ценностям человечества.

В сложившихся условиях значительно возрастает роль учителя - словесника современной школы не только в подготовке грамотных учащихся, но и в воспитании настоящих граждан своей Родины, любящих родной язык как национальное достояние страны. Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык дети часто воспринимают лишь  как свод  орфографических и пунктуационных  правил. Именно поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна.

Как поднять значимость русского языка в глазах детей,  сознание которых заполнено уже укоренившейся иностранной лексикой, стирающей грани между своим и чужим? К.Д. Ушинский отводил ведущее место в школе  русскому языку, указывал пути и методы работы учителя- словесника,  стремящегося вызвать интерес и любовь к русскому языку и его создателю, великому русскому народу. Есть целый ряд условий, способствующих  возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения  предмета,  активные действия школьников в процессе самостоятельного  « открытия»  новых знаний,  разнообразие информации и способов действий в процессе  учебного труда. Учитель-словесник должен помнить, что в основе работы по воспитанию интереса к предмету  лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, которые сделали его  одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Достичь высоких результатов можно лишь в процессе повседневной кропотливой работы на каждом уроке.

 Показать красоту русского языка, прибегнув к  эмоциональным высказываниям классиков о нём, бесспорно, необходимо. Но вопрос встаёт о том, как лучше это сделать. К. Д. Ушинский считал, что интерес к родному языку должен быть не созерцательным, а действенным. Эта мысль нацеливает учителя на практическую направленность в работе с детьми.  На мой взгляд, будет целесообразнее, если учитель  поможет найти школьнику нужную цитату, указав лишь автора и произведение.   Ученик, проведя большую поисково-исследовательскую работу, перелопатив горы полезных  книг, по крупице собирая материал по проблеме, соприкоснётся с мыслями и чувствами автора высказывания и трепетно преподнесёт найденный материал своим одноклассникам на уроке. Такой метод работы оставит яркий след в сознании школьников ещё и потому,  что к этому высказыванию юный исследователь подготовит портрет автора или небольшое сообщение о нём. Например, при подготовке к уроку  в 10 классе по данной теме были представлены не только известные   высказывания о русском языке, которые  они заучивают наизусть, но и ряд других находок:

«Как материал словесности язык  славяно -  русский имеет неоспоримое превосходство перед европейскими». (А. С.Пушкин.)

« Язык, великолепный наш язык, степное и речное в нём раздолье».

 (К. Д. Бальмонт).

« Как по-татарски мне сказать - закат

В реке волнуется полоской узкой?

Я сын родной родного языка,

Но сладостно мне говорить по-русски ». (Р. Бухарает).

«Слово может обогатить язык, только если оно образно, благозвучно и понятно». ( К. Г. Паустовский).

«Я ко всем народам ключ имею.

Я со всей планетою знаком.

Это потому, что я владею

 Русским  всеохватным языком». (С. Данилов).

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн).

Русский народ создал язык  «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А. Н. Толстой).

« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н. В. Гоголь).

 Учащиеся не могли не вспомнить и о том, что ещё в18 веке М. В. Ломоносов говорил, что русскому языку присущи великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а  через 100 лет ему вторил А. И. Герцен, которому русский язык представлялся « гибким, могучим, способным выдержать и самые отвлечённые идеи германской метафизики, и лёгкую, сверкающую игру французского остроумия».

Готовясь к уроку, посвящённому роли русского языка в современном мире, мои  школьники  делают интересные проекты на основе СМИ, личных наблюдений, исторических справок, сопоставлений, социологических опросов населения. В результате проведённой многогранной работы юные исследователи  узнают о том, что русский язык – язык русской нации и средство межнационального общения, один из официальных  и рабочих языков  ООН, ЮНЕСКО и других  международных  организаций; входит в число  «мировых языков», как государственный язык функционирует во всех сферах общественной жизни. Он преподаётся во всех школах,  в вузах России и во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. Свыше 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Эти факты не могут не вызвать чувство гордости юных лингвистов.

Опыт показывает, что только творческий подход учителя поможет создать атмосферу понимания сути проблемы и желание воспитанников стать достойными преемниками языка наших классиков. Специфика внеклассной работы по предмету  должна также способствовать не только углублению знаний по русскому языку, но и привитию интереса и любви к нему. При этом наиболее эффективными формами работы  могут быть разнообразные викторины, кроссворды, шарады,  метаграммы, лингвистические сказки, олимпиады, которые развивают интерес школьников к изучению родного языка, помогают им почувствовать красоту и силу русского слова.  Вот одна из лингвистических сказок, придуманных детьми о русском языке.

В древнерусском  городе Чистословенске много лет тому назад жил-был простой русский парень необыкновенной красоты по имени Язык. В детстве он любил взбираться на вершины, касаясь высоких слов, и спускаться вниз, соприкасаясь с просторечиями. Юноша был весёлым и певучим во время народных гуляний, метким и ловким во время охоты на красноречия. Одежда  Языка отличалась нежными красками, тонкими оттенками, что делало его лёгким и живым как жизнь. Вырос  он  вскоре и стал  великим и могучим,  каких не знала земля  русская. И влюбился он в местную красавицу  по имени Грамматика. Она слыла неподкупной, величественной и  таинственной особой. Девушка ответила Языку взаимностью. Казалось, счастье было рядом. Но завистливая фея Сквернословие решила навести  злые чары на молодого юношу и напоила его зельем, соединившим в себе слова всех известных словарей земли. И занемог  юноша. Страшная болезнь лишила его  умения  говорить и мыслить, отравила чувство юмора. Силы Языка постепенно таяли. Он едва мог произносить родные русские  слова, которые  уже не были  столь яркими и красочными,  как прежде.  Кроме того, невольно просачивалась в сознание Языка иностранная лексика. Она давила душу, уменьшала силу и значение  русского слова. Последнее, что успел произнести  Язык, было: «SOS».Услышала Грамматика позывные милого и примчалась к нему со скоростью мысли. Окропила она парня живой водой, смешанной с песней соловья, запахом русских полевых цветов, неуловимым благозвучием и девичьей красотой.  Открыла Грамматика глаза Языку, и стал он ещё краше, пластичнее, богаче. Молодые  теперь вместе живут   да  пробуждают  в окружающих чуткость к красоте родного слова.

