Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.
2). Развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку.
3). Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь»
Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание литературы
Цели урока:
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести, понять язык и синтаксический строй текста.
2). Развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость, умение давать связный ответ по определенной проблеме, развивать интерес к русской литературе и языку.
3). Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров русской словесности.
Эпиграфы:
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.
К. Паустовский
Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…
И.С. Тургенев
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
Оборудование:
Эпидиаскоп, проигрыватель, пластинка с записью романса на стихи
И.С. Тургенева “Утро туманное…”, “зачетные листы” по теме “Синтаксис сложного предложения” для взаимоопроса в малых группах
ХОД УРОКА
I. Звучит романс на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное…”
Вступительное слово учителя. Я не случайно начала урок с замечательного романса на стихи великого русского поэта и писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь свободное владение всеми языками Европы не мешало Тургеневу быть непревзойденным стилистом в русской литературе. Всю свою любовь к родине, к русскому языку он воплотил в нескольких бессмертных строках одного из последних стихотворений в прозе: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Сегодня мы понаблюдаем за очаровательным, притягательным словом Тургенева в повести “Первая любовь”. Надеюсь, что слово это, исполненное нравственной чистоты, пронизанное любовью и светом, поможет сделать ваши души светлее и возвышеннее. Но при этом мы не должны забывать и о синтаксисе с пунктуацией.
II. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальный опрос у доски:
а) сообщение о синтаксисе сложносочиненного предложения (ССП);
б) сообщение о синтаксисе сложноподчиненного предложения (СПП);
в) сообщение о синтаксисе бессоюзного сложного предложения (БСП);
г) лингвистический анализ стихотворения И.С.Тургенева “В дороге” (текст стихотворения и схема лингвистического анализа у каждого ученика).
2. В это же время проводится взаимоопрос в малых группах по теме “Синтаксис сложного предложения” (класс делится на группы по 4-5 человек; руководит работой, оценивает и сообщает результаты консультант из наиболее подготовленных учеников).
Слушая ответы у доски,
1-я группа подбирает примеры из текста повести,
2-я группа задает дополнительные вопросы отвечающим,
3-я группа дополняет и рецензирует ответы товарищей.
III. Беседа на восприятие повести И.С.Тургенева “Первая любовь”.
- Дома вы прочитали повесть И.С.Тургенева “Первая любовь”. Напомните ее сюжет.
- Какие эпизоды вам наиболее запомнились?
- Какие чувства вызвала у вас повесть?
- Иван Сергеевич Тургенев тоже очень любил эту повесть, ведь в ней , как мы уже говорили на прошлом уроке , много автобиографического материала. Сам он так сказал о повести( работа с эпиграфом): “Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…”.
- Какое чувство сильней всего сохраняло в памяти автора этот живой сюжет?
Да, о своем чувстве герой говорит так: “Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный” .Запишите это предложение.
IV. Практические задания.
1. Пунктуационный и синтаксический разбор записанного предложения.
2. Словарно-орфографическая работа.
Задание № 1:
1-й и 2-й группам выписать из главы III слова с орфограммой “Н и НН в разных частях речи”;
3-й и 4-й группам выписать из главы III слова с орфограммой “Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи”.
Графически объяснить правописание слов.
Задание № 2:
Подобрать синонимы и антонимы к словам:
1-2-я группа – неожиданно;
3-4-я группа – неопрятный.
3.В творческой лаборатории писателя.
И.С. Тургенев не только мастер слова, но и мастер психологической характеристики. А как слово помогает ему в этом, мы сейчас понаблюдаем.
В 7 главе есть такая замена: вместо “усталый и счастливый до изнеможения, я вернулся домой” - “усталый и счастливый, я вышел из флигеля”.
- Прочитайте отрывок.
-Что уточнила такая замена?
В ту же 7 главу Тургенев внес такое изменение: вместо “делали в продолжение вечера” написал: “проделывали в течение этого вечера”. Чем объяснить такую замену?
-Какой частью речи являются слова “ в течение”, “в продолжение”? Запишите их правильно.
5. Конструирование предложений.
- Что же проделывали герои в этот вечер? Ответьте письменно.
Задание: отвечая на этот вопрос, составить сложные предложения с производными предлогами (1-2 группа – с предлогом “в течение”, 3-4 группа – с предлогом “в продолжение”):
1 группа – сложносочиненное предложение;
2 группа – сложноподчиненное предложение;
3 группа – бессоюзное сложное предложение;
4 группа – сложное предложение с разными видами связи.
6. Комплексный анализ текста (описание “воробьиной ночи” глава 7) :
“Гроза”,- подумал я,- и точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра… Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на темную массу Нескучного сада, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке… Я глядел – и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня…”
- Прочитайте отрывок.
- Обращаясь к “Толковому словарю”, найдите толкование выражения“воробьиная ночь”.
- Определите тип и стиль текста, его основную мысль.
- Скажите, как состояние природы помогает автору передать настроение героя?
- Какие выразительные средства языка использует автор, создавая картину грозовой ночи?
- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями в тексте?
- Составьте схемы предложений.
- Какие предложения преобладают в данном тексте? Как вы думаете, почему?
