Коммуникативно-ситуативные упражнения для развития связной речи на уроках русского языка, объединённые общей темой – любовью к Родине, малой родине
учебно-методический материал по русскому языку
Данные упражнения развивают навыки связной устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_uprazhneniya.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-ситуативные упражнения
для развития связной речи на уроках русского языка,
объединённые общей темой – любовью к Родине, малой родине
Текст 1
В жизни каждого человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Еще одна важнейшая любовь – любовь к своему народу, к своей Родине.
Любовь к своей стране и своему народу по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач.
Если вы любите своих родителей, то любите их «во всех измерениях»: вы любите смотреть старые альбомы с фотографиями – какими они были в детстве, до свадьбы, молодыми и постаревшими. Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого, не можете не гордиться ее славными традициями.
И эта любовь к прошлому своего народа должна быть у людей всех профессий, всех научных и ненаучных специальностей.
(По Д.Лихачеву)
Задание
- Прочитайте текст.
- Определите тему и идею текста, придумайте заголовок.
- Выпишите словосочетания, с помощью которых можете своими словами объяснить, что такое любовь к Родине.
- Разыграйте с одноклассником диалог по идее данного текста.
Текст 2
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни, которые питают его. Корни – это наша история. Это наши деды и прадеды, это их дела, молчаливо живущие рядом с ними в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Дерево – это одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю.
(По В.Пескову)
Задание
- Прочитайте текст.
- Обоснуйте справедливость мысли известного русского журналиста и писателя Василия Пескова.
- В паре с соседом по парте дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему любовь к Родине включает любовь к ее прошлому?»
Текст 3
Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.
Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.
По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но плохо бережем то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-род удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие-то ящики.
Вспомним песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…», «Край родной…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом. Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
(По В.Пескову)
Задание
- Прочитайте текст.
- Сформулируйте по тексту вопросы и задайте их одноклассникам.
- При необходимости уточняйте ответы или исправляйте их.
Текст 4
Мой друг! Что может быть милей,
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там сладостней звучит поток,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!
(Н.Языков)
Задание
- Прочитайте стихотворение.
- Опираясь на этот поэтический текст, выберите одноклассника, в паре с которым составите устное высказывание на тему: «Что значит любить родной край?»
Текст 5
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать… Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком, и все в ней для нас родное.
Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
(По К.Ушинскому)
Задание
- Прочитайте тест.
- Перескажите текст от первого лица.
- Выберите одну из пословиц для заглавия текста.
1. Всякому мила своя сторона.
2. Всякая сосна своему лесу весть подает.
3. За морем теплее, а у нас светлее.
4. На чужой стороне и весна не красна.
5. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
6. Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.
Текст 6
Родина – это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком, ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, если ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой.
(По В.Сухомлинскому)
Задание
- Прочитайте текст.
- По аналогии с этим размышлением-обращением в паре с выбранным тобою одноклассником составьте свое обращение к учащимся нашей школы.
Текст 7
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес…
С чего начинается Родина?..
(М.Матусовский)
Задание
- Прочитайте текст.
- Определите главную мысль стихотворения известного поэта-песенника М.Матусовского.
- Опираясь на текст стихотворения, перечислите, с чего начинается Родина.
- О какой Родине – большой или малой – говорится в стихотворении?
- Почему большая Родина начинается с малой?
Текст 8
У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, Отчизны – дополняется еще чувством малой родины, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна.
(А.Твардовский)
Задание
- Прочитайте текст.
- Дайте письменный ответ на вопрос: «Что называет известный русский поэт А.Твардовский малой родиной?»
- Устно поясните, почему любовь к Родине обязательно начинается с любви к малой родине.
Текст 9
С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города – со всего, что с ним связано, – с малой родины. Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.
(Из журнала)
Текст 10
Родной край – понятие очень широкое. Через всю жизнь люди пронося любовь к родному краю.
В родном краю все важно: и события общественной, хозяйственной и культурной жизни, и благородные дела, поступки и успехи земляков, и окружающая природа. Разумное участие человека в жизни природы, общение с ней, пусть даже самое малое, полезно как человеку, так и природе.
(По В.Осипову)
Задание
- Прочитайте текст 9 и текст 10.
- Поинтересуйтесь у соседа по парте, что он думает о малой родине.
- Можете ли вы считать синонимичными выражение «малая родина» и «отчий край»?
- Сравните свой ответ с ответом одноклассника, прокомментируйте его мнение.