                                                                                                                                                          В. Сухомлинский писал: «Подлинный мастер - словесник добивается того, что его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе. Ему хочется стать лучше, чем он есть…». Постичь тайны  слова на практике, выразить своё отношение к нему  помогают и творческие конкурсы юных поэтов о русском языке.  На своих уроках я  приобщаю школьников к великому искусству  слова: учу писать сказки,  рассказы, стихи о русском языке. При этом у меня выработана  собственная  методика:   сначала  читаю детям  произведение для обсуждения, написанное мною, затем предлагаю школьникам следовать примеру. Вот некоторые из них, посвящённые русскому языку.

          Мой язык -  душа народа. 

Средь земных наследств незримых

Человек привык

Получать, как дар бесценный,

Свой родной язык.

Мне достался от потомков

Пушкина язык.

С ним вершины небывалой

Классик наш достиг.

Благозвучен и прозрачен,

Как лесной родник,

Краской мудрости наполнен

Русский наш язык.

С ним в нелегких испытаньях

Выживал народ.

Песню русскую, простую

Вторил хоровод.

Гибкий, нежный и могучий,

Как же ты велик!

Гордый, славный, неподкупный,

Русский наш язык.

Ты открыл мне мир безбрежный.

Чтоб его познать,

Надо трепетно и стойко

Русский изучать.

Мой язык - душа народа,

Радость, память, кровь.

Он несет надежду миру,

Счастье и любовь.

Как прекрасен язык и велик.

Мало быть гражданином России

И по – русски уметь говорить.

Свой родной и великий русский

Надо просто по – русски любить.

Так любить, чтобы каждое слово,

Как росинка, купаясь в лучах,

Серебрилось, лаская душу,

В твоих нежных и сладких речах.

Пусть гармония ярких созвучий

Пополняет русский язык.

Лишь тогда ты поймёшь, пожалуй,

Как прекрасен он и велик!

Путь к познанью велик и долог,

Сколько б вам не дано прожить.

Пусть не каждый из нас филолог,

С языком должен каждый дружить!

(Логачёва Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы).

Мне другой язык не нужен.

Родные русские слова

Покрыли россыпью жемчужин

Леса, поля и небеса,

И мне другой язык не нужен.

И я поспорить с иноземцем

Любым сейчас вполне готов

О том, что русский – самый лучший

Среди известных языков.

Он изменений претерпел немало

На долгом жизненном пути,

И языка прекрасней  в мире

Сейчас, пожалуй, не найти.

(Манько Павел, 10 класс).

Гимн русскому языку.

Язык родной мой русский,

Я гимн пою тебе.

Ты не погиб в сраженьях,

Ты выстоял в борьбе.

Пусть время быстротечно,

И пусть бегут года.

Не властны над тобою

Ни зависть, ни беда.

Ты нежной позолотой

Окрасить можешь речь,

К устам умелым русским

Незрячего привлечь.

Твоих богатств несметных

В казне не сосчитать.

Стремятся иностранцы

Наш русский изучать.

Так процветай, любимый,

Могучий и родной,

Язык великий русский,

Навеки мы с тобой!

                                  (Сивкова Елена, 10 класс).

 Я обязан язык беречь.

Я на русской земле родился.

Мне понятна лишь русская речь.

И, как истинный сын России,

Я обязан язык беречь.

Тот язык, что Сергей Есенин,

 Как бесценный свой дар берёг.

И искрилось в устах его слово,

По- другому поэт не мог.

Его нежно родные берёзы,

Как невесты, роняют слёзы:

Старину они просят беречь

И родную русскую речь.

Но сегодня иная картина:

Иностранная речь, как лавина,

Как ужасный и грозный смерч,

Засоряет русскую речь.

Если б предки сейчас посмотрели!

В мишуру мы язык свой одели,

В иностранно-чужие одежды,

На Руси невиданные прежде.

Я за то, чтоб язык мой русский

Укреплял мировой прогресс.

Но при этом к русскому слову

Не терялся живой интерес.

Верю я, что язык наш русский

Обретёт триумфальный лик.

И на всех языках отзовётся:

 «Как прекрасен он и велик!».

(Логачёв Роман, 11 класс).

 Свои произведения оформляем в виде книжек-малышек, которые пополняют творческую копилку «Лингвистические находки», а также публикуем в стенгазете «Школьный  вестник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

«Кристалл» школьного издания, или любовь к «царственному слову» (Головко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы, редактор независимого детско-юношеского журнала «Мы» МБОУ «Гимназия№96» г.Казани)

Школьное издание в XXI веке, отражая многообразную жизнь учеников и их учителей как в учебное, так и в внеурочное время, не может пройти мимо освещения жизни и творчества писателей, которые заст...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...