- Объясните слово “обожание”, подберите к нему синонимы, антонимы.
- Слово “воробьиная” разберите фонетически.
7. Программированные задания (через эпидиаскоп).
1) Указать тип предложения:
а) простое; б) сложносочиненное; в)сложноподчиненное; г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение с разными видами связи.
1. Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее удалился.
2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.
3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.
4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.
5. Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
Ответ: 1б; 2а; 3д; 4г; 5в.
2) Определить вид придаточных:
а) определительное; б) изъяснительное; в) степени и образа действия;
г) уступки; д) цели.
1. Я отправился к себе в комнату, чтобы надеть новенький галстук и сюртучок.
2. Я до того сконфузился, что даже не поклонился никому.
3. Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.
4. Дома я еще ходил в куртке и в отложных воротничках, хотя очень ими тяготился.
5. Но тут Зинаида, вероятно, догадалась, что я уже пришел в себя.
Ответ: 1д; 2в; 3а; 4г; 5б.
8. Объяснительный диктант с дополнительными заданиями.
С замиранием испуга, с каким-то ужасом недоумения на сердце бросился я назад и, пробежав переулок, чуть не упустив Электрика, вернулся на берег реки. Я не мог ничего сообразить. Я знал, что на моего холодного и сдержанного отца находили иногда порывы бешенства, и все-таки я никак не мог понять, что такое я видел… Но я тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку Зинаиды было для меня навсегда невозможно…
- Какие орфограммы встретились в тексте?
- Составьте схемы знаков препинания в предложениях.
- Какие по структуре предложения преобладают в тексте?
- Какие чувства героя хочет передать автор такими осложненными конструкциями?
9. Подготовка к творческой работе.
а) Чтение отрывка (глава 9).
“Зинаида сказала:
- Прочтите мне “На холмах Грузии”. Только сядьте сперва.
Я сел и прочел “На холмах Грузии”.
-“Что не любить оно не может”,- повторила Зинаида,- Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!”
б) Обсуждение.
- Согласны ли вы с утверждением Зинаиды?
- Была ли “первая любовь” Вольдемара подлинной любовью?
- Кто из героев повести пережил настоящую любовь?
- Как вы понимаете, что такое настоящая любовь?
V. Домашнее задание.
Дифференцированное творческое задание:
1 вариант – объяснить название повести И.С. Тургенева, составив для этого 3-4 сложных предложения;
2 вариант – написать сочинение-миниатюру “Что такое настоящая любовь”;
3 вариант – написать лирическую миниатюру “Грезы любви”.
VI. Выводы, итоги.
-Так о чем же мы говорили на наших уроках?
- Как синтаксис помогает нам выражать наши чувства?
- С помощью каких синтаксических конструкций лучше передать такое возвышенное чувство, как любовь?
VII. Заключение.
Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Иван Сергеевич Тургенев через всю жизнь пронес любовь к женщине, которая не могла стать его женой (она уже была замужем). Жизнью на краю чужого гнезда назвал он свои отношения с семьей Полины Виардо, которую любил чистой, бескорыстной любовью. Когда вы будете знакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева, вы увидите, что всех своих героев писатель проводит через испытание любовью, считая именно любовь высшим мерилом нравственности.
Любовь в романах Тургенева многолика. И каждый, кто любил, по мнению писателя, достоин внимания и уважения, потому что любое проявление настоящей любви прекрасно. И.С.Тургенев верил, что все в мире преходяще, а любовь вечна, что “только ею, только любовью держится и движется жизнь”.
Приложение
И.С.Тургенев
В дороге
Утро тума…ое утро с..дое
Нивы печальные снегом покрытые
Нехотя вспомнишь и время былое
Вспомнишь и лица давно позабытые.
Вспомниш… обильные страс…ные речи
Взгляды так жадно, так робко ловимые
Первые встречи последние встречи
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою стра…ой
Многое вспомнишь родное далекое
Слушая ропот колес непреста…ый
Глядя задумчиво в небо широкое.
1843
Схема лингвистического анализа текста.
- Выразительно прочитайте текст.
- Определите тему и основную мысль стихотворения.
- Расставьте знаки препинания. В чем особенность синтаксического строя текста?
- Слова какой части речи преобладают в тексте?
- Какую эмоциональную окраску придают стихотворению прилагательные?
- Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
- Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова? Докажите.
- Подберите к слову, выделенному курсивом, синонимы и антонимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Обобщение по теме «Синтаксис сложного предложения»
Цель: 1) Обобщение ЗУН по теме.2) Развитие навыков интерактивного тестирования; формирование навыков работы по методу учебных проектов: выполнение, оформление и защита проектов в виде слайдовой ...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «Обобщение по теме «Лексика и фразеология» по повести Н. Ивеншева "За кудыкины горы"
Повесть Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» учащиеся прочитали в рамках летнего чтения из списка 30 обязательных книг кубанских авторов, рекомендованных к чтению. На уроке анализируется примеры тематически...
Аналитический отчет участника муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2021" Лазаревой Анны Викторовны, учителя русского языка и литературы МБОУ "Ремзаводская СОШ"
Аналитический отчёт представляет собой обобщение опыта работы педагога....
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....