Упражнение 1
Нас окружает мир ,полный звуков, и мы не пугаемся их, как наши древние родичи, хотя…смотря в какой ситуации…
Придумай и опиши такую ситуацию, в которой можно действительно испугаться какого-то необычного звука! А может быть , и восхититься им или удивиться!
Итак, у тебя целых три задачи:
1.Придумать того, кто или что издает этот необычный звук.
2 Описать этот ни на что не похожий звук.
3 Потом представить и записать саму ситуацию, в которой герой слышит этот звук и как-то реагирует на него.
Упражнение 2
Попробуй, как сказочник Ганс Христиан Андерсен , « подсмотреть жизнь» хорошо известного тебе предмета. Самого обычного чайника, стула, утюга, учебника, ручки…
Выбери предмет и расскажи нам о его заботах .Если бы он мог говорить, он жаловался бы или хвастался ,или восторгался бы…
Выбрать можно не только конкретный предмет, но и абстрактное понятие : например,
ЧЕСТНОСТЬ или НАХАЛЬСТВО- что они могут рассказать о своей жизни?
Упражнение 3
Это упражнение называется « С кем дружит и почему?»
Попробуй составить список лиц, предметов или явлений , с которыми
--дружит водопад
---разговаривает зима
---путешествует стена
---играет телефон
В чем здесь секрет? Водопад, зима, стена, телефон не могут делать то, о чем говорит стоящий с ними глагол! Но именно так и рождается фантастический рассказ!
Выбери самый интересный вариант и начни писать «фэнтэзи».
Упражнение 4
Ты никогда не задумывался , как выглядит твоя комната? А теперь представь , что твою комнату описывают:
--- твоя бабушка своей подруге
--- твой приятель своему знакомому
---твой домашний любимец своим сородичам
--- грабитель , который забрался в надежде поживиться.
Посмотри на свое ИХ глазами: будут ли одинаковыми эти тексты-описания одной и той же комнаты?Обрати внимание на привычки людей, их увлечения, пристрастия…
Понаблюдай за своим домашним животным: каковы его повадки, от чего он получает удовольствие.
Упражнение 5
ОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФОР
Поиграем со словами!
Напиши слово для обсуждения-ПОИСКА АНАЛОГИЙ.
Например, к слову СКОВОРОДА.
Будем искать аналогии.Это тренировка вашего ума и воображения, что очень важно для сочинительства! Ну что общего у сковороды и ванны?!
Вот так писатели находят МЕТАФОРЫ-образные выражения, помогающие лучше представить предмет или понять взгляд автора на этот предмет.
сковорода
Аналогичные предметы
Для чего(роль)
Из чего сделан
Признаки
Где встречается
Что делает
Жарить, тушить,готовить еду
Чугун, алюминий
Небольшая\большая,круглая, черная.тяжелая, легкая
Кухня,плита,стол, шкаф
Нагревает,сохраняет тепло
Кастрюля, сотейник, гусятница.
Горшок,котелок,сейф, ванна
Кастрюля,шляпа, банка, сумка
Полка, дом, улица,поле,небо
Хранят, варят, парят содержимое, летает.
Упражнение 6
Попробуй разгадать «тайну» этого текста. Отыщи в этой путанице стихи А.С. Пушкина и стихи К.Д. Бальмонта:
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод-
Пришел невод с тиною морскою.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки , от нее,
Музыка звучала.
Он в другой раз закинул невод-
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закину он невод-
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой- золотою.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет,- и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Как взмолится рыбка золотая!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты , старче, меня в море!»
Упражнение 7
Этот текст с «секретом»: отыщи отрывки единых текстов.
Вся земля была покрыта водой. Бог решил из одной части воды сделать облака, а другую часть воды оставить на земле. Водная оболочка Земли называется гидросферой. Большую часть гидросферы составляет соленая вода Мирового океана; меньшую часть- вода суши и вода в атмосфере. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При охлаждении вода преврвщается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии. Блистая, пробегают облака по голубому небу.Холм крутой Осенним солнцем озарен. Река бежит внизу по камням с быстротой. Жидкая вода, лед и водяной пар не разные вещества , а одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях.
Вода была прекрасна. Свет отражался в воде. Пенистые волны плескались о берег. В некоторых местах волны с рокотом разбивались о скалы и мелкими брызгами разлетались в воздухе. Теперь на земле были суша и море.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"
Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...
Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.
Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отри...
Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»
В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...